«Таким людям хочется помогать». Как Рогозины из села Белый Колодезь стали фермерами
«Белгородские известия» рассказывают, как в Вейделевском районе поддерживают тех, кто хочет заниматься молочным животноводством
-
Статья
-
Статья
«У нас всегда были коровы. Бабушка ещё и по 30 быков выращивала. Не представляю, как она с ними справлялась: серьёзное животное. К тому же сегодня я понимаю, что держать одну-две коровы и даже небольшую ферму – это две разные истории», – говорит Валерий Рогозин.
Своими руками
Вообще, крестьянско-фермерское хозяйство по разведению КРС в вейделевском селе Белый Колодезь основал его отец – Виталий Владимирович, но 22-летний Валерий у районного начальства тоже в большом авторитете.
«Валерий по образованию архитектор, окончил институт в Воронеже, но вернулся домой – помогать родителям. Его приглашали работать по специальности, а он не соглашался. И я его понимаю: парень любознательный, всегда с новыми идеями, серьёзно настроен на собственное дело. В 2017 году у нас была программа «Сельский предприниматель» по линии АПК. Рогозины получили 2,7 млн рублей, чтобы заниматься молочным животноводством. Валерий тогда ещё учился, но сам написал бизнес-план на получение гранта, и сейчас он мозг, двигатель семейного предприятия», – считает замначальника управления сельского хозяйства администрации Вейделевского района Галина Панина.
Правда, архитектурные познания младшего Рогозина пригодились почти сразу – Валерий спроектировал животноводческое помещение для будущего стада, под которое семья приобрела приличный участок заброшенной усадьбы на окраине села. Исходил из того, чтобы малыми затратами возвести что‑то надёжное: стропильный каркас соорудили из дерева, стены обшили профлистом, изнутри утеплили сарай пенопластом.
Для работ никого не нанимали – Виталий Владимирович и два его сына (старший живёт в Вейделевке) всё сделали своими руками. И тот, кто хоть немного занимался стройкой, прекрасно понимает, какая это экономия в финансовом (да и нервозатратном) плане. Тем более что средства гранта были рассчитаны на покупку материалов и непосредственно животных, но не на оплату строительных работ.
Докажи и покажи
Развитие КРС небольшими фермерскими хозяйствами поощряется и финансово поддерживается в области. Тем не менее государственные деньги просто так не дают: необходимо выполнить условия по срокам существования хозяйства, наращиванию поголовья, привлечению наёмной силы, вложить собственные средства. И к проверяющим тоже нужно быть готовым.
Но, как мне кажется, первоначальный отбор проходит ещё на низовом, так сказать, народном уровне, когда срабатывает репутация семьи. Так вот, у Елены Ивановны и Виталия Владимировича Рогозиных и их детей она безупречная: трудолюбивые, честные, порядочные люди – так говорят о них односельчане.
С таким авансом доверия и местный кооператив «Вейделевское молоко» охотно помог начинающим фермерам на первом этапе: от него Рогозины беспроцентно под будущую продукцию получили 300 тысяч рублей, которые должны были вложить в качестве личного софинансирования.
«Кооператив софинансирует все программы местных производителей. Ежегодно его члены получают порядка 15 млн рублей на свои нужды», – поясняет Галина Панина.
Он же помогает фермерам реализовать молочную продукцию, решает вопросы с закупками кормов, представляет их интересы на уровне власти.
Сельхозуправление района консультировало Рогозиных при покупке скота. Остановились на нетелях из бывшего ровеньского племзавода «Советская Россия». Начинали с 15 голов, сегодня на ферме их 52, удои дошли до 15 л от одной коровы. В планах наращивать продуктивность.
С апреля коровы на летнем выпасе по договорённости с местной властью. При этом пасти стадо могут на неограниченной площади.
Не каждый осилит
У любого, кто держит КРС, режим особый, и Рогозины не исключение. В четыре часа – подъём, к 11 утра заканчивается первая порция ежедневной круговерти: коров моют, доят (этот процесс автоматизирован), кормят, поят, чистят стойла, да ещё и приласкать каждую бурёнку требуется. И это при хорошем раскладе, когда животные не болеют, не ожидается отёла, иначе и ночевать на ферме приходится. Потом небольшой перерыв, а вечером всё сначала.
Отдельная глава – подготовка молока к продаже. Часть фермеры сдают в кооператив, часть перерабатывают и продают на месте сами. Творог, масло, сыры их производства односельчане покупают с удовольствием (тут особая заслуга хозяйки и ведущего переработчика семейного предприятия Елены Рогозиной), тем более что доставка до дверей.
В этих трудах нет ни каникул, ни праздников, ни больничных. Когда работаешь на себя, переложить ответственность не на кого – это всем известно, а в случае с животными – особенно.
Конечно, желающих вписаться в такую жизнь немного. Тем более что за последние годы пошла мода на «пожить для себя, без напряжения», при этом поругивая всех и вся за то, что не помогли, не дали, не обеспечили.
«Вообще, в последние 30 лет престиж труда, тружеников заметно упал, – сокрушается представитель районной администрации Галина Панина. – Поэтому таким людям, которые горят своим делом, как семья Рогозиных, хочется помогать, и мы будем это делать».
Тем более что молодой сын основателей КФХ включился в работу со знанием дела и большой ответственностью. А это значит, что почин его родителей не станет занятием на несколько лет, временным источником заработка, а наверняка будет семейным, наследственным предприятием.
Ольга Бондарева