Как ловят рыбу незрячие валуйчане
На рыбалке, где улов не видят, а слышат, побывала «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
На берегу небольшого пруда близ Валуек душно, дышит теплом влажная после вчерашнего ливня земля. Вдоль илистого берега на маленьких скамеечках сидят босые рыбаки. Потягивают на донные удочки карасей и плотву. И всё кажется будничным: сосредоточенные лица, ожидание и спортивный интерес. До тех пор, пока не услышишь тонкий звон колокольчика и оживлённый возглас: «Зацепилась, тащи!»
На зависть зрячим
Клуб незрячих рыбаков появился в Валуйках 18 лет назад. Александр Еленко, который возглавлял в то время валуйский спорткомитет, идею всецело поддержал и помог незрячим организовать свои соревнования по рыбной ловле, которые проводят и по сей день. А с 2007 года валуйчане регулярно ездят на подобные состязания по ЦФО, откуда представители Белгородской области привозят только первые и вторые места.
«Для незрячих рыбалка – это отдушина, – рассказывает Александр Еленко. – Чтобы именно с ночёвкой, посидеть у костра, байки, песни, уха. Это остаётся в памяти на всю жизнь. Такая психологическая разгрузка, отдых. Надо знать этих людей, видеть, как они управляются со снастями. Многие буквально на ощупь, но порой и человек со зрением позавидует этой сноровке, ловкости рук, чутью и рыбацкой удаче. Ну и, конечно, это общение».
Слышится мелодичный звон колокольчика. Клюёт у Надежды Ожередовой. Она с клубом вот уже пять лет и прекрасно чувствует себя в мужской компании.
«Ну вот, прозевала, – смеётся Надежда Митрофановна, вытягивая резинку и разминая в руках шарики каши на прикорм, – сорвалась рыбка с крючка. Но ничего, на сковородку я уже поймала штук десять».
Валуйская рыбачка со снастями управляется легко, хотя при этом ничего не видит. Говорит: глаза как не мои. Но это не мешает ей всей душой любить летнюю рыбалку, петь в хоре и разводить дома цветы. Со смехом рассказывает, как приехали на пруд в 6 утра, шли пешком и измазались в грязи. Для неё это редкая возможность выбраться из своих четырёх стен, подышать природой и пообщаться с товарищами.
По лунному календарю
О том, что возможность эта редкая, говорят почти все и в один голос. При этом сердечно благодарят владельца этого частного пруда Андрея Дашкова. Незрячих потягать карасей он пускает сюда бесплатно.
«Я рад, что какое‑то доброе дело для этих людей делаю, – говорит Андрей Васильевич. – Давно их знаю и понимаю, что рыбалка им необходима. В этом году здесь впервые провели соревнования по зимней ловле, а в августе проводят летние».
Председатель клуба рыбаков Владимир Короленко улыбается:
«Мы бы и чаще напрашивались. Да нам уже неудобно. А так по два–три раза за сезон здесь бываем».
Владимир Петрович рыбалкой заболел 30 лет назад. Зрение потерял ещё во 2-м классе и поначалу со снастями справлялся с трудом. Теперь же улов у него на зависть – в садке плещутся 49 рыбёшек. При нас Короленко вытаскивает плотвичку для круглого счёта.
— Что с уловом будете делать?
— Придётся перечищать всё это. Хорошо много поймать, а вот чистить потом не очень, – отвечает Владимир Петрович. – А так бы хорошо уху сварить. Мы когда с ночёвкой рыбачить ездим, всегда варим. И водку туда добавляли, и головешку из костра окунали, но по моему опыту хорошая уха бывает тогда, когда много рыбы и вся она разная.
Владимир Петрович ловит без колокольчика. На мгновение он замолкает, сосредотачиваясь на леске, а потом разочарованно объявляет:
«Эх, сошёл карасик».
— А как вы определяете, что именно карасик? – удивляюсь я.
— А это уже опыт, – хитро улыбается председатель. – По тому, как тянет, я могу определить, что это за рыбёшка. Уже чувствительность в пальцах.
Короленко вспоминает свой самый большой улов – белого амура весом 3 кг 180 г и сетует на то, что сегодня по календарю рыбака для ловли день плохой – новолуние.
— В полнолуние и новолуние вообще клёва нет, – говорит Владимир Петрович. – А вчера ещё и дождь был.
— А как же вы 50 штук поймали?
— Так то ж для зрячих календарь, – шутит Короленко. – А я луну совсем не вижу, так что на меня не действует.
О секретах и чутье
Рядом, в густых зарослях кустарника, сидит ещё один старожил клуба – Андрей Остриков. Он в Валуйках уже легенда. В прошлом профессионально занимался армрестлингом, мастер спорта и чемпион Европы. Правда, о своих спортивных достижениях вспоминать не любит. Сегодня только о рыбалке.
— Как у вас с уловом? А то Владимир Петрович говорит, для рыбалки день плохой.
— То‑то и плохой, – смеётся Остриков. – У меня сегодня пусто, Короленко всю рыбу потягал.
Но сегодняшняя неудача лишь досадная случайность. Про Андрея Острикова говорят, что в ловле он переплюнет даже зрячих, хотя у самого первая группа инвалидности.
«Мне 57 лет, но я здесь, наверное, дольше всех рыбачу. Я на Валуе (река Валуй) родился. В 6 лет начал рыбачить. Лет в 13 выловил свою самую большую рыбу – 8-килограммового карпа. Но больше всего люблю зимний лов. Воздух свежий, хорошо».
Про зимних рыболовов в компании говорят «фанаты». Только они готовы приезжать на пруд в 30-градусный мороз и просиживать на льду в палатках часами. На вопрос о рыбацких секретах смеются и отмахиваются: всё дело в везении и особом чутье.
Иван Евдокимов как раз из везучих. В клубе только и разговоров, как он недавно поймал в реке Оскол гигантского сома весом 16,5 кг.
«На Морозовой яме ловил, – азартно рассказывает он. – То всё маленькие попадались, мы их карандашами и костылями называем. А то пошли в ночь, подготовились, оснастку сделали хорошую – леску потолще, крючки поострее, наживку получше. И тут на тебе. Колокольчик звякнул, взял рукой, он как потянул, все руки леской порезал. Но с перепугу быстро вытащили».
Потом к Евдокимову все Валуйки ходили посмотреть, как бьёт тяжёлым хвостом в ванной полутораметровый сом. И делили добычу щедро, хватило на всех знакомых и незнакомых.
Уговаривать не придётся
Незрячие рыбаки – люди бесконечно увлечённые. Одна проблема: чтобы выбраться вот так посидеть с удочками, приходится всё долго организовывать. В последние годы такие выезды на природу инициирует председатель местной организации Всероссийского общества слепых Елена Сыпкова. Договаривается с владельцами частных прудов, просит у соцзащиты машину, собирает рыбаков. Хотя сама Елена Александровна замечает, что кого-кого, а рыбаков долго уговаривать не приходится.
«Они же все чокнутые, – смеётся Сыпкова. – В Липецк на соревнования ездили, возвращались ночным поездом, спали прямо на вокзале. Так их там чуть полиция не забрала, пока не разобрались, кто такие и что там делают. Им ведь только предложи на соревнования съездить – соберутся за пять минут».
Один из постоянных победителей и призёров тех самых липецких состязаний среди незрячих – Андрей Востриков. Он вспоминает, как рыбачили под ливнем и с приключениями добирались домой.
«Мы готовы хоть сейчас, если бы нас позвали и помогли добраться, – говорит Андрей Иванович. – Это для нас не спортивный интерес, а радость большая. Вырваться из привычной темноты. И хорошо, что нам помогают с этим. Но хотелось бы больше внимания».
Наговорившись досыта, наслушавшись непременных анекдотов, баек, мы прощаемся. А шумные незрячие рыбаки, распугавшие, кажется, своими шуточками всю окрестную рыбу, остаются на пруду. У них ещё есть несколько коротких, но таких ценных часов, когда отступает гнетущая темнота, когда весело и тепло на душе. И не так уж важно, сколько в садке плещется рыбы: 50 или только одна. Главное здесь не улов, а возможность побыть рядом с товарищами и почувствовать себя счастливыми.
Анастасия Состина