Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 августа 2024,  15:40

Кто здесь новенький? Как ребёнку адаптироваться в детском саду

«Белгородские известия» дали ответы на самые волнующие вопросы мам и пап

Кто здесь новенький? Как ребёнку адаптироваться в детском садуФото: Алексей Дацковский
  • Статья

Малыш начинает посещать детский сад, и родители переживают как же он будет проводить время без них. О том, как сделать процесс адаптации максимально быстрым и безболезненным для ребёнка, рассказали воспитатели и педагог-психолог детсада № 7 Белгорода «Семицветик».

От чего зависит хорошая адаптация ребёнка в детском саду: от родителей, малыша или воспитателя?

«Она зависит от всех участников процесса. Малыш, приходя в детский сад, не понимает, почему его вырывают из родной домашней уютной обстановки и начинают водить в чужое для него место. Задача коллектива детского сада – создать для крохи такие же условия, как дома, чтобы было комфортно и спокойно. Важен правильный настрой малыша на его пребывание в дошкольном заведении. С ним можно почитать книги, посмотреть мультфильмы о детском садике, чтобы у малютки сложилось представление о том месте, где он будет проводить время», – объясняет старший воспитатель Алла Росада.

По её словам, бывает и так, что родители морально не готовы отпустить своё чадо далеко от себя. Большинство взрослых переживают, оставляя ребёнка в детском саду, однако тревога родителей усиливает страхи малыша.

«Стоять у двери и прислушиваться, сидеть в раздевалке, караулить у окон группы – плохая затея. Дети очень чувствительны, и чрезмерная тревога родителей пугает их. Темперамент малыша также влияет на продолжительность адаптации в детском саду. Например, дети-сангвиники любят общение и комфортно чувствуют себя в группе, а потому и легче привыкают, чем дети-меланхолики», – подчёркивает Росада.

Какие есть советы для родителей, которые приводят ребёнка в детсад впервые?

«Очень хотелось бы посоветовать родителям на период адаптации уделить больше времени микроклимату в семье, создать комфортную бесконфликтную обстановку дома. Также нужно эмоционально поддерживать ребёнка, чаще говорить ему ласковые слова, обязательно придумать ритуал временного расставания», – подсказывает воспитатель Евгения Мачехина.

«Для благоприятной адаптации рекомендую родителям постепенно приучать малыша к режиму детского сада: подъём не позднее 8 часов утра, дневной сон, приём пищи в определённое время. Мы всегда рады, когда наши будущие воспитанники приходят к нам предварительно, чтобы познакомиться и пообщаться. С удовольствием показываем им и их мамам будущие группы и знакомим с правилами детского сада. Первые дни пребывания мама может находиться рядом с ребёнком, получать все необходимые рекомендации от специалистов и делиться информацией о своём малыше. Уверенная и позитивная мама – главный помощник в успешной адаптации ребёнка», – подчёркивает педагог-психолог Ирина Герман.

Как воспитатели находят подход к новичкам? Что они делают, чтобы адаптация у малышей прошла легче?

«К каждому ребёнку нужно найти индивидуальный подход, поэтому нам постоянно приходится придумывать и использовать новые методы работы. На своём опыте хочу сказать: для того чтобы отвлечь и успокоить малыша, иногда достаточно спеть потешку, надеть на руку куклу бибабо – и путь к успешной адаптации проложен», – рассказывает Мачехина.

«Люди, работающие с детьми, – кудесники своего дела. На период адаптации педагоги становятся ещё более креативными в своей работе, например используют юбки и куклы-адапташки, которые своим ярким видом привлекают внимание детей. Воспитатели, играя с малышами, пытаются вовлечь их в мир, полный чудес и волшебства. Таким образом они отвлекают ребёнка от переживаний, связанных с разлукой с родителями, и облегчают его адаптацию в детском саду», – поясняет Герман.

Сколько в среднем по времени занимает процесс адаптации ребёнка к детсаду? Почему он может затянуться?

«В целом этот процесс может затянуться до трёх месяцев. Но не нужно забывать об индивидуальных особенностях ребёнка. В среднем принято считать, что спустя один-два месяца большинство детей уже полностью адаптированы к детскому саду и могут ходить в него без проблем», – отмечает Евгения Мачехина.

«Однако бывает тяжёлая адаптация, когда ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду. При этом он часто болеет, при расставании с родителями утром истерит, плачет, вырывается, не хочет раздеваться и заходить в группу. После этого долго не может успокоиться, бегает то к дверям, то к окну, беспрестанно спрашивает, где мама и когда она придёт, отказывается есть и спать. Это всё может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада и записаться на приём к психотерапевту», – поясняет Алла Росада.

Когда адаптация считается успешной?

«О том, что адаптация проходит легко, можно судить по нескольким признакам: ребёнок с радостью идёт в детский сад и заходит в группу, у него налажен контакт с воспитателем, малыш играет с другими детьми, у него нет негативных эмоций при выполнении режимных моментов: он хорошо кушает и укладывается на дневной сон, весел на прогулке и с удовольствием участвует в играх и занятиях», – поясняет Мачехина.

«Судить о том, что ребёнок успешно адаптировался в дошкольном учреждении, можно только через несколько месяцев посещения детского сада, потому что частые болезни дошкольников удлиняют этот процесс. Адаптация считается успешной, если ребёнок спокойно расстаётся с мамой и бежит к своим друзьям и педагогу, легко находит общий язык с воспитателем, делится с ним своими маленькими секретиками, также он привык к режиму дня, имеет хороший сон и здоровый аппетит и у малыша нет резких перепадов настроения», – добавляет Росада.

«Основной признак успешной адаптации – устойчиво-гармоничный психоэмоциальный фон ребёнка в течение всего дня пребывания в детском саду», – подытоживает Герман.

Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×