Сроднился с танковой бронёй. Как рязанец Пётр Пискарёв под Прохоровкой воевал
Эксперт по изучению и популяризации объектов культурного наследия музея-заповедника «Прохоровское поле» Анна Хохлова рассказывает об одном из героев Курской битвы
-
Статья
-
Статья
В наградном списке генерал-майора танковых войск, участника Прохоровского танкового сражения Петра Васильевича Пискарёва пять орденов Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, орден Суворова II степени, орден Александра Невского, медаль «За боевые заслуги», медаль «За отвагу».
За военную карьеру талантливого военачальника поощряли много раз. Но почему тогда так мало мы узнаём о нём, читая учебники, мемуарную литературу, страницы в Интернете? Всё просто: человеком он был скромным и не любил рассказывать о себе. Исправить это решила «Белгородская правда».
Родные помогли
«Я разрабатывала тему «Участники Прохоровского сражения – кавалеры ордена А. Невского» и нашла информацию, что Пётр Васильевич был кавалером полководческого ордена Александра Невского, – рассказывает Анна Хохлова. – С большим трудом нашла его родных. Рассказала им, что наш музей заинтересован в сохранении памяти о людях, которые в 1943-м отстояли Прохоровку. Родственники согласились передать нам в фонды личные вещи Петра Васильевича. Символично, что они приняты на хранение в год его 110-летия и в канун дня рождения – 18 июня».
Пётр Пискарёв родился в небольшой деревне Рязанской губернии. Небогатая крестьянская семья жила самой обычной жизнью. Родители мечтали, чтобы дети выросли достойными, серьёзными, хозяйственными людьми. Любили землю и трудились на ней. Возможно, поэтому после окончания семилетки их сын поступил в Боровской плодовоовощной техникум в Калужской области.
Он любил повторять: «В первую очередь я агроном, а военная служба по необходимости». Но в декабре 1933 года Родине нужны были целеустремлённые, сильные личности, и Пётр стал красноармейцем. Тогда иначе нельзя было, если в Красную армию поступать, то добровольцем. Так у Петра и получилось, служил он в Наро-Фоминске.
Старательного курсанта заметили сразу, и уже через несколько месяцев Пётр Пискарёв стал помощником командира отделения Орловской бронетанковой школы. Эту верность боевым машинам он пронёс через всю жизнь.
В 1936 году продолжил службу командиром взвода танкового батальона, в 1939-м – начальник штаба легкотанковой бригады. Затем – советско-финляндская война, и первая медаль «За отвагу» серебром оттенила гимнастёрку лейтенанта Пискарёва. Эту награду особо ценили фронтовики, ведь её вручали не просто за участие в боях, а за проявленную храбрость.
В самом пекле
В 26-ю танковую бригаду он пришёл в конце 1941-го после окончания Военной академии механизации и моторизации РККА. Она стала для него очередной боевой школой. Здесь прошагал свой путь от заместителя начальника штаба до комбрига.
В самом пекле войны всегда оказывался Пётр Васильевич со своими бойцами. На Сталинградском фронте бригада меньше чем за месяц уничтожила более 70 немецких танков. Во время одной из танковых атак боевая машина комбрига Пискарёва загорелась, и он получил ожог лица.
Следующей страницей военной биографии офицера стала Курская дуга.
«Сегодня, изучая документы, можно увидеть, что он лично находился в боевых порядках. Факт личного управления боем отражается у нашего героя практически в каждом наградном листе. Такое не часто встречается. Это говорит о его смелости, мужестве и отваге», – рассказывает Анна.
И зачитывает наградной лист героя:
«За период боёв с 8 по 20 июля 1943 года бригада уничтожила 61 танк противника, 31 орудие разного калибра, 58 пулемётных точек, подавила огонь артиллерийской и 8 миномётных батарей, истребила 4 489 гитлеровцев. Товарищ Пискарёв в критические моменты боя лично выезжал в боевые порядки танков и организовывал отражение вражеских атак».
В личной характеристике бойца записано по‑военному кратко: храбр и смел, лично уничтожил пять танков противника.
За свои действия на Белгородском направлении Пётр Васильевич награждён орденом Красной Звезды.
После Курской дуги полковник освобождал территории Украины и Польши.
К концу войны на его груди, помимо других наград, появились медали «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне в 1941–1945 гг.».
Без лишних слов
Несмотря на все награды, он оставался человеком чрезвычайно скромным.
Ему чужды были высокомерие, заносчивость.
«Механик-водитель как‑то подарил ему самовар с гравированной надписью. Она начиналась словами «Талантливому командиру…», – рассказывает об отце сын Пискарёва. – Он всегда очень ответственно относился к работе, делу. Был крайне собранным, дисциплинированным, компанейским, в доме всегда собиралось много гостей. За накрытым столом в дружеской атмосфере общались самые разные люди – от Героя Советского Союза до простого сельского труженика».
Один из современников Петра Васильевича подчёркивал, что те, кому довелось встречаться с супругами Пискарёвыми, всегда говорили о них с теплотой.
По воспоминаниям сына, он любил заниматься домашними делами, ремонтом, многое умел делать своими руками и приучал к этому обоих своих сыновей.
Пётр Васильевич в 1948 году окончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова. Он всегда относился к образованию с большим уважением. И эта стезя привела его к преподавательской работе.
В академию он вернулся спустя некоторое время, вёл курсы для иностранных слушателей. К работе относился с величайшей самоотдачей и всегда радовался, когда видел, что знания и опыт, переданные им слушателям академии, успешно применялись на практике.
Когда его студенты получали задание, например разработать операцию, он всегда присутствовал, наставлял, а затем после удачных выступлений своих воспитанников приходил домой счастливый.
Пётр Пискарёв ушёл из жизни в 1976 году. Теперь о его боевом и жизненном подвиге будут напоминать фотопортрет и личные вещи в музее «Третье ратное поле России»: форменное обмундирование, чемодан, солдатский ранец и офицерская плащ-накидка. Они представляют особую ценность, ведь Прохоровское сражение – это не обезличенное противоборство техники, а история человеческих судеб.
Елена Ховхун