Как не потерять деньги, оплачивая товары по предоплате
Об этом «Белгородским известиям» рассказал специалист Общества защиты прав потребителей, юрист с 20-летним стажем Андрей Майсак
-
Статья
-
Статья
Очень часто продавцы стройматериалов, мебели, дверей, окон и прочих товаров требуют предоплату и покупатель вынужден заранее отдавать деньги за товар, который получит много позже. Как действовать в этом случае и что делать, если всё плохое уже свершилось?
Принцип свободы договора
Потребители зачастую делают предоплату за товар в размере от 80 до 100 %, а в последнее время продавцы работают только по 100%-ной предоплате. Они аргументируют это тем, что товар необходимо приобретать (заказывать) за границей или на заводе.
Потребителю необходимо помнить, что тут действует принцип свободы договора, закреплённый в пункте 2 статьи 1 и статьи 421 Гражданского кодекса РФ. По нему потребитель, как равноправная сторона договора, может предложить снизить предоплату, например до 50 %.
Я рекомендую не оплачивать товар полностью, ведь, если продавец окажется недобросовестным, вернуть деньги будет очень тяжело, даже имея положительное судебное решение. Причин несколько. В связи с нестабильной экономической ситуацией некоторые продавцы отказываются от выполнения взятых на себя обязательств. Есть риск, что продавец – компания-однодневка, которая создаётся специально на короткое время и прекращает свою деятельность, когда цель достигнута.
В случае заказа товара через Интернет потребитель также может столкнуться с мошенниками, которые используют вымышленные персональные данные (наименование организации, ИНН, адрес и т. д.) или ведут деятельность, изначально направленную на обман потребителя (предоставление товара, не соответствующего интернет-заказу, как правило, более дешёвого или вообще иного продукта). В этом случае необходимо обращаться в правоохранительные органы по факту мошенничества.
Более защищены те, кто вступает в правоотношения с индивидуальными предпринимателями, ведь последние отвечают по своим обязательствам всем своим личным имуществом даже в случае ликвидации ИП. В отличие от юридического лица (ООО – прим. ред.), которое несёт ответственность только в пределах уставного капитала. При этом, конечно, заключение договора с ИП ещё не гарантия того, что предприниматель кристально честен.
Сами правоотношения по предоплате товара регулируются статьёй 23.1 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2 300–1. По ней в договоре купли-продажи предусматривается обязанность потребителя предварительно оплатить товар, и в нём же указаны сроки передачи товара потребителю.
Если продавец получил деньги и не исполнил свои обязательства, заказчик вправе потребовать выполнить их в установленный им новый срок либо вернуть задаток. При этом потребитель имеет право на полное возмещение убытков, причинённых из‑за нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
Продавец также уплачивает покупателю неустойку (пени) за каждый день просрочки. Она начисляется с того дня, когда должны были передать товар, и до дня, когда его реально передали либо вернули деньги. При этом неустойка не может превышать сумму предоплаты. Вернуть деньги продавец должен в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования.
Лучше подстраховаться
Чтобы не попасть в такую нервную ситуацию, лучше подстраховаться. Проверьте продавца на добросовестность и платёжеспособность, не находится ли он в стадии ликвидации (или реорганизации). Это можно легко сделать через системы проверки контрагентов. Там есть вся важная информация о продавце: когда и где зарегистрирован, нет ли его в числе тех, кто зарегистрирован по адресу массовой регистрации юрлиц. Если фирме меньше года, это настораживающий факт.
Обратите внимание на активы и обязательства по балансу, обороты по сравнению с предыдущими периодами (растут или убывают, равны нулю и т. д.), а также на судебные споры, налоговую задолженность и прочее. Нет оборотов по балансу, слишком большие обязательства или задолженность по налогам, много судебных споров – лучше в правоотношения с продавцом не вступать.
Посмотрите отзывы про него и только после такой тщательной проверки подписывайте договор. В нём обязательно укажите периоды выполнения работ и передачи товара.
Если продавец не заключает договор, потребуйте, чтобы срок передачи товара был отражён в товарном или кассовом чеке. В крайнем случае настаивайте на том, чтобы период передачи товара был вписан от руки и заверен подписью и печатью продавца об исправлении.
Если покупаете товар через Интернет, обязательно сделайте скриншот с условиями договора (обязательства): что покупаете и в каком количестве, когда доставят, сколько стоит. Я рекомендую обязательно скачать публичный договор, который размещён на интернет-ресурсе продавца, и сделать скриншот реквизитов продавца (наименование, ИНН, ОГРН, юридический адрес).
Наличие оговорённого срока поставки и передачи товара позволит вам рассчитывать на применение неустойки и исключит лишнюю переписку с продавцом при реализации права на возврат денег. В этом случае потребитель может сразу направить в адрес продавца претензию о возврате предоплаты за товар с уплатой процентов за просрочку и компенсации морального вреда. Претензию можно подать через Белгородское общество защиты прав потребителей.
Компетентное мнение
Предприниматель Юлия Немчинова, много лет руководит компанией по производству мебели:
«Таких ситуаций в нашем бизнесе полно, я даже ролик записывала о том, как покупателям не нарваться на обман. Есть несколько важных моментов».
Первый – это цены. Как правило, цены на идентичный товар колеблются в пределах 5–10 %, если вы нашли что‑то дешевле на 20–50 % – это признак обмана. У меня были клиенты, которые заказали так гардероб. У меня в магазине он стоил 40 тысяч, а они нашли за 25. Встретились с мебельщиком у себя дома, всё замерили, отдали деньги, и мастер пропал. Полгода они пытались его найти – в итоге ни денег, ни гардероба. Я сказала: такой цены быть не может, потому что даже себестоимость выше, но если человек изначально не планирует отдавать вам товар, ему всё равно, какую цену назвать, лишь бы на неё клюнули. В итоге гардероб обошёлся им в 65 тысяч.
Второй – это договор, где прописаны все условия как можно подробнее, и, конечно, чек, подтверждающий, что вы внесли предоплату. Эти два документа гарантируют безопасность сделки процентов на 80 %. Многие соглашаются ограничиться распиской. С ней в случае чего доказать свою правоту будет гораздо сложнее.
Третий – сроки, когда покупатель должен забрать товар. Если у вас заказные позиции, лучше забирайте их сразу, как они пришли или их изготовили, не нужно тянуть «пусть полежит». У меня третий год лежит оплаченная бытовая техника для кухни. Я звоню, а люди мне отвечают, что им некуда её ставить.
Четвёртый – ресурсы. Перед покупкой изучите сайт продавца, официальные страницы в соцсетях, отзывы – всё, что поможет понять, как давно фирма на рынке и насколько она успешна.
Пятый – есть ли постоянный магазин или торговля идёт только онлайн. В плане мебели это очень важно. Потому что мебельная фирма не может съехать быстро. Договор аренды заключается не на месяц, а значит, продавец нацелен на постоянство. Бывает, что ограничиваются объявлением в приложениях интернет-магазинов и пишут, что склад без доступа, товар мы доставляем. Задайте себе вопрос: а есть ли этот склад вообще? Привезут ли?
Ирина Дудка