Как справлялись с дефицитом косметики советские женщины
В Международный день красоты, 9 сентября, читательницы «Белгородской правды» вспоминают, чем они пользовались в пору дефицита косметики
-
Статья
-
Статья
«Я такого же оттенка добивалась копиркой. Уложила листики на волосы, повязала платочек – и спать. А утром нужный цвет!» – вдруг вспоминает знакомая, рассматривая нежный фиолетовый оттенок дорогой краски на седых волосах женщины, что проходит мимо.
Для нынешнего поколения, которое вряд ли знает, что такое копирка, этот способ окраски волос, мягко говоря, кажется весьма странным. А ещё ему невозможно представить магазин тех времён с одним тоном помады и пудры. Бабушки и мамы, чья молодость пришлась на 1970–80-е годы прошлого столетия, ломали голову, как достать заветные средства украшения внешности. Если с покупкой не везло, на помощь приходила фантазия.
Не обожгись!
«В 10-м классе я покрасила волосы серебрянкой. Она была в виде пудры, папа её с чем‑то разводил и красил забор. В школу заявилась пепельной, одноклассницы обзавидовались, пришлось и с ними делиться. Мои эксперименты жёстко пресекла мама: ей не понравилось, что мои одежда, подушка, полотенце вымазаны в краске», – вспоминает Ольга Семенович.
Выбор красок для волос осложнялся скудостью: женщинам предлагались только растительные хна (рыжий оттенок) и басма (чёрный). Порошок разводили в горячей воде и наносили на голову старой зубной щёткой. В парикмахерских осветляли волосы перекисью водорода и гидроперита, но белокурые локоны новоявленных блондинок казались далёкими от идеала: волосы выглядели жёлтыми и очень страдали от этой осветляющей смеси.
«На первом курсе института у меня была коса до пояса, хотелось быть феерично красивой, и я решила стать блондинкой. Не повезло: сожжённые волосы обламывались по всей длине, коса осталась только на фотографии», – до сих пор переживает Елена Барсукова.
Настоящей мукой считались железные бигуди. Чтобы добиться эффекта роскошных кудрей, нужно было проспать с этими приспособлениями всю ночь. С какой же радостью все восприняли изобретение электрических бигуди!
Пластмассовая основа со стержнями, на которые они нанизывались, разогревалась, обжигая пальцы, на горячие бигуди накручивали волосы. Ночные мучения остались в прошлом, электробигуди справлялись со своей задачей за час-два.
Популярностью пользовались и термобигуди, их нагревали в кастрюле с водой. Однако получившуюся красоту нужно ещё и сохранить.
«Средств для укладки волос не было никаких, кроме лака «Прелесть». Он склеивал волосы и создавал иллюзию парика, но никого это не останавливало: за лаком выстраивались огромные очереди, доставалось не всем, – рассказывает Лариса Губаренко. – Но мы не отчаивались, брали зубную щётку, окунали её в стакан с подслащённой водой, потом по щетине проводили пальцами над волосами. Сладкие брызги держали волосы недолго. А вот если нанести сироп на влажные волосы, накрутить бигуди и лечь спать, то наутро получали железобетонную укладку, которой не страшен ни снег, ни ветер».
Отлично держало волосы и светлое пиво: пенным напитком брызгали волосы, прежде чем накручивать на бигуди.
Плюнуть в тушь подружке
Самая доступная из косметики прошлого столетия – ленинградская тушь. Небольшой твёрдый брикет в чёрной картонной коробочке с маленькой пластмассовой щёточкой запомнили все, ведь иной туши просто не существовало. Да и в продаже она появлялась часто.
«Подружки разделяли склеившиеся после туши ресницы иголкой, а я отчаянно боялась повторять за ними, поэтому на торжественный выход меня красил кто‑нибудь из девчонок. Только сама плевала в тушь и категорически запрещала делать это им. Они смеялись над моей брезгливостью, ведь плюнуть в тушь подружки считалось высшей мерой доверия. Как вспомню, аж жутко становится», – морщится Елена Барсукова.
Плевать, конечно, необязательно, но тушь важно было намочить.
Из‑под крана или стакана капельку не капнешь, перельёшь – испортишь и тушь, и картонный коробочек. Тушь боялась воды, всплакнёшь – она щипала так, что забывал о причине слёз. Но и без неё никак.
«Она создавала эффект нарощенных ресниц. Для этого нужно нанести один слой туши и, не дожидаясь, пока он высохнет, припорошить ресницы мукой или пудрой, затем нанести новый слой. Какая красота получалась! Мальчишки на дискотеке падали (по крайней мере, нам так казалось), бабуси у подъезда плевались, мама ругалась, поэтому порой красились в чужом подъезде и только потом шли покорять мир», – улыбается Ольга Семенович.
Где ресницы, там и брови-ниточки. Хороший пинцет купить невозможно, его имели единицы, и ситуацию спасал чертёжный инструмент – рейсфедер, который был практически в любой советской готовальне. Брови подкрашивали обыкновенными цветными карандашами – чёрным или коричневым. Хорошо, если он мягкий.
«Послюнявишь кончик – и вперёд. А вот с подводкой глаз сложнее: грифель смачивали, водили по нему заточенной спичкой как кисточкой, а потом рисовали вожделенные стрелки. Ювелирная работа. Всё боялись, что рука дрогнет – и прощай, глаз», – вспоминает Лариса Губаренко.
Сногсшибательная помада
Не баловали модниц прошлого столетия и помадами.
«Поэтому их использовали подчистую, – утверждает Елена Барсукова. – Остатки выковыривали спичкой и выбрасывали идеально чистый тюбик. Мне мама отдавала их поиграть, вымазаться там уже было нечем».
Оттенков помады тоже было немного и почему‑то очень ярких цветов: морковно-оранжевый, красный, вишнёвый, бордовый, перламутровый розовый.
«Чтобы усилить эффект перламутровой, мы обрисовывали губы карандашами для рисования. Даже сами иногда её делали: смешивали обычную матовую помаду с зубным порошком. Но самую эффектную придумала я, так как не переставала экспериментировать с серебрянкой. Выковыренные остатки помад, собранных у знакомых, плавились на водяной бане, смешивались с вазелином. А потом добавлялась пудра-серебрянка, получалось сногсшибательно», – вспоминает Ольга Семенович.
Большим полем для творчества служили и отечественные лаки, из‑за небогатого ассортимента модницы сами придумывали нужные оттенки.
Для этого они смешивали белый лак с пастой от ручек разных цветов.
«А если сверху ещё и блёстки от новогодних игрушек, то ты в тренде», – смеётся Ольга.
Яйца за тени
«Я часто думаю, как же странно мы выглядели. В женских журналах того времени – «Работница» и «Крестьянка» – советы по уходу не публиковали, спросить тоже не у кого. Мы в 16 лет искренне считали, что густые голубые тени, причём у всех сразу (зачастую они были одни на всех) и помада вырви глаз нас неимоверно красят. И мы очень злились, когда взрослые утверждали обратное. Как же я завидую нынешним девчонкам, которые, кажется, с детства владеют искусством макияжа», – говорит Елена Барсукова.
В 1980-е годы в стране стала появляться качественная косметика, но купить её по‑прежнему было непросто.
«Некоторые наименования продавали три торговых комплекса в Москве, однако выстоять нужно было несколько часов, а порой и с ночи занять очередь, ведь покупатели толпились со всего Советского Союза, – вспоминает Лариса Губаренко. – Второй вариант – не стоять в очереди, а купить рядом у спекулянтов в два раза дороже. Моя первая хорошая косметика появилась во время поездки в середине 80-х в Казахстан. Удивительно, но там и французская тушь, и французские духи были в свободной продаже».
Ольга Семенович продолжает:
«Моя бабушка жила на Дальнем Востоке в деревне. Я приехала к ней в гости, зашла в магазин и обмерла перед витриной. За так называемые заготовки – определённое количество сданных яиц, молока, мяса – можно было приобрести дефицитные товары, в том числе и косметику. Я прибежала домой и бухнулась бабушке в ноги. С трудом она согласилась отдавать мне часть яиц, что‑то прикупали у соседей. Но – ура! – домой я возвращалась с заграничной помадой, тушью, тенями».
Шло время, и полки магазинов заполнились косметикой, её дефицит остался в прошлом. И о нём воспоминают с улыбкой.
«Мы были молоды, счастливы, к отсутствию многих вещей относились спокойно. Ведь впереди нас ждала – мы в этом были твёрдо уверены – такая прекрасная жизнь», – говорит Елена Барсукова.
Елена Мирошниченко