Творить по любви. Что вдохновляет народного мастера из валуйского Мандрово
![Творить по любви. Что вдохновляет народного мастера из валуйского Мандрово Творить по любви. Что вдохновляет народного мастера из валуйского Мандрово](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/35/3a/353a9e40-bedd-4c6f-9759-067a9e603961/pravo_verkh11.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В большой светлой комнате мандровского ДК на втором этаже пахнет чабрецом, мятой и масляными красками. В центре – большой рабочий стол, уставленный деревянными заготовками для поделок, заваленный фетром, лоскутками, нитками. На полках широкого стеллажа – расписные матрёшки, куколки-травницы, лаковые миниатюры. Хозяйка этой мастерской – Марина Богданова. Она пришла работать в Дом культуры села Мандрово 27 лет назад.
Всё это время Марина Дмитриевна пишет картины, делает уникальные вышивки крестом, понемногу пополняет небольшой музей старины и учит детей. И о своём втором творческом доме рассказывает с большой любовью.
На спичечных коробках и пластинках
«Мне было восемь лет, когда мы с мамой и братом перебрались сюда из Закарпатской области, – рассказывает Марина Дмитриевна. – После окончания Алексеевского педучилища с дипломом учителя черчения и рисования я пришла работать художником-оформителем в мандровский Дом культуры. Когда все стенды переписала, перерисовала, взялась за творчество».
Как вспоминает Марина Дмитриевна, начинала с росписи пластинок и создания папье-маше из газет. Найти подходящие материалы и даже простую ватманскую бумагу в 90-е было почти невозможно. А потому картины вместо холстов писала на ДВП, а миниатюры рисовала на спичечных коробках. Постепенно мастерская заполнилась необычными и яркими работами, и в 1997 году в кабинете Богдановой открыли настоящий Дом мастера. Сюда на творческие уроки и мастер-классы к Марине Дмитриевне стали приходить дети самых разных возрастов – от дошколят до старшеклассников — не только из Мандрово, но и из соседних сёл.
![Своё мастерство Марина Дмитриевна бережёт и передаёт ученикам / Фото: Павел Колядин Своё мастерство Марина Дмитриевна бережёт и передаёт ученикам](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/43/90/4390397e-9855-4337-999f-0010632166c5/sleva.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Под музыку Вивальди
Уже выросло целое поколение тех малышей, которых начинала когда‑то учить хозяйка этой мастерской. Говорит, что теперь к ней приходят уже дети её первых учеников и она узнаёт в них лица и характеры их родителей. Многое изменилось с тех пор, кроме уютной атмосферы светлой комнаты на втором этаже.
«У меня с моими детьми очень тёплые, дружеские отношения, – говорит Марина Дмитриевна. – Для них это отдушина, потому что я никогда никого не заставляю. Предлагаю занятие, но каждый выбирает сам, что ему делать. Включаю им Вивальди, и, даже если они выберут поиграть в телефон сегодня, я знаю точно, атмосфера на них влияет как надо. Дети мне все секреты рассказывают, первая любовь, первые поцелуи. Я храню тайны. Иногда они у меня даже уроки делают, а я проверяю. Но больше, конечно, творческой работы у нас».
Работами нынешних учеников заставлены все полки стеллажа. Здесь и роспись, и рисунки, и поделки из папье-маше и кофейных крышек, украшения из полимерной глины и самые любимые детьми игрушки из фетра.
А Марина Дмитриевна со смехом рассказывает, что приходится не только учить своих подопечных творчеству, но и немножко воспитывать.
«Я им как‑то запретила слово «блин», – улыбается мастер. – Они сами тут же себе наказание придумали: если мальчик скажет это слово, он должен 10 раз отжаться, если девочка – 10 приседаний. Было весело, и за речью своей ребята стали следить».
Сейчас к Марине Дмитриевне постоянно приходят пять – семь человек. Но в октябре, как замечает хозяйка мастерской, ребят будет больше.
«Они, как мышки, прибегут ко мне в холода», – говорит она.
![Удивительная ручная вышивка крестиком / Фото: Павел Колядин Удивительная ручная вышивка крестиком](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c8/26/c826b3a4-364a-412a-bd95-ecd2c390f362/pk_220914_142844.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Дайвинг и картины
Говоря о свободе выбора для своих учеников, Марина Дмитриевна упоминает, что и своей дочери Александре в своё время не навязывала творчество. И та выбрала профессию экономиста.
«Надо сказать, что и она меня многому научила, – говорит хозяйка мастерской. – Когда дочери было шесть, ей поставили диагноз «неизлечимый папилломатоз гортани» – бородавки в горле, которые приходилось постоянно удалять. 10 операций она пережила. Тогда я стала очень импульсивной, поняла, что надо пробовать всё. Неизвестно, что будет дальше».
Вместе с дочерью Марина Дмитриевна освоила прыжки с парашютом, училась водить спортивный мотоцикл и занялась дайвингом, познакомившись с валуйскими подводными охотниками на сомов. Все эти занятия нашли своё отражение и в творчестве. Сделав снимки в рождественском пруду во время погружения, Марина Богданова написала потом несколько картин.
![Фото: Павел Колядин Творить по любви. Что вдохновляет народного мастера из валуйского Мандрово - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/96/15/96153e38-a226-4ae9-80f9-fc1fd5593b65/pravo_niz_marina_zanimaetsia_daivingom_i_pishet_kartiny_i_ob_etom.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«В 2007 году мне пришлось распродать часть своих работ, чтобы собрать деньги на лечение дочери, – рассказывает Богданова. – Со сбором средств мне тогда очень помог Юрий Клепиков, он родом из Валуек и сейчас возглавляет областную Думу. И я в благодарность написала ему большую картину «Закат над рекой». В том же году на открытие ДК после реконструкции приехал Евгений Савченко и забрал у меня одну из картин, чтобы передать её Белгородскому художественному музею. Я хотела подарить её, но Евгений Степанович настоял и взамен нам с дочерью вручил путёвку на море».
Сейчас дочь Саша живёт в Строителе, а четыре года назад у Марины Дмитриевны появилась внучка Полина. Для неё бабушка шьёт потрясающие лоскутные полотна, с которыми можно даже поиграть: перемещать фетровых медведей и белок, играть с бисерным дымом, который идёт из трубы дома, брать в руки расшитых снегирей и синиц.
![Добрые, тёплые воспоминания закарпатского детства / Фото: Павел Колядин Добрые, тёплые воспоминания закарпатского детства](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/47/da/47da0570-8ade-4ab4-b8f6-424bbff4c4cc/domik_vatutina_v_tekhnike_loskutnaia_zhivopis.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Память детства
В 2013 году Марине Дмитриевне предложили попробовать себя в роли главы Мандровского сельского поселения. Богданова отказываться не стала, правда, со временем поняла, что для этой работы не создана.
«Я нисколько не жалею, что попробовала, – говорит она. – Меня эта должность закалила, сделала сильнее. Ну и дала понять, что я без творчества всё же не могу. Мне комфортнее здесь, в своей мастерской, с детишками и цветочками».
Рассказывая о своём непростом творческом пути, Марина Дмитриевна показывает две особо ценные работы. На них ледяные ручьи Закарпатья. Это добрые, тёплые воспоминания детства, проведённого в большом и шумном селе Кушница.
«Помню горы, дом, огород и прямо за огородом ручей, – вспоминает мастерица. – Это очень чистые, красивейшие места. Там если поле зарастало, то не лопухами и крапивой, а луговыми цветами. Когда мне исполнилось 33 года, я решила туда съездить, чтобы навестить родного отца, которого не видела 25 лет».
Поехала на Рождество, вспоминает Марина Дмитриевна. С отцом разминулась на станции, а потом ещё несколько часов стучала в каждый дом и спрашивала, где найти Гицко Дмитрия Дмитриевича. Оказалось, что людей с таким именем в селе было аж восемь человек.
«Моего брата тоже зовут Гицко Дмитрий Дмитриевич, – смеётся мастерица. – Я, пока шла, и колядки послушала, и со всеми пообщалась. Такие гостеприимные там люди, дома нараспашку. А когда папу встретила, наконец, обнялись и плакали оба. И столько в этом плаче было всего».
Сегодня в мастерской висит подарок от отца, который Марина Дмитриевна привезла из той памятной поездки. Зеркало в деревянной раме в виде дуба с листочками и желудями, тонкая резьба по дереву.
«Он был самоучка, – замечает Богданова. – Днём на тракторе работал, вечерами строил дом, а по ночам писал картины и мастерил».
Стежок за стежком
Примером для подражания в детстве у Марины Дмитриевны был не только отец. Ещё одно своё увлечение она переняла у матери. Мастерица показывает удивительную ручную вышивку крестом. Расшитая чёрно-красным орнаментом рубашка в традиционном народном стиле вызывает неподдельное восхищение. Эту технику Богданова освоила сама, говорит, Господь открыл. Удивительно, но даже с изнанки на ткани не угадывается ни одного узелка, все нитки смотрят чётко в одну сторону, и кажется, что у вышивки нет ни начала, ни конца. За эту технику Марина Дмитриевна получила звание народного мастера.
«Вышиваю с пяти лет, – говорит она. – И я самоучка. У нас в семье все зимой вышивали. И мама, и тётки, и бабки, и всякие родственники приходили. Всё у нас было вышито: и шторы, и тюль, и косынка для церкви. Вот и я тогда начала. Сейчас схемы разрабатываю на склеенных тетрадных листах. Работа не быстрая – чтобы вышить одну такую рубашку, уходит полгода».
Этому искусству Марина Дмитриевна обучает и самых усидчивых своих детей. Но и сама на одной технике никогда не зацикливается. Сейчас в работе у мастерицы и сложные куклы, и роспись на бересте, и изготовление поясков для народного костюма на специальном станке.
Есть в мастерской и старая прялка, которую привезли из Насоново. Правда, она пока в нерабочем состоянии. Хозяйке пришлось оттирать её средством для духовок и плит, чтобы отчистить от слоя песка, пыли и земли.
«У меня тут небольшой музей уже образовался, – рассказывает Богданова. – Я же ещё исследовательской работой занимаюсь. Здесь, в Мандрово, а также в Насоново, Казинке и Ватутино. У бабушек или в заброшенных домах собираю старые вещи. Вот, например, колодка, рубанок, подковка от тяжеловозов, утюжки, чёски. Наши старожилы мне свои вышивки отдают. Я всё это собираю, смотрю узоры, иногда восстанавливаю».
![Музей в мастерской Дома культуры / Фото: Павел Колядин Музей в мастерской Дома культуры](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e9/6c/e96c2eac-6226-4a2f-9733-32e8af90c15f/nebolshoi_muzei_marina_bogdanovoi.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Мы ещё долго осматриваем богатую мастерскую Марины Богдановой. Невозможно охватить одним быстрым взглядом труды талантливого человека за 27 лет жизни. Остаётся только надеяться, что своё мастерство Марина Дмитриевна бережно передаст ученикам и они понесут в мир частицу её душевного тепла, мудрости и творческой свободы.