Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 ноября 2024,  18:00

С душой. В Белгороде открывается выставка, посвящённая Прохоровскому сражению

«БелПресса» рассказывает, как создавалась экспозиция «Это поле победы суровой»

С душой. В Белгороде открывается выставка, посвящённая Прохоровскому сражениюФото: предоставила компания «Архитектура музея»
  • Статья
  • Статья

7 ноября в Белгородском государственном литературном музее заработает выставка, посвящённая наследию Прохоровского сражения в отечественной поэзии. О пути от идеи до оформленной экспозиции рассказали главный художник по экспозиции Юлия Алюшина и директор литературного музея Инна Климова.

О форме

Попадая в зал, в котором откроется выставка, первым делом обращаешь внимание на необычный арт-объект – невесомую полупрозрачную ткань, словно парящую над центральной частью экспозиции. Тончайшими нитями полотно подвешено к потолку. Оно будто живое: лёгкая материя не пребывает в покое ни секунды, она колышется в набегающих потоках воздуха, рисуя причудливые волны. 

«Это не просто ткань. Она символизирует душу наших героев – поэтов-ветеранов Великой Отечественной войны. Эти люди, прошедшие войну, видели настоящий ад. Меня потрясло то, что поэты-фронтовики, чьи души в буквальном смысле горели в огне войны, подарили нам такие строки! Вы представляете, какая светлая душа должна быть у человека, если она сохранилась такой после всего пережитого! – рассказывает главный художник по экспозиции выставки Юлия Алюшина, которая хорошо известна белгородцам по Музею бронетанковой техники в Прохоровке и проекту реконструкции музея-диорамы в Белгороде. – Тогда мы задумались, как показать эту светлую, чистую душу. В итоге пришли к такой композиции с тканью, которая парит в воздухе и всё время двигается, как живая».

С душой. В Белгороде открывается выставка, посвящённая Прохоровскому сражению - Изображение Фото: предоставила компания «Архитектура музея»

 

По словам Юлии Алюшиной, с технической точки зрения подсвеченная и колышущаяся от движения воздуха специальная ткань не просто трепещет – всё происходит по чёткому алгоритму. Для этого группе, готовившей инсталляцию, пришлось долго экспериментировать и с размером полотна, и с его подвеской, а главное – с режимами работы вентиляторов, которые синхронизированы в единую систему: один поток воздуха ослабевает, второй пропеллер начинает вращаться быстрее, создавая новую струю воздуха. В результате творческого поиска удалось получить уникальный рисунок движения души, за которой интересно наблюдать. 

«Один из героев нашей выставки – Михаил Борисов – вспоминал, что пытался писать стихи и на войне, прямо в окопе. Во время передышки между боями он набросал несколько строк на обрывке бумаги и положил в карман. Был тяжёлый обстрел, взвод оборонялся. После боя, когда наш герой хотел продолжить писать стихотворение, он обнаружил, что у него в кармане вместо бумаги пепел, – рассказывает Юлия Алюшина и проводит пальцами по стендам глубокого серого цвета. – Посмотрите, мы постарались передать этот пепельный цвет и фактуру в оформлении выставки. Это символ того, что война страшна – она способна испепелить душу, разбить сердце, сжечь все мечты».

С душой. В Белгороде открывается выставка, посвящённая Прохоровскому сражению - Изображение Фото: предоставила компания «Архитектура музея»

 

Но и среди этих сильных, а порой и скорбных символов находится место для жизни. А порой даже и для образовательного интерактива. Например, на столе для самых маленьких гостей предусмотрены выделенные игровые зоны, где можно попробовать соотнести строки стихотворений с портретами их авторов. Ещё один интерактивный элемент – стенд со строками стихотворения поэта-фронтовика Михаила Борисова. Часть строк закреплены на стенде, а часть можно перемещать, чтобы сложить стихотворение верно.

«Когда я прочла эти строки впервые, они крепко врезались в мою память. Захотелось поделиться с посетителями выставки этим стихотворением», – говорит Юлия Алюшина. 

Сорок третий горечью полынной
На меня пахнул издалека –
Чёрною, обугленной равниной
Видится мне Курская дуга.

«Тигры» прут, по дикому упрямы,
Но со мною в этот самый миг
Прямо к окуляру панорамы
Целый полк, наверное, приник.

 

С душой. В Белгороде открывается выставка, посвящённая Прохоровскому сражению - Изображение Фото: предоставила компания «Архитектура музея»

О содержании

Михаил Борисов в своём стихотворении не просто так пишет о вражеских танках. Утром 11 июля 1943 года во время тяжёлого боя на Курской дуге артиллерист Борисов один из всего расчёта остался в строю у своего орудия. В том бою под Прохоровкой метким огнём 19-летний сержант уничтожил семь тяжёлых немецких танков, в результате чего оказался в списке личных врагов Адольфа Гитлера вместе с Иосифом Сталиным, маршалом Георгием Жуковым, диктором Всесоюзного радио Юрием Левитаном и композитором Дмитрием Шостаковичем, чья Седьмая симфония прозвучала в осаждённом Ленинграде. За свой подвиг Борисов был награждён звездой Героя Советского Союза.

«Михаил Борисов стал легендой ещё при жизни. О его подвиге писали везде, а в журнале «Огонёк» опубликовали рисунок с такими строками: «Любуйтесь! Радуйтесь! Дивитесь! / Картина сделана с натуры: / Пред вами комсомольский витязь / В семи тигровых шкурах!» С отсылкой, между прочим, к поэме Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре», – рассказывает директор литературного музея Инна Климова. – Он стал настоящим символом нашей будущей победы. И такие символы появлялись с первых дней войны, их можно увидеть в экспозиции нашей выставки: это и стихотворение «Жди меня» Константина Симонова, плакат «Родина-мать зовёт!», песня «Священная война», зазвучавшая в первые дни Великой Отечественной. Порой мы даже не задумываемся, откуда все эти символы в нашей голове, но с самого детства чётко знаем: наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»

Инна Климова Инна Климова / Фото: предоставила компания «Архитектура музея»

 

По словам Инны Климовой, в выставке авторский коллектив постарался показать, как возникали эти символы. А ещё хотелось передать связь поколений. Например, поэт Виктор Кочетков попал в плен под Харьковом в самом начале войны. Он четырежды бежал, стараясь идти по ночам на гул фронта. И когда в одну из ночей он добрёл до реки, то понял, что, словно князь Игорь, бежавший из половецкого плена, дошёл до Северского Донца. Всё как в «Слове о полку Игореве», написанном за много сотен лет до событий Великой Отечественной войны.

В экспозиции пересекаются и образы трёх ратных полей России – Куликовского, Бородинского, Прохоровского, которые словно рифмуются с творчество троих поэтов-фронтовиков. Образ триединства, близкий отечественной традиции и культуре, чётко прослеживается в выставке «Это поле битвы суровой».

«Я долго искала, когда впервые Прохоровка была упомянута, как третье ратное поле России. И выяснила, что с высокой долей вероятности впервые победу под Прохоровкой сравнил со сражениями под Бородино и Полтавой военный медик майор Ермилов в одной из публикаций в полевой газете Воронежского фронта. В 1973 году о том, что Прохоровка должна встать в один ряд с Куликовским и Бородинским полями русской ратной славы писал советский журналист и партийный деятель Николай Игрунов, трудившийся тогда заведующим отделом пропаганды и агитации областного комитета КПСС», – поясняет Инна Климова.

С душой. В Белгороде открывается выставка, посвящённая Прохоровскому сражению - Изображение Фото: предоставила компания «Архитектура музея»

 

По её словам, как раз в начале 1970-х было принято решение о строительстве первого в Белгородской области мемориала в память о Курской битве – под Яковлево. Николай Игрунов настаивал, что одного памятника недостаточно, должна быть ещё и поэтическая формула, воспевающая подвиг советского солдата и подчёркивающая значимость Прохоровского сражения в истории нашей страны. Пользуясь своими связями, он обратился ко многим выдающимся поэтам СССР той эпохи. В своеобразном конкурсе участвовали звёзды первой величины, такие как Роберт Рождественский. Но лучше всех выразить идею получилось у белгородского поэта Игоря Чернухина:

Это поле победы суровой
Для потомков по праву равно
Полю грозному Куликову,
Ратным подвигам Бородино.

«И вновь мы говорим о триединстве, ведь образ третьего ратного поля России вдохновил на творчество трёх поэтов уже послевоенной эпохи: Игоря Чернухина, Владимира Молчанова (поэма «Поле русской славы») и Станислава Минакова («Петров день»)», – подчёркивает Инна Климова. 

С душой. В Белгороде открывается выставка, посвящённая Прохоровскому сражению - Изображение Фото: предоставила компания «Архитектура музея»

О фактах

Появление выставки «Это поле победы суровой» стало возможным благодаря гранту президента России для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Экспозицию удалось создать в рекордные сроки благодаря сотрудничеству с компанией «Архитектура музея». На выставке представлены не только письменные свидетельства, но и современные средства – вмонтированные в стенды фоторамки и озвученные актёрами белгородского драматического театра им. М. С. Щепкина стихотворения, прослушать которые можно с помощью специальной аудиогарнитуры.

Выставка рассчитана на посетителей различного возраста – от самых маленьких до ценителей искусства и литературы почтенного возраста: каждый сможет найти для себя что‑то интересное. 

Экспозиция откроется 7 ноября в 16:00. Белгородцам, желающим увидеть выставку «Это поле победы суровой», стоит поспешить: в областном центре она будет работать лишь четыре дня, после чего отправиться в турне по районам Белгородской области – таково условие гранта. Но, по словам Инны Климовой, после того как выставка вернётся в 2025 году в стены литературного музея, она вновь какое‑то время будет доступна для посещения.

 

Видео компании «Архитектура музея»

 

Вадим Кумейко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×