Как в Белгороде прошли первая и последняя в СССР первомайская демонстрация
О Первомае в 1954-м и 1990-м писала «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Белгородская область образована 6 января 1954 года. Меньше чем через четыре месяца трудящиеся Белгорода с энтузиазмом вышли на первомайскую демонстрацию. И они, как сообщала тогда «Белгородская правда», «вместе с многомиллионным советским народом демонстрируют свою безграничную любовь и преданность Коммунистической партии, Советскому правительству, социалистической Родине».
Сдадим на отлично и хорошо!
Первая в молодой области первомайская демонстрация продлилась около двух часов. В ней участвовали тысячи белгородцев.
Задолго до 1 Мая, примерно с марта, «Белгородская правда» начинает рассказывать о разворачивающемся в стране социалистическом соревновании в честь грядущего праздника. В поле её зрения попадают целые трудовые коллективы и люди, перевыполнившие план. География публикаций очень обширна: освещались успехи, к примеру, подмосковных ткачей и рабочих Алексеевского и Шебекинского районов.
Вернёмся к первомайской демонстрации. Первыми на площади Революции появляются нарядные колонны учеников средних школ и семилеток. «Сдадим весенние экзамены на отлично и хорошо»! – пламенеют над их головами лозунги-обещания. Ученики 35-й средней школы на праздник пришли в костюмах народов Советского Союза, с воздушными шарами с надписями «Слава партии», «Миру – мир». Продолжительные аплодисменты наблюдающих за демонстрацией горожан они вызвали, выпустив в небо голубей. Школьников догоняют учащиеся ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения.
С рогом изобилия
Шествие колонны трудящихся по городу открыли рабочие Белгородского цементного завода – победители предмайского социалистического соревнования. Досрочно выполнив апрельский план выпуска продукции, они дали стране сверх него тысячи тонн цемента высоких марок. На транспарантах рабочих бросались в глаза две цифры: 520 тыс. киловатт-часов и 300 тонн – это показатели работы коллектива, достигнутые в соревновании за экономию электричества и топлива.
В руках демонстрантов портреты Ленина и Сталина в обрамлении цветов, полотнища и транспаранты с первомайскими призывами ЦК КПСС. Всё ярче становится живописная панорама праздничного шествия. В первых рядах железнодорожников идут прославившиеся вождением тяжеловесных составов машинисты Суслов, Мельников, Жуковин и другие. В апреле локомотивные бригады обеспечили сверхплановую перевозку свыше 270 тонн народнохозяйственных грузов. А работники Белгородской ЦЭС накануне праздника получили переходящее Красное знамя Совета Министров за достигнутые в труде успехи. На больших щитах в их руках – данные о перспективах электрификации городов и сёл области.
С рогом изобилия в руках появилась на площади колонна консервного завода. Его сотрудники несут плакаты с обещанием дать стране в этом году в два раза больше консервов, чем в 1953-м.
Прошли колоннами по Белгороду культработники, медики и представители других сфер, отмечается в материале. После демонстрации на площадях, в садах, скверах, клубах и домах культуры, а также «на квартирах трудящихся» продолжилось народное веселье.
О первомайской демонстрации на страницах «Белгородки» сообщили оперативно – в следующем после праздника номере газеты. Первую полосу при этом отдали сообщению ТАСС о военном параде и первомайской демонстрации с Красной площади в Москве.
Известно, что с 1956 года идущие в сердце столицы СССР колонны показывали по Центральному телевидению. И те белгородцы, которые обзавелись к этому времени «голубым экраном», могли это посмотреть. К примеру, годом раньше, в 55-м, к Первомаю купил телевизор инженер строительного управления № 3 Георгий Козодоев. Фотокорреспондент «Белгородки» застал Козодоева с супругой Евдокией Максимовной за его установкой.
Весна тревоги надежд
В последний раз официальная первомайская демонстрация в Советском Союзе прошла в 1990 году. Митинг-маёвку организовали на Красной площади столицы московские профсоюзы. Репортаж оттуда вышел в «Белгородской правде» на следующий день под заголовком «Весна тревог и надежд».
«На Красной площади – настоящее людское море. Насколько же устали все мы от формальных торжеств, когда задолго до праздника вывешивались списки участников демонстрации, неисполнение которых было чревато весьма реальными последствиями. А нескончаемые гигантские плакаты, макеты! Вот и получилось, что за яркой формой потеряли изначальную суть этого светлого праздника: Мир! Труд! Солидарность! А сегодня трудовая Москва пришла на Первомай добровольно, чтобы высказать своё мнение о непростой ситуации в стране, о пути выхода из общественного кризиса», – пересказывала белгородская газета официальный текст.
Что касается демонстрации в Белгороде в этот год, то её могло и не быть. Во многих трудовых коллективах и первичных парторганизациях предлагали отметить Первомай по‑новому: маёвкой, народными гуляньями. Но демонстрация состоялась, потому что большинство всё же выступило «за традицию».
С места событий, площади Революции, корреспондент Сергей Ерёмин сообщал:
«Колонна «Сокола» заняла практически всю площадь. Но о какой‑либо позиции идущих в ней судить трудно: ни одного лозунга, ни одного транспаранта, лишь обилие воздушных шаров и цветов».
Тут же заметили и «неформалов». Это не представители какой‑то субкультуры – определение, близкое нашей эпохе, – а объединение граждан, которое горисполком зарегистрировал как общественно-политическую организацию «Белгородское движение в поддержку перестройки».
Среди лозунгов первомайской демонстрации встречались «Рыночную экономику – через всенародный референдум!», «Соотечественники! Поддержим усилия Президента СССР по нормализации обстановки в стране!». А на фото Юрия Коренько на первой полосе бросается в глаза лаконичный призыв Vive la paix! – «Да здравствует мир!».
Решающий фактор
С первой полосы первомайского номера 1991 года на фото Юрия Коренько улыбается Валя Лукьяненко, студентка Белгородского училища культуры.
«Праздничный день для меня вдвойне праздник, – говорит она. – Побываю дома, в селе Севальное, что в Новооскольском районе, соберёмся всей роднёй».
А в стране вовсю идёт дискуссия: как отмечать первый день мая. И накануне праздника корреспонденты «Белгородки» обзванивают читателей, чтобы спросить их мнение: как поступить с Первомаем в бурно-перестроечное время – отменить как ошибочный или узаконить как истинный. Пенсионерка и бывший педагог из Белгорода Н. Ф. Авилова, например, уверена: праздник нужен. «Отмечать мы его будем по старой доброй традиции. Пусть он живёт и цветёт теми же красками, что и прежде». А кто‑то признался, что проведёт праздник на даче: «Если не другим, так себе пользу принесу».
Может, поэтому и первомайская демонстрация в Белгороде выдалась рекордно короткой – меньше 40 минут. Колонны украсили скромно: добыть флажки и воздушные шары оказалось нелегко – дефицит. А сотрудницы швейной фабрики «Россиянка» и вовсе вышли на демонстрацию с лозунгом «Мать – детям, а не очередям!».
В 1992 году Белгород встретил 1 Мая уже переименованным из Дня международной солидарности трудящихся в Праздник Весны и Труда. Накануне корреспонденты вновь спросили у белгородцев, как они проведут «красные» дни календаря старого нового праздника. Один из новых праздничных призывов стал заголовком к тексту: «Да здравствует дача – решающий фактор выживания человека труда!».
Да и Первомай на площади Революции впервые прошёл без своего рода обязательного атрибута 7 ноября и 1 Мая – трибуны для должностных лиц, приветствующих демонстрантов. Начиналась совсем другая история.
Оксана Придворева