Почему в белгородском селе Белый Колодезь до 2010 года улицы не имели названий
«Белгородская правда» узнала историю населённого пункта
-
Статья
-
Статья
«От их названий ласковых становится светлей…» – помните эти строки эстрадного хита Юрия Антонова? Песне хоть и почти 40 лет, но всякий подпоёт с лёгкостью: «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную…». Побывав в селе Белый Колодезь Вейделевского района, «Белгородская правда» узнала, откуда берутся эти простые, незамысловатые названия улочек и переулков в российских городах, деревнях и сёлах.
В честь храма
«Улицы в населённых пунктах могут быть названы в честь знаменитых людей, известных местных уроженцев, исторических событий, которые происходили в этих местах, – приводит примеры глава администрации Белоколодезского сельского поселения Татьяна Андреева. – Названия могут быть выбраны в зависимости от расположенных рядом каких‑то объектов или других особенностей. И главное – чтобы они были согласованы с жителями».
В Белом Колодезе вышли далеко за рамки этих критериев. В названиях здешних улиц отражён, например, нрав и характер населяющих её сельчан. Или внешний облик этих улиц.
«Но главная, центральная улица нашего села – Вознесенская – названа в честь стоящего на ней храма Вознесения Господня», – говорит глава.
Село Белый Колодезь, как это часто бывает, расположилось вдоль автомобильной трассы. Вознесенская улица длиной 4 км – часть этой трассы. Кроме церкви, на ней стоят все основные учреждения: администрация, ДК, медпункт, магазины и прочее. Храм новый – построен в 2009 году.
«Тут, рядом с храмом, есть ещё и переулок Вознесенский, – дополняет Татьяна Михайловна. – Ну согласитесь, мы не могли назвать его иначе».
Улица дружная
Стоп-стоп… Но почему «мы не могли назвать»? Значит, современная топонимика села родилась в наши дни? Что ж, история знает такие примеры. Вспомнить хотя бы массовое переименование улиц в центре Белгорода с заменой социалистических названий на соответствующие духу времени.
В Белом Колодезе было иначе.
«Адреса нашим улицам мы присвоили только в 2010 году, – вспоминает глава. – До этого были хуторские наименования: Шалапутовка, Карандашовка, Будённый, Калинин, Мотня и так далее, и тому подобное. Мотня – тоже хутор. Он формы такой… треугольной».
По словам Татьяны Андреевой, вопрос доставки почты в селе без улиц вообще не стоял:
«А почтальон на что? Он всех сельчан знает наперечёт».
На западной окраине Белого Колодезя – улица Дружная.
«Люди у нас, в Белом Колодезе, очень независимые, с характером, – признаётся Татьяна Михайловна. – Но в то же время, если у кого‑то что‑нибудь случается, возникает нужда в помощи, сразу проявляют сплочённость. Может, ты с соседом ругался когда‑то, но если ему плохо – приди и помоги. Так и живут они там, на улице Дружной. Всё сообща – от праздников до сбора помощи солдатам».
Поют – как соловьи
Школа в Белом Колодезе стоит в центре, на Вознесенской. А улица и переулок Школьные – совсем в другом месте. И не случайно.
«На этом месте стояла наша знаменитая красная школа, то есть красного цвета, построенная графиней Паниной. В то время, в XIX веке, порядка 700 детей в ней учились. Это был комплекс замечательных зданий: главное здание школы, начальная школа, столовая, дома для учителей. Всё это просуществовало до 1986 года, когда была построена новая школа в центре села. Однако, присваивая адреса и названия, мы увековечили память красной школы».
— А улица правда такая красивая?
— Очень. Там нет ни фешенебельных домов, ни кованых заборов. Домики на ней в основном белого цвета. Такая тихая, светлая, душевная, настоящая деревенская улица. И улица Холмистая у нас действительно
холмистая.
Улица Молодёжная в Белом Колодезе – память о тех временах, когда местный колхоз под председательством чтимого в Вейделевском районе Николая Таволжанского строил дома молодым специалистам. Весёлая, по словам главы, – улица песенников.
«Поют – как соловьи, – заверяет Татьяна Андреева. – А Прилужная и Родниковая названы так по своей близости к нашим географическим объектам. У нас тут речка Луговая, при ней улица Прилужная».
Такие же географические названия у улицы Дальней и переулка Восточного. Действительно, они на дальней окраине села, в направлении восхода солнца. В давности там был хутор Матюшечкин – названный по фамилии живущих там купцов.
Пекли в бублешне бублики
Тихий переулок в Белом Колодезе мог бы быть, например, и Хозяйственным.
«Там у нас стоит сельская подстанция, пожарка наша, фермер держит свою технику, – рассказывает глава. – И живёт всего одна семья. Тихо, уютно, рядом лесок. В Вербном переулке растут огромные, красивейшие вербы. И переулок Маленький тоже оправдывает своё название – там всего две семьи».
Димитриевский переулок – на месте древней, давно разрушенной церкви святого Димитрия Солунского, постройки середины XVIII века. В память об этом храме сельчане поставили там поклонный крест. И назвали переулок соответствующе.
И самый, пожалуй, экзотичный топоним в Белом Колодезе – Бублешный переулок. Со слов старожилов, там раньше стояла бублешня. Пекарня по‑нынешнему. Пекли там бублики, крендели, куличи и просфоры для храма.
Из‑за родников
Любопытны названия не только сельских улиц, но и самих населённых пунктов. Что, например, значит слово «Кубраки»? Так называется одно из сёл в том же Вейделевском районе. Это предмет для лингвистов, исследователей старых местных диалектов.
А с Белым Колодезем вопросов нет. Сайт поселения сообщает, что село появилось в 1748 году. Было заселено Волоколамским монастырём Московской губернии на землях, приобретённых у купца-перекупщика Куликова. И получило название из‑за наличия большого числа родников, бьющих из‑под белых меловых холмов на сельской окраине.
Один из них сейчас благоустроен и озеленён, там построена купальня, место для набора питьевой воды, беседка для отдыха. Всё это – результат кипучей деятельности белоколодезцев, мастеров на разные проекты. Такие они, люди в Белом Колодезе, как и тамошние топонимы: дружные, весёлые, красивые.
Олег Гончаренко