Красные крестины. Что имена белгородцев рассказывают о солидарности трудящихся
После Октябрьской революции люди внедряли в жизнь новые праздники и правила и даже в именах детей старались воплотить идеи социализма
-
Статья
-
Статья
Белгородцы не стали исключением, и среди привычных всем Татьян, Иванов и Степанов, появились имена с особым смыслом.
Звездины-октябрины
До революции 1917 года православным имена давали согласно святцам: родился ребёнок в День тезоименитства святого Анатолия или великомученицы Екатерины – так его и называли. Чаще всего родителей вообще не спрашивали, нравится им это имя или нет, – регистрировали новорождённых в церковных метрических книгах, а батюшка имел решающее слово. Когда церковь отделили от государства, записывать новорождённых стали в городских и сельских советах. По привычке церемония поначалу называлась красными крестинами, а позже – октябринами и звездинами.
Вместо крёстных на них присутствовали председатели парткомов и женсоветов, герои Гражданской войны и другие почётные гости, которые говорили громкие речи и желали младенцам гордо нести идеалы большевиков через всю жизнь.
На одном таком обряде в 1923 году даже отметился российский староста Михаил Калинин, ставший красным крёстным для новорождённого сына тверских крестьян Грачёвых. Как нарекли малыша, история умалчивает. Но хорошо известно, что именно с этого года в стране появились совершенно новые имена.
Слово из букв
Технология их образования весьма любопытна. Во‑первых, это были сложные аббревиатуры всевозможных лозунгов, призывов и даже нескольких имён.
Впрочем, ничего удивительного – это было смело, без разных условностей, всё в духе времени. Поэтому Даздраперма («Да здравствует Первое мая»), Даздрасмыгда («Да здравствует смычка города и деревни»), Донэра (дочь новой эры), Тролебузина (Троцкий, Ленин, Бухарин, Зиновьев), Кравасил («Красная армия всех сильней») хоть и резали слух, но вполне гармонировали с аббревиатурными названиями предприятий и учреждений вокруг (читаем Булгакова, товарищи).
На их фоне варианты попроще – Гертруда (героиня труда), Рем (революция мировая), Рим (революция и мир), состоящие из двух слов, выглядят сегодня просто фонетическими Золушками.
Также детей называли в честь выдающихся личностей, зарубежных лидеров коммунистического движения, симпатизировавших нашей стране писателей и учёных. Причём в качестве имён часто брали фамилии этих людей. Так появились Жорес, Жоресса (в честь французского социалиста Жана Жореса), Кромвель (лидер английской революции Оливер Кромвель), Мирабо (Оноре Мирабо – лидер Великой французской революции), Тельман (вождь немецких коммунистов Эрнст Тельман) и т. д.
Правда, жизнь всё расставляла по своим местам, и в быту сложные имена часто заменяли на простые и привычные. Они прирастали к своим носителям как родные, и под конец жизни бабушки Эли родственники вдруг с удивлением обнаруживали, что по паспорту она Электрификация.
Ленин жив
О том, как с первомайскими, пролетарскими и прочими революционными именами обстоит дело в Белгородской области, нам помогли узнать сотрудники областного управления ЗАГС, предоставив любопытнейшую информацию. Благо, теперь все данные сконцентрированы в их электронных базах, что значительно облегчило поиск.
Итак, витиеватые абракадабры у нас явно не пользовались популярностью: с начала 1920-х ни одной Даздрапермы, Тролебузины и прочих трёх-четырёхсложных не зарегистрировали. Зато абсолютным рекордсменом стало имя Нинель: с 1923 года вплоть до 1993-го так назвали 132 девочек. Знаете, что оно означало первоначально? Ленин, но наоборот, со смягчённым окончанием в женском роде. Именно поэтому его выбирали белгородские родители для дочек в 1923 (1), 1924 (2), 1925 (1), 1926-м (13) и других довоенных годах. А потом, видимо, смысл его рассеялся и имя сохранилось просто как благозвучное. В результате на протяжении 70 лет каждый год в области появлялись 2–4 новые Нинели.
А вот Гертруды у нас всего две. Причём одна родилась в 1946-м, а вторая – в 2008 году. Вполне понятно, когда его выбрали по идейным соображениям, а когда – из‑за красоты.
Есть и случай, когда девочку назвали Жоресой по фамилии иностранного деятеля, зарегистрирован в области в 1936 году. Напомним, что из знаменитостей её тёзкой является физик, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, рождённый в 1930-м.
Самым популярным же революционно-мальчишеским можно считать имя Тельман, которых у нас зарегистрировано 9. При этом его популярность никакого отношения к давним событиям не имеет: называли так младенцев с 1988 по 2008 год. Но те, кто воспитан на традициях единения трудящихся всех стран, вряд ли станут воспринимать его иначе – такие имена давно стали символами большой и важной эпохи в истории России.
Ольга Бондарева