Как белгородский историк Александр Кадира сохраняет правду о событиях прошлого
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Старшего научного сотрудника Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» Александра Кадиру знают далеко за пределами Белгородской области. Он занимается не только изучением истории, но и её популяризацией.
Александр Сергеевич – администратор нескольких популярных пабликов в социальных сетях, делает программу на радио, участвует в многочисленных проектах. Кроме того, занимается музейной деятельностью. В канун годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы побеседовали с Александром Кадирой о прошлом и настоящем, узнав, к чему приводит фальсификация и шельмование истории.
Брать и отдавать
— Александр Сергеевич, почему вы занялись изучением истории и её популяризацией?
— Когда мама, папа, дедушки и бабушки в детстве читали рассказы из журнала «Мурзилка» об Александре Невском и других героях нашей страны, у меня появился интерес к историческому прошлому. Я прочёл огромное количество книг. История была любимым предметом. В 2003 году поступил на исторический факультет, учусь в аспирантуре. Пополняю багаж знаний, совершенствую базу. Брать хорошо, но нужно и отдавать. В какой‑то момент понял, что необходимо делиться полученными знаниями. В исторической науке важны не только те, кто совершает открытия, но и люди, которые могут рассказать об этих открытиях простым языком, понятным человеку, не имеющему исторического образования.
— Что такое популяризация истории?
— Возьмём музейную деятельность. Наши выставки, наша экспозиция – это всё популяризация исторических знаний. Музей не просто собирает какие‑то предметы. Его основные задачи – собрать, изучить, сохранить и проэкспонировать артефакты. Чтобы музей был музеем, эти предметы должны представать перед посетителем, а не лежать мёртвым грузом в фондах. Они должны жить в экспозиции. И одно дело прочитать о событии в учебнике, а другое – увидеть предметы, оружие той эпохи, узнать историю. В частности, в 2021 году в рамках Года Александра Невского мы делали несколько выездных музейных занятий. В том числе знакомили подрастающее поколение с предметами вооружения, материальной культуры, снаряжения воинов эпохи великого русского полководца, которые сделали белгородские реконструкторы.
Носители исторической правды
— Вы часто работаете с молодёжью?
— Постоянно. Особенно если говорим о Великой Отечественной войне. Мероприятия, посвящённые ей, ориентированы прежде всего на молодёжь. И мы стараемся приглашать участников тех событий. Одно дело узнать из книг и фильмов, из Интернета, другое – услышать об этом от непосредственного участника войны. Вообще, как я всегда говорю, нашему поколению и тем детям, которые сейчас приходят в музей, очень повезло, потому что мы застали в живых ветеранов – подлинных носителей исторической правды. К сожалению, время неумолимо и близок день, когда уйдут свидетели страшной войны. Поколению, которое придёт нам на смену, события Великой Отечественной войны будут так же далеки, как от нас походы Александра Македонского или Юлия Цезаря. Потому вся наша деятельность направлена на то, чтобы не только искать, но и сохранять правду о войне.
— Для чего всё‑таки популяризировать историю?
— «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие», говорил Пушкин. И я с ним полностью согласен. Если кто‑то, посмотрев видео с моим участием, посетив экскурсию или выставку, заинтересуется историей – день уже прожит не зря. История – наука непростая. И даже на примере соседей мы видим, что её часто начинают переписывать. К сожалению, это всегда заканчивается кровью. Говорят, что история учит тому, что ничему не учит. А тех, кто её забывает, очень сурово наказывает за незнание своих уроков, и за то, что из них не делают правильных выводов.
— Поэтому так важно молодым знать правду?
— В том числе. Как говорил академик Покровский, история – это политика, опрокинутая в прошлое. Её переписать в принципе невозможно. Александр Македонский умер – этот факт нельзя изменить. Но поменять интерпретацию исторических фактов в угоду той или иной идеологии возможно. И это не ново. Ещё английский премьер Уинстон Черчилль в 1946 году в своей Фултонской речи пытался максимально нивелировать и принизить вклад СССР в Великую Отечественную войну. В принципе, сейчас у нас идёт война за нашу историю. Очень часто мы сталкиваемся с разного рода недобросовестными публицистами, многие из которых даже не историки. И делаем всё, чтобы дать максимально суровый отпор фальсификаторам истории, всем тем, кто пытается принизить подвиг нашего народа. Сколько себя помню, постоянно сталкивался с подобными выпадами в адрес нашей страны. Но наше богатство – это не только люди, недра и финансы. Наше богатство – это в том числе наша история.
Оружие против лжи
— То есть информационная война на историческом поле?
— Совершенно верно. Войны ведутся не только силой оружия и армии, но и в информационном пространстве. Участником информационной войны может стать любой, достаточно включить телевизор или зайти в Интернет. Оружием против этих выпадов, стремления исказить и принизить нашу историю, пересмотреть итоги различных событий может быть только одно – научное знание, которое разрушает карточные домики лжи и вымысла. И это оружие как раз прочищает голову от вредного содержимого и пробуждает чувство гордости за нашу страну.
— Недавно украинский паблик опубликовал фото с казнью Зои Космодемьянской и глумливым комментарием о том, что «союзники» повесили комсомолку. Это тоже часть информационной войны?
— Это за гранью человеческого. История тут бессильна. Здесь даже медицина бессильна. Чтобы такое выкладывать, нужно вообще не выходить на связь с головой. Если ты опубликовал фото с таким комментарием, выложи тогда фото из Бабьего Яра или ещё откуда‑нибудь.
— На примере Украины мы видим, что там тоже давно переписали историю…
— Там уже не история, а альтернативная реальность. Они говорят о битвах под Конотопом и Оршей в XVI и XVII веках. Действительно, Россия те сражения проиграла. Но в итоге обе военные кампании наша страна выиграла, потому не понимаю, чем можно гордиться. Что характерно, ни к одной, ни к другой битве Украина никакого отношения не имела. Такое ощущение, что это от незнания истории как раз происходит. От неимения реальных побед и героев придумывают такое, что и на голову не наденешь. Можно вспомнить плакаты, которые гуляют по Сети: великие победы Украины, поход князей Олега, Святослава, Грюнвальдская битва. Всё себе присвоили. Это не ново. У малых наций такие комплексы есть. Я посмотрел как‑то их учебник для вузов и нашёл там первую и вторую дакийские войны и поход императора Трояна на Украину! И это малая часть их мракобесия. Можно вспомнить травлю, которой подвергался Пётр Толочко – один из немногих украинских историков, доказывавших, что не было в IX-X веках никаких украинцев. Были союзы восточнославянских племён – предков украинцев, русских и белорусов.
Бороться фактами
— Такое уже было в мировой практике?
— Было. И мы прекрасно помним хрестоматийный пример искажения, помноженный на национальное унижение. Это Германия 30-х годов прошлого века. После Первой мировой войны страна была максимально унижена. Сразу же стали подниматься на щит старые героические образы. Выпускали после жесточайшей цензуры «Германию» Тацита, «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря, где упоминается, какими дикими были германцы до контактов с Римом. Чем всё закончилось – вы прекрасно помните. Заигрывания с национальной идеей и переписывание истории заканчиваются очень плохо. Тут нужно понять одно: все народы прошли через варварство, создание государств. Ничего зазорного в этом нет. У тех же французов очень большой интерес к галльскому прошлому. Самые любимые персонажи – Астерикс и Обеликс, галлы, варвары. Про скандинавов вообще молчу: викинги – это одна из самых ярких страниц их истории, они гордятся этим и снимают фильмы. Почему украинцы испытывают комплекс неполноценности, им подавай откапывателей Чёрного моря, строителей пирамид, и присвоение Атиллы, который, оказывается, был Богданом Гатыло, – даже не знаю. Пусть остаётся на их совести. А мы фактами будем опровергать их мифы и рассказывать народу правдивую историю.
— Почему для нашей страны так важна история Великой Отечественной войны?
— Потому что это ярчайший пример того, что в лихую годину, когда стоит вопрос, быть ли стране, наш народ от Владивостока до Выборга встал и сломал хребет самому мрачному, страшному и уродливому явлению первой половины XX века – фашизму. Исторический опыт Великой Отечественной призывает к одному – чтобы больше такого не повторилось. Потому что третью мировую человечество не переживёт. Мы все сейчас видим, к чему приводят заигрывания с тем, что в ряде государств пытаются переписать историю Второй мировой войны. Там пышным цветом цветут явления, которые можно без всяких экивоков назвать возрождением фашизма. Даже символика и атрибутика говорит именно о том, что это фашизм. Чтобы этого никогда не повторилось, мы должны помнить ту войну и делать из её уроков правильные выводы. Слишком дорогая цена была уплачена нашим народом за Победу – 27 миллионов человеческих жизней. Забыть об этом мы не имеем морального права.