Я для детей своя. Почему Зое Капустиной красненцы не боятся доверять самое дорогое
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Вот уже 32 года Зоя Ивановна встречает малышей на пороге детского сада в красненском селе Расховец. Она помогает им завести первых друзей, учит любви к малой родине и даёт ответы на все «почемучки» маленьких человечков.
«Я – человек-работник»
Зою Капустину всегда манила педагогика, и когда встал выбор, кем быть во взрослой жизни, метаться не пришлось. В Алексеевском педагогическом училище она преуспела по всем дисциплинам и вернулась в родное село уже молодым специалистом.
«У меня было много интересов: я и рисовала, и пела, и танцевала, и играла в волейбол, но никогда не сомневалась, кем действительно хочу стать. А директор школы, в которой училась, как‑то сказал: «Капустина точно будет или учителем, или воспитателем, вот посмотрите»! Так и получилось», – вспоминает она.
С тех пор расховецкий детсад «Солнышко» выпустил не одно поколение её воспитанников. Зоя Ивановна признаётся, что местами её путь в профессию был тернист, но теперь она чувствует, что абсолютно счастлива:
«Я оптимист! Верю, что справлюсь с какими угодно невзгодами. Может, это и помогало по жизни. Сейчас думаю, что достигла всего в работе. Я о гармонии, а не о грамотах и наградах. Конечно, приятно, если замечают и ценят мой труд, но больше нравится, когда хвалят наш садик в целом и вклад всего персонала».
Сегодня Зоя Ивановна – часть коллектива, а когда‑то ей приходилось им управлять:
«Отработала заведующей семь лет – поняла, что это не моё. Я больше люблю делать что‑то сама, а не руководить. Вот человек-работник – это я! И ещё мне очень не хватало общения с детьми, наших занятий и игр».
Запала хватает
Кому‑то работа с малышами покажется утомительной, но только не Зое Ивановне:
«Если я сильно вымоталась за день, то вечером посижу в тишине минут 10–15 и дальше могу заниматься делами. А вообще я редко устаю от детишек – запал не угасает. Раньше уходила в отпуск на 42 дня: первую, вторую неделю носа не показываю, но на третьей начинаю скучать и прихожу».
Выходя за ворота садика, воспитателю всё равно не удаётся забыться:
«Увидела как‑то мальчишку, стоял один и хныкал. Подбежала, спрашиваю: «Чего ты плачешь?» Оказалось, потерял маму из виду. Нашли её вместе. И мимо улыбающегося ребёнка не могу пройти равнодушно: как ему не ответить взаимной улыбкой? Я для детей своя».
Если приходится наказывать – никто не плачет, ведь знают, что не просто так. А если другой кто‑то отругает – глаза на мокром месте. «Мне обидно!» – говорят. Детский коллектив – это такое сообщество, куда не каждому дано войти: у них свои законы, которые подчас не поддаются нашему пониманию. Они же не взрослые, не могут объяснить – в этом и сложность.
Зоя Ивановна уверена, вместе с детьми можно создать всё что угодно, было бы желание. Главное – заинтересовать. Если ребёнку что‑то не нравится, его не заставить проявить участие:
«Скоро представим выставку «Народные художественные промыслы России». Думала, ну как же так устроить, чтобы увлечь и воспитанников, и людей, которые придут посмотреть? Решили, что детки сами расскажут о хохломе, гжели, других видах росписи и сыграют на ложках. Ещё у нас будут два лэпбука – такие яркие интерактивные папки на тему выставки».
Рисуем ватными палочками
Дети любознательны по своей природе: даже в обыденных вещах они находят нечто интересное и занимательное. Но время заставляет идти вперёд и искать новые форматы занятий. Будь то настольная игра или спорт – всё должно быть необычным. К примеру, рисовать можно не кисточками, а ватными палочками!
«Прихожу домой вечером и размышляю, что такого придумать на завтра, чтобы им было интересно? А ещё лет 10–15 я работала как по шаблону: пришла утром, приняла детей, поговорила с родителями, позанималась с воспитанниками… Было проще. А сейчас ребят нужно удивлять, использовать больше разных форм взаимодействия», – делится Капустина.
С течением времени другими стали и родители – требовательнее к воспитателю и снисходительнее к детям:
«На родительских собраниях всегда говорю: «Вы должны любить детей, но не баловать чрезмерно». Ребёнку нужно знать, что можно, а что нельзя».
Зато, по словам Зои Ивановны, родители стали чаще участвовать в мероприятиях детского сада:
«Они у нас и поют, и танцуют, и паровозиком ходят, и маски зайцев, лис и медведей надевают! Меня всегда трогает такое соучастие. Раньше папы наведывались к нам нечасто, сейчас же садик одинаково посещают и мамы, и папы».
Воспитанники Зои Ивановны с удовольствием готовятся к спектаклям и танцам, которые показывают в Доме культуры, школе или на конкурсе. Вместе делают картонные декорации, примеряют наряды, репетируют и разучивают движения.
«Мне радостно, когда они надевают народные костюмы и кокошники. А потом с интересом расспрашивают, почему такое носили, зачем повязывали ленточки на голову. Некоторые костюмы к выступлениям я покупаю сама, моя семья всегда не против таких расходов. Вот собрались, например, танцевать кадриль, а в чём её исполнять? – говорит Зоя Капустина. – Танцу тоже я обучаю: нахожу его описание для детей трёх–четырёх лет, сперва попробую сама дома и уберу движения, с которыми они не справятся. А потом вместе разучиваем кадриль: я показываю, ребята повторяют».
Думать и понимать
Воспитатели «Солнышка» стремятся дать детям всё, чтобы они подготовленными пошли в школу. Знать буквы и цифры, конечно, нужно, но не это самое важное. Главное – научить их думать и понимать:
«Деток надо правильно организовать, чтобы они поняли, что хотят от них. Сначала я рассказываю материал, в конце занятия они мне излагают то, что узнали. Так происходит взаимообмен, если его нет, то это напрасный труд. Я считаю, что мы как воспитатели должны приучать детей любить свою семью, малую родину, страну».
Несмотря на солидный стаж, Зоя Ивановна продолжает развивать профессиональные навыки:
«За плечами большой опыт, но смотрю на молодые кадры и понимаю: есть чему поучиться. Что‑то новое, другое присутствует в них. Не знаю, какие слова подобрать, чтобы объяснить, просто чувствую это – хочется смотреть, слушать, может даже в чём‑то подражать».
По наблюдениям воспитателя, сейчас роли детсада придают больше значения, нежели раньше. Зоя Ивановна сама стремится донести родителям, что дети должны пройти этот этап для социальной адаптации:
«В садике детки привыкают к нахождению в коллективе, общаются, развиваются. Мы водим их в Дом культуры, библиотеку и даже школу – там они рассматривают обстановку, знакомятся с учителями. Потом ребята не будут испытывать стресс, учиться будет легче. Ну а мы за них только порадуемся».