Как чекисты подрывали боеспособность немецких войск на Курской дуге
-
Василий Журахов
-
Белгородская правда
-
Василий Журахов
-
Белгородская правда
В преддверии Курской битвы и в её разгар на оккупированных немецкими войсками территориях беспрерывно гремели взрывы и полыхали пожары. Под откос шли воинские эшелоны, горели железнодорожные станции и взлетали на воздух мосты. Это специальные отряды НКВД разрушали коммуникации врага, прерывая снабжение гитлеровцев на Курской дуге техникой, горючим и боеприпасами. Одним из таких спецотрядов командовал старший лейтенант госбезопасности Николай Зебницкий.
Атака без потерь
В Белоруссии чекисты развернули мощную диверсионно-партизанскую войну. Только в мае 1943 года, когда гитлеровское командование усиленно готовило свою операцию «Цитадель», на территории Белоруссии спецотряды вывели из строя 150 километров железных дорог.
В то же время гитлеровским танковым дивизиям, переброшенным в районы Орла и Белгорода, требовалось много горючего и боеприпасов. Но доставлять их по железной дороге становилось всё труднее. Например, между станциями Осиповичи и Татарка рельсы были взорваны на расстоянии двух километров. И на этой важной железнодорожной линии движение эшелонов было парализовано с 17 июня по 2 июля 1943 года. Поэтому германское военное командование вынуждено было подключить к снабжению танковых дивизий горючим транспортную авиацию.
На аэродром у деревни Новый Путь Брагинского района на Гомельщине каждые сутки прилетали до трёх десятков тяжёлых транспортных самолётов. Все подходы к нему усиленно охраняли. Спецотряду Николая Зебницкого был дан приказ уничтожить этот важный для немцев объект.
Бойцы спецотряда скрытно обследовали местность вокруг аэродрома, изучили систему охраны и контрольно-пропускной режим. После чего, проанализировав добытую информацию, наметили план атаки.
Глубокой ночью двумя группами незаметно с разных концов деревни подобрались к хатам, в которых квартировали гитлеровские солдаты и офицеры, а также к местам размещения охраны аэродрома. Захваченные врасплох, они были перебиты. Чекисты взорвали хранилище с топливом, сожгли караульное помещение, заминировали поле аэродрома и скрылись, унося трофеи: немецкое оружие, патроны, гранаты и одежду с уничтоженного ими вещевого склада.Тыловые части вермахта, дислоцированные в соседних сёлах, не успели прийти на помощь персоналу аэродрома, поскольку бойцы спецотряда действовали стремительно и слаженно. Потерь во время атаки среди личного состава отряда не было.
Находчивый командир
В то время Николаю Зебницкому было всего двадцать три года. Однако качества командира определяются не выслугой лет, а военным опытом и талантом.
В июле и августе 1941 года выпускник Орловского пехотного училища Николай Зебницкий в качестве командира взвода принимал участие в тяжелейших оборонительных боях под Витебском и в Смоленской области. Воюя на передовой, лейтенант Зебницкий обрёл практический опыт командования в экстремальной обстановке и распознал тактику ведения боевых действий частями вермахта.
Осенью того же года его направили командиром взвода в отряд особого отдела НКВД Западного фронта. Этот отряд вёл диверсионно-разведывательную работу в тылу врага. А летом 1942 года Николай Зебницкий был назначен уже командиром спецотряда «Вторые». Ему присвоили оперативный псевдоним «Зимин». Официально отряд носил имя Ф.Э. Дзержинского, однако в большинстве документов фигурирует как отряд «Вторые», поскольку формировался как «второй партизанский отряд оперативно-чекистской группы НКВД БССР и Особого отдела Западного фронта».
О том, каким командиром был «Зимин», рассказал в своих воспоминаниях на сайте «Правда Гомель» бывший партизан В. Камнев:
«Нас притягивали строгая дисциплина и находчивость, требовательность и внимательность командира, хоть он был среди нас самым молодым. Долгий боевой путь прошёл отряд до соединения с частями Красной армии. Он громил фашистско-полицейские гарнизоны на Могилёвщине, севере Украины, в Полесье. Нередко приходилось попадать в критические ситуации. Но каждый раз находчивость командира помогала нам выйти победителями… Суровая зима несла с собой тяготы и испытания, но Николай Зебницкий сумел заблаговременно подготовиться к ним. Нужны были лыжи для стремительных бросков по снегу – в отряде появилась лыжная мастерская. За лето и осень износилась и истрепалась обувь – начали сами катать удобные, тёплые, лёгкие валенки из отбитой у фашистов овечьей шерсти. Во время налёта на вражеский гарнизон захватили склад с льняным полотном, подготовленным для отправки в Германию, и шили из него бельё и маскировочные халаты для бойцов. Не хватало хлеба – сумели организовать походную пекарню…».
Диверсии и разведка
В 1943 году спецотряд «Вторые» громил врага в его тылу. Вот одно из радиодонесений «Зимина» в штаб Западного фронта:
«27 февраля отряд совместно с другими отрядами участвовал в разгроме райцентра Крюковка. Уничтожено: городская и районная комендатура, маслозавод, тюрьма, банк, 10 тонн зерна, 12 немцев. Из тюрьмы освобождено 90 человек, приговорённых к расстрелу…».
Помимо диверсий спецотряд занимался разведкой, наводя нашу авиацию на важные цели. Вот как сказано в этом радиодонесении «Зимина»:
«В Речице на территории гвоздильного завода, на восточной окраине по улице Десятого Октября, справа в бывших складах «Заготзерно» размещены немецкие склады с боеприпасами и обмундированием. Пять складов деревянных, один каменный. Слева в каменной двухэтажной школе живёт офицерский состав, сорок человек. На юг от него, в трёхэтажном каменном общежитии, тоже обмундирование и боеприпасы».
Эти вражеские склады, боеприпасы и не чуявшие беды гитлеровские офицеры были уничтожены нашими бомбардировщиками.
К концу 1943 года спецотряд «Вторые» пустил под откос 5 эшелонов с техникой, боеприпасами и войсками противника, уничтожил 19 легковых и грузовых автомобилей, убил 377 немецких солдат, разгромил 13 волостных управлений и тюрьму в Василевичах. В результате агитационной работы на сторону партизан перешёл полицейский отряд из 27 человек – с оружием и военно-политическими документами о противнике.
Стал Героем
В боях погибли 25 бойцов спецотряда «Вторые». Однако за счёт местного населения и сбежавших из плена красноармейцев он увеличился до 219 человек. Спецотряд разделили на четыре диверсионные группы.
Под командованием Зебницкого осталось 69 бойцов. Они продолжали взрывать железную дорогу и объекты противника, вели разведку, выявляли созданные немецкими оккупантами агентурные сети, ликвидировали руководителей оккупантов и их ставленников.
Отряд Зебницкого бил врага сначала на белорусской земле, потом в Черниговской области Украины. Позже перекочевал в Клетнянские леса Орловщины и там сражался с фашистами до соединения в конце ноября 1943 года с частями Красной армии.
1 января 1944 года за личную отвагу и образцовое выполнение боевых задач старшему лейтенанту госбезопасности Николаю Васильевичу Зебницкому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Незаурядное военное мастерство в сочетании с отличной оценкой обстановки были характерны для многих командиров спецотрядов НКВД при решении боевых задач И одержанные ими в тылу врага победы существенно снижали боеспособность немецких войск на Курской дуге.
Справка БП
Николай Васильевич Зебницкий родился 17 декабря 1919 года в селе Новосухотино Кокчетавского уезда (ныне город Тайынша в Северо-Казахстанской области Республики Казахстан) в семье крестьянина. В 1938 году в Борисоглебске Воронежской области окончил школу и педагогические курсы. Работал учителем в школе на станции Масловка.
В 1941 году окончил Орловское пехотное училище. Во время Великой Отечественной войны выполнял специальные задания во вражеском тылу на территориях Белоруссии, Украины, России и Восточной Пруссии.
После войны служил в органах государственной безопасности СССР.
Герой Советского Союза (1944 год). Награды: два ордена Ленина, ордена Красного Знамени и Красной Звезды.
Скончался 29 ноября 1975 года. Похоронен в Гомеле.