Тихая моя родина. Почему заслуженные жители села Хлевище возвращаются домой со всего света
«Белгородская правда» посетила гостеприимное село
-
Статья
-
Статья
Название села Хлевище лишь поначалу наводит на шутки. Мол, то ли дело, скажем, в Белгородской области – Рай, Белянка или Новоречье. Но хлевищенцы заслуженно гордятся своей топонимикой: в глубинной основе – богатство земли, плодородие. С давних времён здесь были великолепные пастбища, отсюда – сильное животноводство, обилие хлевов, загонов. Так и живут сейчас в Хлевище: с улыбкой и в довольстве.
Помнит храм о прошлом
Относится Хлевище к Алексеевскому округу и расположено крайне удачно: ровно в 20 км Алексеевка, а в 20 км в другую сторону – столица соседнего района Бирюч. Это близость и к цивилизации, и к рабочим местам для основной массы хлевищенцев.
Первыми благодать этих мест ощутили в конце XVIII века «разнородные переселенцы» (как их называет краевед из Алексеевки Анатолий Кряженков) из‑под Москвы и с Украины. К ним присоединились местные – из соседней Иловки.
Дело у людей на новом, благодатном месте пошло в гору, жизнь наладилась. Село, что называется, пустило корни. О нём появились задокументированные свидетельства.
В 1843 году в Хлевище открылся первый молитвенный дом. За ним помаленьку вся прочая нужная инфраструктура – от школы до кабака. Крестьяне выращивали рожь, пшеницу, подсолнечник, анис, кукурузу, просо, разводили скот и пчёл. Держали сады, разные ремесленные мастерские. Экономике способствовала существовавшая тогда и сейчас железнодорожная ветка от Валуек через Алексеевку и Острогожск на Лиски.
«А в 1858 году вместо первого молитвенного дома построили настоящий храм – деревянный, во имя чтимого в наших местах святителя Митрофана Воронежского, – рассказывает глава Хлевищенской территориальной администрации Ирина Костюкова. – В этот самый храм мы ходим и сегодня. Правда, после кап-ремонта в 2008 году он изменился внешне и внутри, наш почётный гражданин Николай Иванович Хорунжий за свой счёт отлил новые колокола, купил котёл отопления. Зато вы посмотрите на плакаты рядом с ним – как было и как стало. Были же сплошные бурьяны вокруг».
«Чтобы на пенсии пожить»
Главная улица в Хлевище, имени Николая Рыжих, на карте проходит по его окраине, опоясывая село по окружности. Но центр – именно на ней. Здесь стоят храм, школа с ДК, парк с братской могилой, местная администрация. Даже магазинчик рядом называется «Центральный».
Всё это видно с колокольни храма. А вокруг – бескрайние просторы с ухоженными прямоугольниками полей и приусадебных участков жителей. Их 883 человека – 800 живут в самом Хлевище, остальные обжили хутора Куприянов, Гречаников и Соломахин.
«В хуторе Куприянове мы с 2016 года реализовали очень много проектов. Дорогу с твёрдым покрытием построили не просто по всему селу – с подъездами к домам, удалённым от основной улицы. На кладбище установили отсутствующее ограждение. Сделали въездную зону на тему фестиваля «Играй, гармонь», который проходит по инициативе Николая Ивановича Хорунжего. Облагородили центр Куприянова. Два года назад проложили водопровод, поставили станцию водоподготовки, спасибо нашему губернатору за оперативное решение этого вопроса. И природа там замечательная! Как раз чтобы на пенсии пожить спокойно», – подытоживает Ирина Костюкова.
Парковая зона возле храма разделена на две части дорогой. Одна часть – мемориальная, в ней братская могила 19 воинов Великой Отечественной. Хлевищенцы реконструировали её в 2019–2020 годах с помощью гранта региональной власти и средств депутата облдумы Константина Самченко.
Участок парка через дорогу от храма более «лёгок» по наполнению – он украшен контактными скульптурами. Стоит стенд под названием ни много ни мало «Туристический маршрут села Хлевище». Туристам предлагается посетить школу, ДК, офис семейного врача, сквер именных деревьев, храм, братскую могилу, пару бюстов и кафе «У Лёши» (местного предпринимателя Алексея Евдокимова).
«Такой уж увлечённый человек»
В Хлевищенском доме культуры, который отремонтировали в 2010 году, по сельской традиции поместились и другие жизнеобразующие учреждения: почта, Сбербанк, библиотека. Что касается культурной жизни – работает 18 формирований по интересам.
«Очень пользуется спросом театр абсурда, я тоже в нём когда‑то участвовала, когда ещё не работала главой, – рассказывает Ирина Костюкова. – Худрук в нашем ДК не имеет профессио-нального образования, он ветеринар. Но сам пишет стихи и музыку, научился играть на всех музыкальных инструментах. Даже на пиле. Неоднократный победитель районного конкурса «Культработник года». Очень колоритный, интересный человек – наш Виталий Безбородых».
Виталий Петрович не только руководит клубной работой. Он увлечённый краевед, кропотливый исследователь военной истории Хлевища. Десятки имён воевавших земляков нашёл он в архивах и сводках, установил их фронтовой путь, награды, места и обстоятельства гибели. Все эти имена сегодня помещены на плитах сельского мемориала памяти.
«Ему даже из области звонят: «Найдите моего!» – и он делает всё, что может, такой уж увлечённый человек».
Живым и ушедшим
Малый бизнес в Хлевище представляют Любовь Ольшевская и Роман Рудниченко – владельцы магазинчиков.
«Вообще молодцы, – характеризует их Ирина Костюкова. – На все просьбы откликаются. Когда мобилизовали четырёх наших ребят (а у некоторых дети), Рудниченко собрал бакалею, а Ольшевская – мясопродукты, масло и так далее. Помогали семьям с детьми до тех пор, пока им не пришли положенные выплаты. Николай Иванович Хорунжий связан с производством кондитерских изделий, привёз ящики с печеньем».
Как и везде по области, для помощи семьям мобилизованных в Хлевище работает отделение Союза женщин. Глава администрации тоже в нём участвует.
«На днях дежурила на телефоне, поступило два звонка. Мать жалуется: сын два дня не выходит на связь. Успокаиваем, даём номера телефонов психологической помощи. Объясняем семьям пути решения разных бытовых вопросов, скажем, по кредитам».
Символ отношения хлевищенцев к своим воинам – бюст уроженца села, афганца Владимира Саломахина, погибшего в 1988-м. Он стоит рядом со школой, где ученики с учителями чтят память земляка. Бюст помогла поставить местная общественная организация ветеранов Афганистана и Чечни.
Есть в центре села и ещё один бюст земляка – Николая Рыжих (1934 – 2003). На нём мужчина со шкиперской бородкой (без усов – чтобы усы не опалить горящей трубкой). Всю жизнь он и был моряком-рыбаком. В честь него названы главная улица, парк, переулок, библиотека. Николай Рыжих – внук полного георгиевского кавалера, член Союза писателей СССР, обладатель нескольких крупных литературных премий, автор сборников морских повестей и рассказов. Они так и называются: «Рыбацкое море», «Студёное море», «Красивое море», «Светлое море», «Печальное море»… А последний сборник – «Тихая моя родина» – посвящён родному селу, отчему краю.
Хранители наследия
Душа хлевищенской школы – учитель начальных классов, руководитель кружка «Юный исследователь» Людмила Кузнецова, по её словам, с 2007 года увлечена «историческими моментами своей малой родины».
«Веду исследовательскую работу, руковожу кружком «Юный исследователь». Изучаем с учениками обряды, праздники, традиции, выходим на различные мероприятия – на округ, на область, там побеждаем. Благо есть с чем: у нас такие обряды, которых больше нигде не увидишь. Например, в исследовательской работе «Троицкие обряды и традиции» мы описали Дёму – это такой мужской персонаж в разных одеждах, вроде пугала. На праздник он ходит по улицам, люди ему поют «Ой, Дёма ты, Дёма, посидел бы ты дома». А у него хворостинка, он гоняет ею детей, взрослых – очень весело».
Людмила Митрофановна показывает работы и дипломы своих учеников. В 2019-м, 2021-м, 2022 году Дмитрий Шушеров (описавший Дёму), Надежда Ярцева, Ксения Кузнецова занимали первые места на областной научно-практической конференции «Истоки». Ксения выступила с докладом «Родной мотив гармошки русской», а Надежда красочно описала «Особенности свадебной обрядности на примере обряда «Пропой села Хлевище».
Школьный музей в Хлевище тоже посвящён в основном народному наследию. Представлена тема войны и истории школы. Среди экспонатов – традиционные предметы одежды и быта.
Людмила Кузнецова достаёт сборник «Песни Усёрдской стороны» и напевает старое хлевищенское:
«Эх, цаловальник, вот цаловальник,
Цаловальник молодой,
Неженатый, холостой…»
Далее в песне, обильно сдобренной припевами «ой, лёли», этому самому «цаловальнику» предложено напоить девушку вином и проводить домой, «до самых до ворот», после до «светёлочки светловой» и в конце совсем уж «до кроватки тясовой».
Второй смысл жизни
Природная достопримечательность Хлевища – шведская рябина. Обильные красные гроздья украшают пространство возле школы и ДК.
«У неё практически не надо формировать крону, она красивая сама по себе, – утверждает Ирина Костюкова. – Её наш школьный питомник выращивает из семян, мы эту рябину и Алексеевке даём бесплатно, там ею украшены несколько улиц, предоставляем её и лесхозу».
А рукотворная достопримечательность Хлевища – его благоустройство. Не раз село занимало призовые места на конкурсах округа, области. Шведская рябина, по словам главы, произвела фурор. Многие потом звонили, приезжали, просили семена и саженцы.
Выращивать что‑либо хлевищенцы большие мастера. Андрей Ивкин неожиданно обнаружил у себя этот талант на пенсии. Как и писатель Николай Рыжих, Андрей Степанович был моряком – только военным, на подлодке исходил весь свет.
«Посмотрел немножко мир, как живут люди в разных странах, как ведут хозяйство, как относятся к нему, – рассказывает Андрей Ивкин. – И решил на пенсии вернуться на земли своих предков (они у меня из Воронежской губернии) и основать садовое хозяйство».
Кажется, в Хлевище ничего не делают, не продумав – всё по какому‑нибудь гранту, по итогам победы в конкурсе. Глава администрации показывает площадку для детей и взрослых с игровым комплексом, качелями, уличными тренажёрами. Её построили летом прошлого года по президентскому гранту. Едем мимо арт-объекта в виде огромных букв «ХЛЕВИЩЕ» на въезде в село.
«Буквы – тоже победа в областном конкурсе, – с гордостью замечает Ирина Костюкова.
И рассказывает, что в хуторе Куприянове возведён (на средства гранта) монумент в честь всех односельчан-фронтовиков. Не только погибших, не только Героев – всех.
Сын верный России
Мы посетили дом почётного гражданина Алексеевского округа 75-летнего Николая Хорунжего – удивительное строение, как в сказке, украшенное различной резьбой. А рядом на участке – старый домик его мамы, в котором он вырос, помогая ей работать с пяти лет. Кто он, этот человек, рука которого прикасалась, кажется, к созданию всего самого лучшего, что есть в Хлевище и его хуторе-спутнике Куприянове?
Военная карьера ветерана Отдельной дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского, полковника запаса, кавалера девяти боевых орденов, афганца, разработчика уникальных образцов боевой техники уникальна. В представлении обывателя афганская война для нас закончилась 15 февраля 1989 года, когда последний советский военнослужащий покинул территорию Афганистана. Но это не так. Сама‑то война не закончилась, моджахеды взяли в осаду Кабул. Без советских военных советников было никак.
«Мне предложили практически в приказном порядке убыть в Афганистан, и 13 июля 1989 года я убыл, – рассказывает Николай Иванович. – Моя задача была создать из местных вооружённых сил, племенных формирований дивизию по обороне Кабула на юго-восточном направлении».
Хорунжий стал главным военным советником министра внутренних дел страны, обеспечивая безопасность столицы Афганистана. Ему пришлось создавать танковое, артиллерийское и другие подразделения, обучать людей, охранять стратегическую инфраструктуру, газопроводы. В этот период по его сектору обороны прилетало по 600–800 ракет в сутки.
«А к ноябрю прилетало всего по 10–12, потому что я пошёл вперёд, отодвигая противника от Кабула. К моему отъезду из командировки я уже ходил там, где нога советского солдата вообще не ступала».
После Афганистана был Северный Кавказ, служба в Главкомате внутренних войск МВД. С выходом в отставку – мирный труд, работа на крупных предприятиях Подмосковья, в том числе руководителем. Регулярно Николай Хорунжий навещал родное Хлевище и Куприянов, помогал то тут, то там, имея силы и возможности. И тем же самым занимается сейчас, поселившись в хуторе уже навсегда.
«Единственное, о чём сейчас жалею в свои 75 лет – считаю, что реализовал себя в жизни процентов на 30, а мог бы больше», – говорит Николай Иванович.
Бог даст, впереди ещё много. Ведь, как написал в посвящённой ему песне российский бард Пётр Черных:
«Российские дали, солдатские дали
Прошёл их по долгу, а не за медали.
Ты времени нужен и Родине нужен
Сын верный России – полковник Хорунжий».
Олег Гончаренко