«Музыка – мой попутчик по жизни». Сколько всего к 16 годам успел юный белгородец
«Белгородская правда» побеседовала с Максимом Пустовым, у которого в копилке 10 лет обучения игры на фортепиано, 5 – на гитаре и много побед в конкурсах
-
Статья
-
Статья
Максим сам пишет музыку. Он обладатель именной стипендии губернатора Белгородской области, а также оказался в числе тех одарённых ребят, кого известный пианист Денис Мацуев пригласил на свой концерт.
О том, как рождается новое произведение и сколько часов нужно сидеть за инструментом, чтобы побеждать в конкурсах, рассказал сам юный музыкант.
Передать образ
— Максим, сколько музыкальных конкурсов у тебя за плечами?
— Не меньше 70. Их можно разделить на три группы: исполнительское мастерство, теория, конкурс юных композиторов. Победил на международном конкурсе юных исполнителей «Ветер перемен», дважды был призёром престижного конкурса «Классика Белогорья». В областных конкурсах по теории, а это сольфеджио и музлитература, всегда занимаю первое место, дважды получил Гран-при.
— Как взять Ггран-при по сольфеджио? Даже я, не учась в музыкальной школе, знаю, что это крайне сложный предмет.
— Это точно, некоторые даже бросают из‑за него обучение. Но у меня абсолютный слух, потому мне легче. А Гран-при дают, когда не просто выполняешь задание, а чем‑то его дополняешь, усложняешь. Например, ты должен описать интервал, который тебе сыграли. А к ответу прилагаешь ещё и запись нотами. За это и начисляют дополнительные баллы.
— У тебя много достижений, но самым резонансным было второе место во всероссийском конкурсе «Мы сами – композиторы».
— Может, потому, что композиторов намного меньше, чем исполнителей. На конкурс нужно предоставить произведение, написанное по всем канонам, и это совсем непросто – ни в школах, ни в музучилищах направление не развито.
Первые детские попытки сочинять были в 12 лет, но понимание, как сделать полноценное качественное произведение, пришло лет в 15. До этого много общался с преподавателями Белгородского училища культуры, старался анализировать произведения других композиторов, пока не услышал: «Ну вот, это уже на что‑то похоже». Да и вообще, образование композитора можно получить только на основе консерваторского.
— Когда приходит вдохновение?
— Это может быть во время урока в школе. Или когда ты идёшь по улице. Играешь классическое, а вырисовывается своё. Для меня главное – музыкой передать образ, чтобы человек впечатлился и представил себе нечто. Знаю, что сыгранное каждый услышит по‑своему, поэтому название композиции не так уж и важно. Меня вдохновляют романтики – Шуберт, Рахманинов, Шопен, Шуман, мои сочинения ближе к классике.
— Сколько часов в день ты занимаешься музыкой?
— Два–три. Перед конкурсом, когда раз за разом проигрываешь какой‑то отрывок, оттачивая его, – больше. В день перед самим выступлением к инструменту не подхожу: то ли ритуал, то ли настрой такой. В каникулы играю редко, нужно дать мозгам проветриться, чтобы не выгорать. Если заниматься без остановки, это точно произойдёт. Было такое в этом году: месяца три вообще ничего не хотелось. А потом пришло вдохновение, и я продолжил с новыми силами.
— Хотел когда‑нибудь бросить занятия в музыкальной школе?
— Да, на четвёртом году обучения. И я мог запросто уйти, родители не давили. Но мы успешно преодолели непростой этап вместе с моим преподавателем по специальности Кариной Размоскиной. Она много разговаривала со мной, да и я понимал, что это лишь временный кризис. С Кариной Георгиевной занимаемся 9 лет. Мне всегда нравилось, что она терпеливо и доступно всё объясняет, поддерживает мои начинания.
— В семье есть ещё музыканты?
— Нет, папа – слесарь, мама – домохозяйка. Когда мне было шесть лет, все вместе определялись, куда мне податься. Я ходил на музыку, танцы, пробовал футбол, баскетбол, бокс, борьбу… Сейчас занимаюсь кикбоксингом.
— Как же взрослые разрешили, ведь травма руки, а в этом виде спорта они нередки, может перечеркнуть музыкальную карьеру?
— Со мной, конечно, провели профилактические беседы, но никто не запрещал: если нравится, то занимайся, развивайся. Если не рисковать, то зачем жить?
И вовсе не ботаник
— Максим, ты забрал документы, чтобы поступить в Белгородское училище культуры, но потом вернулся в школу. Передумал?
— Нет, решил поставить на паузу эту идею, дать себе два года на обдумывание, прежде чем окончательно выбрать направление, в котором буду развиваться.
— Если не музыкант и композитор, тогда кто?
— Врач. В 2022 году я участвовал в олимпиаде по биологии, на региональном уровне был восьмым, это хороший результат. Ещё мне легко даётся химия.
— Мне кажется, мы не всегда довольны врачами, потому что зачастую студентами медицинских вузов становятся те, кто хорошо сдал егэ по профильным предметам, а не те, у кого есть желание сострадать…
— Наверное, всё‑таки не сострадать, а знать, что у больного не так со здоровьем. Я смотрю много фильмов с разбором операций, знакомлюсь с диагностикой, читаю специальную литературу. Привлекает офтальмология, строение глаз крайне увлекательно, так же как и умение разбираться в причинах их заболеваний.
— Трудно сегодня быть отличником в школе?
— В школу иду с удовольствием, мой класс очень дружен, мы одна большая семья. Смотрим на другие параллели, где делятся на группы по интересам, и понимаем, как нам повезло. Так что это самый замечательный период. Времени на уроки уходит немного, родители не настаивали, чтобы я был отличником. Под стереотип ботаников не попадаю – нет такого, чтобы закрылся в себе, постоянно что‑то учил.
— Тебе нравится быть на сцене?
— Да. В Белгороде в парке Победы, где стоит рояль на набережной, получается собрать немало слушателей. Аплодируют, видео со мной в соцсети выкладывают, говорят что‑то одобрительное – ради таких эмоций и играю. Выбираю музыку, близкую интересам современного человека. Например, всем знакома мелодия из фильма «Пираты Карибского моря» – на неё сразу народ собирается.
Я всегда хотел играть современную музыку, поэтому обучился ещё и игре на гитаре. Правда, ожидание не совпало с реальностью. Бах, Бетховен – это, конечно, здорово, но если бы к классике добавили современные произведения, которые нравятся ученику, всё было бы по‑другому. После окончания приобрёл электрогитару и учился сам, чтобы получить больше возможностей.
— Что для тебя музыка?
— Мой попутчик по жизни.
Беседовала Елена Мирошниченко