Творить по любви. Что вдохновляет народного мастера из валуйского Мандрово
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В большой светлой комнате мандровского ДК на втором этаже пахнет чабрецом, мятой и масляными красками. В центре – большой рабочий стол, уставленный деревянными заготовками для поделок, заваленный фетром, лоскутками, нитками. На полках широкого стеллажа – расписные матрёшки, куколки-травницы, лаковые миниатюры. Хозяйка этой мастерской – Марина Богданова. Она пришла работать в Дом культуры села Мандрово 27 лет назад.
Всё это время Марина Дмитриевна пишет картины, делает уникальные вышивки крестом, понемногу пополняет небольшой музей старины и учит детей. И о своём втором творческом доме рассказывает с большой любовью.
На спичечных коробках и пластинках
«Мне было восемь лет, когда мы с мамой и братом перебрались сюда из Закарпатской области, – рассказывает Марина Дмитриевна. – После окончания Алексеевского педучилища с дипломом учителя черчения и рисования я пришла работать художником-оформителем в мандровский Дом культуры. Когда все стенды переписала, перерисовала, взялась за творчество».
Как вспоминает Марина Дмитриевна, начинала с росписи пластинок и создания папье-маше из газет. Найти подходящие материалы и даже простую ватманскую бумагу в 90-е было почти невозможно. А потому картины вместо холстов писала на ДВП, а миниатюры рисовала на спичечных коробках. Постепенно мастерская заполнилась необычными и яркими работами, и в 1997 году в кабинете Богдановой открыли настоящий Дом мастера. Сюда на творческие уроки и мастер-классы к Марине Дмитриевне стали приходить дети самых разных возрастов – от дошколят до старшеклассников — не только из Мандрово, но и из соседних сёл.
Под музыку Вивальди
Уже выросло целое поколение тех малышей, которых начинала когда‑то учить хозяйка этой мастерской. Говорит, что теперь к ней приходят уже дети её первых учеников и она узнаёт в них лица и характеры их родителей. Многое изменилось с тех пор, кроме уютной атмосферы светлой комнаты на втором этаже.
«У меня с моими детьми очень тёплые, дружеские отношения, – говорит Марина Дмитриевна. – Для них это отдушина, потому что я никогда никого не заставляю. Предлагаю занятие, но каждый выбирает сам, что ему делать. Включаю им Вивальди, и, даже если они выберут поиграть в телефон сегодня, я знаю точно, атмосфера на них влияет как надо. Дети мне все секреты рассказывают, первая любовь, первые поцелуи. Я храню тайны. Иногда они у меня даже уроки делают, а я проверяю. Но больше, конечно, творческой работы у нас».
Работами нынешних учеников заставлены все полки стеллажа. Здесь и роспись, и рисунки, и поделки из папье-маше и кофейных крышек, украшения из полимерной глины и самые любимые детьми игрушки из фетра.
А Марина Дмитриевна со смехом рассказывает, что приходится не только учить своих подопечных творчеству, но и немножко воспитывать.
«Я им как‑то запретила слово «блин», – улыбается мастер. – Они сами тут же себе наказание придумали: если мальчик скажет это слово, он должен 10 раз отжаться, если девочка – 10 приседаний. Было весело, и за речью своей ребята стали следить».
Сейчас к Марине Дмитриевне постоянно приходят пять – семь человек. Но в октябре, как замечает хозяйка мастерской, ребят будет больше.
«Они, как мышки, прибегут ко мне в холода», – говорит она.
Дайвинг и картины
Говоря о свободе выбора для своих учеников, Марина Дмитриевна упоминает, что и своей дочери Александре в своё время не навязывала творчество. И та выбрала профессию экономиста.
«Надо сказать, что и она меня многому научила, – говорит хозяйка мастерской. – Когда дочери было шесть, ей поставили диагноз «неизлечимый папилломатоз гортани» – бородавки в горле, которые приходилось постоянно удалять. 10 операций она пережила. Тогда я стала очень импульсивной, поняла, что надо пробовать всё. Неизвестно, что будет дальше».
Вместе с дочерью Марина Дмитриевна освоила прыжки с парашютом, училась водить спортивный мотоцикл и занялась дайвингом, познакомившись с валуйскими подводными охотниками на сомов. Все эти занятия нашли своё отражение и в творчестве. Сделав снимки в рождественском пруду во время погружения, Марина Богданова написала потом несколько картин.
«В 2007 году мне пришлось распродать часть своих работ, чтобы собрать деньги на лечение дочери, – рассказывает Богданова. – Со сбором средств мне тогда очень помог Юрий Клепиков, он родом из Валуек и сейчас возглавляет областную Думу. И я в благодарность написала ему большую картину «Закат над рекой». В том же году на открытие ДК после реконструкции приехал Евгений Савченко и забрал у меня одну из картин, чтобы передать её Белгородскому художественному музею. Я хотела подарить её, но Евгений Степанович настоял и взамен нам с дочерью вручил путёвку на море».
Сейчас дочь Саша живёт в Строителе, а четыре года назад у Марины Дмитриевны появилась внучка Полина. Для неё бабушка шьёт потрясающие лоскутные полотна, с которыми можно даже поиграть: перемещать фетровых медведей и белок, играть с бисерным дымом, который идёт из трубы дома, брать в руки расшитых снегирей и синиц.
Память детства
В 2013 году Марине Дмитриевне предложили попробовать себя в роли главы Мандровского сельского поселения. Богданова отказываться не стала, правда, со временем поняла, что для этой работы не создана.
«Я нисколько не жалею, что попробовала, – говорит она. – Меня эта должность закалила, сделала сильнее. Ну и дала понять, что я без творчества всё же не могу. Мне комфортнее здесь, в своей мастерской, с детишками и цветочками».
Рассказывая о своём непростом творческом пути, Марина Дмитриевна показывает две особо ценные работы. На них ледяные ручьи Закарпатья. Это добрые, тёплые воспоминания детства, проведённого в большом и шумном селе Кушница.
«Помню горы, дом, огород и прямо за огородом ручей, – вспоминает мастерица. – Это очень чистые, красивейшие места. Там если поле зарастало, то не лопухами и крапивой, а луговыми цветами. Когда мне исполнилось 33 года, я решила туда съездить, чтобы навестить родного отца, которого не видела 25 лет».
Поехала на Рождество, вспоминает Марина Дмитриевна. С отцом разминулась на станции, а потом ещё несколько часов стучала в каждый дом и спрашивала, где найти Гицко Дмитрия Дмитриевича. Оказалось, что людей с таким именем в селе было аж восемь человек.
«Моего брата тоже зовут Гицко Дмитрий Дмитриевич, – смеётся мастерица. – Я, пока шла, и колядки послушала, и со всеми пообщалась. Такие гостеприимные там люди, дома нараспашку. А когда папу встретила, наконец, обнялись и плакали оба. И столько в этом плаче было всего».
Сегодня в мастерской висит подарок от отца, который Марина Дмитриевна привезла из той памятной поездки. Зеркало в деревянной раме в виде дуба с листочками и желудями, тонкая резьба по дереву.
«Он был самоучка, – замечает Богданова. – Днём на тракторе работал, вечерами строил дом, а по ночам писал картины и мастерил».
Стежок за стежком
Примером для подражания в детстве у Марины Дмитриевны был не только отец. Ещё одно своё увлечение она переняла у матери. Мастерица показывает удивительную ручную вышивку крестом. Расшитая чёрно-красным орнаментом рубашка в традиционном народном стиле вызывает неподдельное восхищение. Эту технику Богданова освоила сама, говорит, Господь открыл. Удивительно, но даже с изнанки на ткани не угадывается ни одного узелка, все нитки смотрят чётко в одну сторону, и кажется, что у вышивки нет ни начала, ни конца. За эту технику Марина Дмитриевна получила звание народного мастера.
«Вышиваю с пяти лет, – говорит она. – И я самоучка. У нас в семье все зимой вышивали. И мама, и тётки, и бабки, и всякие родственники приходили. Всё у нас было вышито: и шторы, и тюль, и косынка для церкви. Вот и я тогда начала. Сейчас схемы разрабатываю на склеенных тетрадных листах. Работа не быстрая – чтобы вышить одну такую рубашку, уходит полгода».
Этому искусству Марина Дмитриевна обучает и самых усидчивых своих детей. Но и сама на одной технике никогда не зацикливается. Сейчас в работе у мастерицы и сложные куклы, и роспись на бересте, и изготовление поясков для народного костюма на специальном станке.
Есть в мастерской и старая прялка, которую привезли из Насоново. Правда, она пока в нерабочем состоянии. Хозяйке пришлось оттирать её средством для духовок и плит, чтобы отчистить от слоя песка, пыли и земли.
«У меня тут небольшой музей уже образовался, – рассказывает Богданова. – Я же ещё исследовательской работой занимаюсь. Здесь, в Мандрово, а также в Насоново, Казинке и Ватутино. У бабушек или в заброшенных домах собираю старые вещи. Вот, например, колодка, рубанок, подковка от тяжеловозов, утюжки, чёски. Наши старожилы мне свои вышивки отдают. Я всё это собираю, смотрю узоры, иногда восстанавливаю».
Мы ещё долго осматриваем богатую мастерскую Марины Богдановой. Невозможно охватить одним быстрым взглядом труды талантливого человека за 27 лет жизни. Остаётся только надеяться, что своё мастерство Марина Дмитриевна бережно передаст ученикам и они понесут в мир частицу её душевного тепла, мудрости и творческой свободы.