Как укладывали волосы наши мамы и бабушки
«Белгородские известия» записали рассказы белгородок и мнение парикмахера-универсала
-
Статья
-
Статья
Пергидрольный блонд и химические кудри, скромный шиньон и хулиганский гаврош, аккуратный паж или растрёпанная твигги – волосы советских женщин в течение жизни претерпевали множество трансформаций.
«Патронташ» и тряпочки
Мамины бигуди жили в обувной коробке на самой верхушке комода. Этот клад я обнаружила лет в пять, когда подросла настолько, чтобы, стоя на цыпочках на подставленном стуле, дотянуться до таинственной коробочки. Потом, счастливая, долго перебирала металлические и резиновые «патроны» с круглыми дырочками по бокам. Конечно, накрутила волосы себе и всем своим куклам.
Как это делать, я знала. Видела, как вечером перед каким‑то знаковым событием, например перед очередным моим утренником в детсаду, мама садилась у зеркала и наводила красоту. Как она спала на том металлическом «патронташе», который образовывался у неё на голове, даже не представляю. Наверняка это было жутко неудобно. То ли дело мои тряпочки! Да, мне перед утренником в детсаду, а потом и перед школьными праздниками делали импровизированную завивку. На ночь мама накручивала мои негустые волосы на узкие полоски ткани и завязывала узлом или же заплетала их в несколько тонких косичек. И утром я просыпалась с шевелюрой разной степени кучерявости.
Хотя бигуди у мамы были вспомогательным инструментом, когда старая химия отрастала, а новую делать было ещё нельзя. Кто слишком часто прибегал к этой далеко не безобидной процедуре, вместо волос имел на голове безжизненную мочалку. Впрочем, даже со свежей химией причёска выглядела так себе, и маме всё равно по утрам приходилось долго воевать с кудряшками, чтобы они легли более-менее красиво. Являясь начальником отделения почты, пусть и маленького, сельского, мама всегда старалась выглядеть хорошо. Уложенные волосы, подкрашенные губы, простое строгое платье или блузка с юбкой – мама олицетворяла собой образ типичного сотрудника советской почты.
Ирина Лунёва, 54 года:
«Длинные волосы у меня были до 8-го класса. Потом подстриглась и с тех пор всегда хожу с короткой стрижкой. Хотя за время беременности и декрета снова отрастила косу. Перед выходом на работу пришла в парикмахерскую, попросила мастера сделать мне стильную короткую стрижку. Но тогда, в 1980-х, белгородские мастера не умели их делать, и в 25 лет меня подстригли как пожилую женщину – под химию: сверху чуть длиннее, сзади короче. Представляете, как я расстроилась? Пришла домой – муж не узнал. Спасло только то, что вскоре я переехала в Харьков, а там было раздолье парикмахеров-стилистов, которые умели делать короткие стрижки, чтобы волосы красиво лежали и причёска держала форму. А когда вернулась в Белгород, уже и наши мастера научились так стричь.
Я начала рано седеть – с 23 лет, и, чтобы не выглядеть старше из‑за седины, приходилось краситься. Тогда были сумасшедшие цвета – рубин, махагон. Вот с последним я проходила лет 10–15. А потом в один прекрасный день решила от него избавиться и для этого стала коротко стричься. Отросли свои натуральные седые волосы. Но седина у меня была благородная – не жёлтая, а серебристая, поэтому все думали, что я в этот цвет крашусь.
Так проходила ещё лет 10, пока опять не решила начать краситься, но на этот раз в натуральный светло-русый цвет. Его мне помогла подобрать колорист. Седину этот оттенок хорошо маскирует, и ходить от окрашивания до окрашивания могу долго, что немаловажно. Мастеров я периодически меняю: хожу к одному и тому же, пока он не начинает повторяться, а мне хочется разнообразия. Даже специально для этого чуть отпускаю волосы, чтобы у мастера был разбег: на коротких‑то волосах особо не пофантазируешь. Но к одной девочке – тому самому колористу – периодически возвращаюсь. Хотя она меня постоянно пытается увести в длинную стрижку. Но с короткой мне больше нравится, с ней я чувствую себя комфортнее.
На праздники тоже особо не заморачиваюсь, в парикмахерскую на укладку не хожу. Вымыла утром голову, нанесла на волосы средство для укладки, высушила феном. Даже без расчёски могу обойтись, пальцами поворошила шевелюру – и отлично. Чёлка куда легла, туда и легла. У меня свободный стиль. Я считаю, главное в стрижке – комфорт и удобство. Если чувствую, что волосы не лежат, как надо, – иду стричься».
Марина Михайлова, 59 лет:
«Максимальная длина волос, которая у меня была, – по лопатки. Но в начале 1980-х в моду вошли короткие стрижки. Помню, как‑то я сама себе на макушке остригла волосы шапочкой, а внизу оставила длинные. На эту причёску потом сделала химию. Длинные кудри, конечно, тяжело расчёсывать, но я была довольна. Помогало ополаскивание их водой с уксусом — такой в те времена у нас был кондиционер для волос.
Очень хотела стать блондинкой, но мой тёмно-русый цвет волос тогдашним средствам для осветления не поддался. Попробовала один раз осветлиться пергидролем – получился жёлтый. Я расстроилась и прекратила попытки.
И вообще, особо никогда не красилась, радикально цвет волос не меняла, только оттеняла баклажаном, который в конце 1980-х вошёл в моду.
В студенческие годы активно использовала термобигуди, крутила волосы на плойку. А лет 25 назад пришла к каре и с тех пор этой причёске не изменяю.
Разве что длину варьирую: иногда отращивала удлинённый боб, порой выстригала каре на ножке. С этой стрижкой мне удобно: и накрутить на праздник можно, и в хвост собрать. Только чёлка неизменна – никак её отрастить не могу. Но это, может, и к лучшему – с чёлкой мне самой нравится, и говорят, что с ней я выгляжу моложе.
Несколько лет назад начала краситься в карамельный цвет, но мастер посоветовала уйти от этой рыжины и сделать мелирование, чтобы замаскировать седину. Она у меня не по всей голове, в основном на чёлке и висках. Получилось хорошо. Как раз и отросшие корни волос по пробору стали менее заметны. Пару недель так похожу и покрашусь в розовый жемчуг. Очень необычный и красивый цвет – как раз на весну».
Парикмахер-универсал с 30-летним стажем Марина Вишнякова:
«В начале 1990-х, когда я только начала работать, у мужчин преобладали стрижки военной или, скорее, бандитской тематики – полубокс, бокс. Это когда сверху головы оставляется бобрик или площадка, а внизу волосы выстригаются очень коротко, практически под ноль. Сейчас, кстати, они снова популярны.
У женщин тогда модными были каре и боб, а также пользовались спросом лесенка, дебют – градуированные стрижки. Химия отходила, причём резко. Её пик пришёлся на 1980-е годы – моду на эту причёску задала Алла Пугачёва. Что интересно, женщины в 1990-е начинают уходить в длинные волосы. Короткие стрижки – сессон, «Наташа» – остаются в прошлом. Хотя «Галина» – это знаменитая стрижка гарсон под мальчика – из моды никогда не выходила. Ещё в эти годы женщины повально красились в блонд.
В 2000-х на пике популярности у девушек – каре, боб и их гибридные формы, например стрижки с асимметрией. 15 лет назад в моду резко вошёл чёрный цвет волос – подавляющее большинство женщин из блондинок перекрасились в брюнеток. А сейчас, к слову, тенденция к возврату натурального цвета.
Вообще, мода на стрижки не стоит на месте. Она так же циклична, как и наша история, и повторяется через определённые промежутки времени – через 30–40 лет. Причёски и стрижки отражают своё время и эпоху. Сегодня мужчины стригутся как накануне Великой Отечественной войны. А девушки, что характерно, вновь начали отращивать длинные волосы, что на ментальном уровне символизирует желание увеличить свою силу и связь с землёй.
Наравне с тенденцией к отращиванию длинных волос популярностью у женщин сейчас пользуются такие стрижки, как сессон и боб различных форм. Но если раньше в тренде были ухоженные волосы, то сейчас в моде небрежные причёски – эти растрёпанные гульки, которые хорошо подходят к спортивным костюмам, кроссовкам с платьями и ботинкам на грубой подошве. Современные причёски и стрижки активно продвигают идею усреднённого пола. Но спортшик в одежде, мне кажется, скоро уйдёт. Девушки соскучатся по отутюженным брюкам со стрелочками и отложат в сторону мешковатые пиджаки. А значит, и причёски успокоятся – станут более аккуратными и правильными».
Записала Тамара Акиньшина