Для тепла и шика. В чём белгородцы щеголяли зимой в советские времена
Своими воспоминаниями делятся читатели «Белгородских известий»
-
Статья
-
Статья
При нынешнем богатом выборе пуховиков, шуб и вычурных дублёнок всех модификаций и цветов радуги трудно поверить, что каких‑то 30–40 лет назад наши сограждане и не мечтали о таком разнообразии зимней одежды. Выбор, конечно, был, но очень и ограниченный.
Зимнюю одежду – особенно модную – приходилось доставать, и стоила она отнюдь не копейки. Поэтому брали, что было, и подгоняли под фигуру, перешивали и даже расшивали, чтобы добавить хоть какую‑то изюминку. Покупали пальто впрок и на вырост – особенно детям. И конечно, носили зимнюю одежду не один-два сезона, как сейчас, а пока она не придёт в совершенную негодность или не повезёт раздобыть новую.
Шуба в леопардовых тонах
«Зимняя мода советских женщин в 1970–80-е годы отвечала двум основным критериям: гардероб должен быть тёплым и респектабельным, – говорит Наталья Почернина. – Моя мама всегда выглядела модно и красиво, несмотря на дефицит.
Помню, у неё была очень эффектная шуба в леопардовых тонах. Искусственная, конечно: натуральные шубки по карману были только популярным артисткам, да и купить их было негде. Во всяком случае, в средней полосе. Позже в ателье она заказала коричневое пальто с широким воротником из рыжей нутрии и шляпу с высокой тульей такого же меха. Кажется, в те годы под Белгородом существовала звероферма, где разводили этих водяных крыс, и мех нутрии стал пользоваться у местных модниц большой популярностью. Но, честно говоря, этот комплект мама не любила: он сильно утяжелял её статную, красивую фигуру.
Где‑то в середине 1980-х маме удалось достать (скорее всего, купить с рук) финское пальто на синтепоне из плащёвой ткани. Боже мой, что это было за пальто! Элегантный фасон, благородный синий цвет, лёгкое до такой степени, что его можно было свободно свернуть и уложить в пакет. В морозы его нельзя было носить, но при температуре около ноля пальто было просто незаменимо.
Неудивительно, что вскоре я конфисковала его у мамы и гордо щеголяла в импортной обновке.
Важная деталь – зимняя обувь. У дамы она непременно должна быть на каблуке! Мамины финские сапоги из мягкой кожи я на ощупь помню до сих пор. Признаюсь, тайком, когда мама уезжала в командировки, я надевала их на вечерние дефиле вокруг родной школы – наверное, для того чтобы, случайно встретив одноклассников, удивить их столь элегантной взрослой обувью.
Одно время в моду вошли сапоги на танкетке. Маме и тёте московская родственница прислала такие посылкой. По моим ощущениям, танкетка у них была никак не меньше 10 сантиметров! Мама и тётя Лида, будучи и без того высокими женщинами в своём поколении, ничуть не комплексовали по этому поводу. Напротив, свысока взирали на окружающих.
Что можно вспомнить о зимних головных уборах? В моём детстве у женщин были популярны меховые шапки в стиле Нади Шевелёвой из «Иронии судьбы». Ещё взрослые женщины любили боярку – круглую шапку с каракулевым верхом, отороченную норкой, песцом или чернобуркой.
Также боярка могла быть сшита из одного меха – чаще всего норки. Норка вообще к середине 1980-х стала самым трендовым мехом у советских модниц. Солидные дамы предпочитали меховые береты, а вот «обманки» (квадратные шапки мужского фасона, имитирующие ушанки) считались пейзанским моветоном.
Девушки и молодые женщины (особенно интеллигентных профессий) предпочитали вязаные шапочки с отворотом в комплекте с шарфом. В сочетании с модными тогда дублёнками этот вариант воспринимался как нечто не совсем советское. Такое… прибалтийское, что ли.
Ну и немного о подростковой девчоночьей зимней моде. Клетка и цигейковый воротник – самое популярное сочетание 70-х и начала 80-х годов. Мне очень нравилось пальто, которое я носила, наверное, в седьмом-восьмом классах, – прямого кроя, с капюшоном, в крупную клетку.
С ним хорошо сочетались сапожки на «манке» (светлая каучуковая подошва внешним видом напоминала нелюбимую детворой кашу) и на «тракторе» (этот стиль напоминает современные гриндерсы, но выглядит не так брутально).
В старших классах у меня было элегантное чёрное пальто под пояс. К капюшону был приторочен ужасный искусственный мех «арлекинского» цвета. После покупки пальто он был немедленно спорот, а на его место пришита полоска чернобурки из семейных запасов».
Шапки с кроличьим пухом
«Взрослые зимой, я помню, носили шапки вязаные или кроличьи, – вспоминает Вера Чернякова. – Кто был побогаче – пыжиковые. Ещё были пальто зимние драповые с каракулевым или норковым воротником.
А детей одевали тоже в драповые пальтишки и мутоновые шубки. Шапки у малышей были либо вязаные с добавлением кроличьего пуха, либо мутоновые. А на ногах – валеночки с галошами».
«Петушки» и бурки
«Носили драповые пальто с воротниками из цигейки, – говорит Марина Воронина. – Особый шик для мужчин – барашковый воротник, для дам – из песца или нутрии. Шапки у женщин в основном были самовяз или модные мохеровые. Дамы постарше носили шерстяные платки. У крутых дам на зиму были круглые шапочки из рыжей лисы, песца или нутрии. Шикарные мужчины носили ушанки из пыжика, ондатры или нутрии. Те, кто попроще, – из цигейки.
У молодёжи, помню, вошли в моду «петушки» – фабричные вязаные шапки прямоугольной формы, их носили наискосок. Дети в основном ходили зимой в пальто, чаще клетчатых, у девочек с капюшонами, которые мамы обшивали лисьим или песцовым хвостом, или шубках из искусственного меха. На ногах у всех были сапоги или ботинки, чаще кожаные. Встречались и валенки с галошами. А бабушки обувались в бурки – высокие войлочные ботинки со змейкой.
Девочки из семей побогаче носили капоры из рыжей лисы с завязками из лапок или хвостов. Помню, как появились первые дублёнки – такие примажоренные тулупы. Местные шубные цеха, которые были почти во всех населённых пунктах области, начали производство таких элитных кожухов из овчины. Но изделия эти очень уступали по качеству фабричным. Ещё особым шиком считались мохеровые шарфы фабричного производства, особенно среди мужчин.
Хорошие вещи были в дефиците. Быть как все многим не хотелось, а посему шили сами, заказывали в ателье или на дому у частных умельцев».
Красные «лялики»
«В детстве у меня была белая пуховая шапка и красные валенки, – рассказывает Татьяна Котеля. – Ни у кого таких не было, а мне привозили из Харькова. Я говорила: «Где мои лялики?» И шубка была.
А мама купила себе зимнее пальто сине-сиреневого цвета с белым воротником из норки. Точнее, взяла его в кредит – тогда были такие беспроцентные займы. Она в заводской столовой работала и получала рублей 70, а пальто дорого стоило».
Папаха Чапаева
«35 лет назад я училась в кемеровском госинституте культуры и искусства, – вспоминает Анна Бесшапошникова. – Я тогда уже работала и шила себе в ателье тёплое пальто на подкладке коричневого цвета с каракулевым шикарным воротником под шоколадку. Мягкий, приятный мех, и в те годы даже модный и, конечно, дефицитный. Тогда всё надо было добывать, доставать, гоняться, стоять в очередях, иметь блат – людей, близко стоящих к распределению материальных благ.
Уже не помню, где я взяла эти замечательные шоколадные шкурки на воротник. Пальто было неплохо скроено и сшито, сидело отлично. Я была очень им довольна и точно не выглядела замухрышкой. К нему была сшита из таких же шкурок папаха – невероятно модная тогда модель шапки. Как теперь понимаю, я выглядела в ней очень оригинально. Многие подкалывали, говорили, что я в ней вылитый Чапаев, не хватает только красного околыша через всю шапку.
Серые каракулевые папахи тогда носили военные. Кажется, и сейчас такая есть у Шойгу. Вместо околыша я украсила вещь тонкой брошью с искусственной жемчужиной, но насмешки не прекратились. Самая замечательная история с этой папахой у меня приключилась на сессии. Надо было лететь сдавать хвост на заочном отделении. Сдать сдала, а обратно не смогла взять билеты на самолёт. Пришлось ехать из Кемерово в Новосибирск, там знакомый семьи, военврач, обещал устроить полёт с военного аэропорта на военном самолёте до Норильска, где я тогда жила.
Гражданских – таких как я, желающих улететь на военнике в Норильск, – набралось человек 10. Борт два раза откладывали. И два раза всех гражданских собирали, как солдат, перед самолётом, на лётном поле и пересчитывали. Собирал военный в папахе, как у меня, только голубого цвета. И я, когда встречалась с ним взглядами, чувствовала себя не очень. А он, по‑моему, даже веселился.
В то время в основном народ носил кроличьи ушанки, в моде была ещё боярка из песца. А самой дорогой шапкой была обманка из норки. Носили ещё норковые комбинированные ушанки. Мама такую купила: красивого серебряного цвета норочка, которая была на козырьке и ушах, а верх и тыльные стороны деталей были сшиты из серой замши. Дорогая, ценная вещь. За такими охотились не только в магазинах, но и тёмными вечерами в подворотнях. На обладателей норковых шапок смотрели с уважением и даже с некоторым подобострастием. Эта была очень статусная вещь, такая же, как ковёр, югославская или германская мебельная стенка, магнитофон или дублёнка – у многих таких вещей не было, о них мечтали и доставали любыми путями и за любые деньги.
Кстати, про дублёнки – все сходили по ним с ума. По сегодняшним меркам они были страшненькими и простенькими, зато натуральными, рассчитанными на 30-градусные морозы: теплющими, непродуваемыми. Иметь дублёнку – неописуемое счастье! У институтской подруги была единственная дублёнка на всю нашу общагу, в которой жило человек 300.
Мама подружки работала не абы кем – заведующей детским садиком! Что такое заведующая детсадом в те годы? Это места в садик, куда без знакомства сложно пристроить ребёночка. Отсюда и дублёнка. Коричневого цвета, приталенная, выше колена, с отложным воротником и манжетами из овчинки. Тогда в основном были чёрного цвета.
Подруге она очень шла, носила она её с длинным вязаным шарфом поверх и с вязаной светлой шапочкой. Выглядела нарядно и, конечно, дорого-богато. Стоила дублёнка тогда сумасшедших денег, по‑моему, около 200–300 рублей – две зарплаты инженера».
Записала Тамара Акиньшина