Мода на интеллект. Почему в Белгороде популярны квизы
Разобраться в этом «БелПрессе» помогли организаторы интеллектуальных игр
-
Статья
-
Статья
В Белгороде сейчас проходят порядка десяти квизов. Оптимисты скажут, что общество устало от примитивности и потянулось к сложному и высокому. Интеллектуалы фыркнут: не каждая серая масса имеет что‑то общее с мозгом. Скептики поддержат их, объясняя популярность квизов тем, что играют‑то люди в барах. А идеалисты увидят в этом чудо: после стольких лет моды на губы, брови и реснички наконец‑то в моде мозги!
Стать частью тусовки
Прародителем современных квизов можно считать игру «Что? Где? Когда?». Она уже 45 лет имеет постоянную прописку на Первом канале. За долгую историю сложились свои традиции, преемственность и имидж клуба для избранных. Наверное, поэтому первая ассоциация с интеллектуальной игрой – это клуб ЧГК, а для более продвинутых ещё и «Своя игра», или «Свояк» на сленге знатоков.
В Белгороде лига ЧГК существует десять лет. В ЧГК играют белгородцы всех возрастов, от школьников до пенсионеров. Есть классическая версия игры с одной командой на площадке и спортивная версия, когда одновременно играют до десяти команд. Второй формат гораздо ближе к квизам и более популярен. Собственно, спортивная версия и стала отправной точкой для развития интеллектуальных игр в городе.
Один из её организаторов и редакторов – Дмитрий Богданов. Он же редактор квизов «Невыносимая игра» и «Аудиальный свояк».
«Предполагаю, что ЧГК пошёл в массы с развитием интернета и соцсетей. Мода на интеллект успешно существовала и в прошлом десятилетии, она спровоцировала интерес, а соцсети сделали своё дело», – считает он.
Год назад в Белгороде стартовала «Невыносимая игра», как говорит Дмитрий, в качестве попытки синхронизации ЧГК, который был и в некотором роде остаётся элитарным клубом для своих. Квизы же открыты для всех желающих. Спортивная версия ЧГК проходит в библиотеке и собирает в среднем по 60 игроков. А «Невыносимая игра» проходит в кафе, и на неё приходит около 100 белгородцев.
«Тех, кто приходит командой на квиз, чтобы именно выпить, немного. «Невыносимая» для этого не лучший выбор, чтобы отдохнуть есть другие квизы. У нас достаточно серьёзная разминка для мозгов. В то же время вопросы максимально разноплановые, чтобы проявить себя могли все игроки, – продолжает Дмитрий Богданов. – Есть люди, которые ходят по разным квизам, но таких немного, обычно у каждой игры своя аудитория».
— Прокачивают ли квизы интеллект или от них такой же эффект, как от кроссвордов?
— Есть версия, что человек, постоянно разгадывающий судоку и кроссворды, будет успешен только в их разгадывании. Также и в ЧГК: навыки, приобретённые в игре, в первую очередь, полезны в игре, – отвечает он. – В жизни же полезны краткосрочная память, умение обращать внимание на детали, вести разговор и слышать собеседника, быстро принимать решения. ЧГК стимулирует человека открывать новые знания и развиваться. Приёмы, усвоенные на игре, многие игроки успешно применяют в работе.
— Как думаете, это становится тенденцией или, как и любая мода, преходящее?
— Сложно прогнозировать. Квизов меньше не становится. Меняются форматы и ведущие, появляются новые. Заметил, что чем лучше продумана развлекательная часть, тем популярнее квиз. Люди приходят за впечатлениями, потусить, пофотографироваться, и это популяризирует интеллектуальные игры. Сначала потусил, потом втягиваешься и приходишь в первую очередь на игру.
Дмитрий уверен, что разнообразие квизов в Белгороде – прямое доказательство моды на интеллект, однако пришла она не сейчас, а ещё в первую волну их появления в 2016–17 годах. И сообщество интеллектуалов постоянно растёт.
Повод для знакомства и общения
Одной из первых интеллектуальных игр, захвативших белгородцев в марте 2017 года, стала «Мозгобойня».
Её организатор Лариса Котлярова рассказывает, что тогда в неё играли 60 городов, а сейчас уже больше 200.
«С марта по декабрь мы играли в ресторане на 60–80 посадочных мест, а в декабре мы переехали в ресторан покрупнее, потому что больше 100 игроков уже не помещались. Людям тема зашла. Это весёлое мероприятие, где можно собраться с коллегами или родственниками в будний день, пообщаться, поесть и поотвечать на вопросы. Игры носят развлекательный характер, но многих всё же заставляют прислушиваться к музыке, вспоминать факты, читать больше книг, ходить на выставки и изучать художников», – рассказывает она, добавляя, что основная цель игры – дать людям повод для общения.
За годы игры многие игроки стали друзьями, случилось и несколько свадеб.
Сейчас квиз собирает по 200–300 человек, к классическим вопросам добавились тематические игры. Проводили и корпоративную лигу, где участвовали по 50 организаций, после этого в городе проводят корпоративные квизы. Также в 2019 году прошла общешкольная игра, в которой участвовали 43 школы.
«Детям очень нравится, это классно. Они чувствуют вкус своих знаний, когда вспомнив факты из школьной программы или любимую музыку, могут выиграть. Использование своих знаний даёт им толчок запоминать и узнавать новое», – говорит она.
Помимо игр в будни, Лариса проводит семейный квиз по воскресеньям, и востребованы оба формата.
— Стало ли модно быть умным?
— Мне кажется, это было всегда. Возможно, не вся аудитороия квизов под это подходит, к примеру, на музыкальные квизы люди приходят танцевать и развлекаться. А если говорить про «Мозгобойню», то многие приходят потягаться интеллектом. А в новое поколение я вообще верю. Старшему сыну 22, я смотрю на них и вижу, что они лучше нас, умнее, веселее, бодрее.
Лариса готовится запустить новый квиз в октябре.
Потусить в особой атмосфере
Два года назад Елена Красильникова привезла из Мурманска в Белгород квиз «Особое мнение» (ОМ). Первая игра в июле 2020 года собрала 72 человека – 12 команд. Последние игры в августе собирали по 360 человек. На игру заявляется по 40–45 команд и ещё 10 постоянно в резерве.
«Наш квиз не для ходячих энциклопедий, а просто для хороших людей, – объясняет она популярность. – Есть те, кто приходит на интеллектуальную битву, большая же часть хочет развлечься, ну и в целом все идут за атмосферой. Однако это не значит, что на игре лёгкие вопросы, над ними работает целая команда редакторов в Мурманске и Белгороде».
— На ОМ есть команда, которая знает всё. Как такое возможно?
— Они все разносторонние: есть учёный, который владеет английским, есть меломан, есть знаток кино. И потом, они давно играют в кучу квизов. Поверьте, можно научиться думать и разгадывать вопросы. Внутри каждого есть подсказка, и когда игроки набираются опыта и могут её увидеть – это просто кайф. Я хочу сделать квизы популярным видом отдыха не только в Белгороде. Ведь можно придумать квиз для любой компании, любого предприятия.
Елена уверена, что в Белгороде есть мода на интеллектуальные игры.
«Да, Гугл всё знает, Алиса всё покажет, но они за тебя не поговорят с важным человеком, не примут решений в жизни, поэтому надо развивать свой интеллект, и квизы этому способствуют. Команды постоянно тренируются: учат флаги, столицы, скачивают вопросы. У нас полно людей, которые развиваются, читают, занимаются самообразованием», – делится она наблюдениями.
— В Твери девять лет проходит Открытый кубок губернатора по интеллектуальным играм. Ты видишь такое в Белгороде?
— Конечно, и у меня уже есть конкретные задумки!
Научиться думать
Организатор квиза «Умка», а также постоянный игрок клуба «Что? Где? Когда?» Лера Алфёрова придумывает по 60 вопросов для игроков еженедельно. Она точно знает, что мозг от них не ломается, а даже наоборот.
«Умка» началась пять лет назад с франшизы «Ума палата», затем переросла в авторский проект.
«На тот момент в Белгороде уже были квизы, и вроде бы куда ещё, но оказалось, что и трёх, и пяти мало. Белгород полюбил квизы, за эти годы желание у людей не пропало», – говорит Лера.
Аудитория «Умки» относительно постоянна: основная масса – люди 30–35 лет с семьями, работами, заботами. Им хочется переключиться, а тут есть возможность сходить в бар, ещё и мозги размять. На игру собирается человек 40–50.
«Многие боятся, что квизы только для умных, но любой, кто ходит на квизы, не скажет, что он слишком умён. Дело не в уме, интеллекте и логике, а в самом желании узнавать что‑то новое, развиваться», – продолжает она.
Есть вопросы, где нужны знания, а есть такие, где больше логики, хотя поначалу её вообще там не видно. Постоянные игроки учатся мыслить в нужном направлении, упрощать вопросы и видеть подсказки.
Бум квизов и моду на интеллект Лера объясняет появлением поколения, которому наскучили телевизор и компьютер и захотелось чего‑то большего.
«Надеюсь, интерес у людей не пропадёт. Здоровская инициатива сделать фестиваль: собрать много квизов и много людей, потому что квизы – это классно и полезно для всех», – уверена она.
На вопрос, чего в квизах больше: желания выпить или пошевелить мозгами – отвечает, что каждый приходит за своим. Нередко игроки совсем ничего не заказывают в баре, насыщаясь исключительно интеллектуальной пищей.
Понять, зачем нужны мозги
Многие умные таблоиды отмечают, что мода на интеллект уже стала трендом современности и квизы – лишь одно из подтверждений. В рейтингах – полюбившиеся западные сериалы про людей с феноменальными умственными способностями «Доктор Хаус», «Шерлок» и российский ответ им – «Метод» и «Метод Фрейда».
Кофейни завлекают настольными играми, библиотеки открывают свои двери ночью. Все, будто сговорившись, несут в массы один посыл: старайся почаще шевелить мозгами. И как не вспомнить самого мудрого и в то же время совершенно безмозглого сказочного персонажа.
«Мозги, я считаю, куда важнее денег, с какой стороны ни посмотри. Да вы, наверное, и сами примечали: от денег без мозгов никакой пользы, а когда мозги есть, можно и без денег жить в полное удовольствие», – говорил Страшила из «Волшебника Изумрудного города».
И с ним трудно не согласиться.
Ирина Дудка