Верным путём идёте, товарищи! Как белгородцы готовились к 1 мая
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Праздник весны и труда в СССР никогда не проходил стихийно, к нему долго и тщательно готовились. Наверное, поэтому его участники от мала до велика до сих пор помнят связанные с ним мельчайшие детали. Их, ставших символами Первомая, было очень много. Некоторые безвозвратно ушли, другие сохраняются в торжествах Праздника Весны и Труда до сих пор.
Подготовка начиналась ещё 22 апреля, когда в день рождения Владимира Ленина в стране проходили коммунистические субботники. Тысячи людей выходили на уборку городов и сёл после зимы, явка даже не обсуждалась – она была обязательной. Предприятия и учреждения очищали не только свои территории, но и парки, лесополосы, исторически знаковые места. Сажали деревья и кустарники, обрезали старые насаждения. Побелка деревьев и бордюров дошла к нам из того времени – к празднику всё должно было сиять чистотой, а белый цвет придавал торжественную нотку.
Населённые пункты украшали флагами, цветочными композициями. На стены домов вывешивали масштабные плакаты с портретами вождей страны и Великой Октябрьской социалистической революции. К 1 Мая старались подгадать открытие предприятий и памятников, скверов, окончание ремонта дорог.
Корабли и океаны
Большая часть приготовлений касалась атрибутов праздничной демонстрации.
«Нам, школьникам, поручали смастерить к празднику цветы. Оставляли после уроков, давали гофрированную бумагу, и по подсказке учителя мы по несколько часов изготавливали цветы яблони, гвоздики. Потом прикручивали их к проволоке, обмотанной бумагой, или веточкам дерева. Интересно, что родители были совершенно не в курсе, что и как мы делаем, и тем более не участвовали в этом творчестве, – вспоминает белгородка Вероника Соболева. – А уже непосредственно перед демонстрацией учителя нам выдавали небольшие флажки и воздушные шарики. Откуда они брались, кто их покупал и надувал, для меня до сих пор загадка, учитывая, что никакого специального сервиса по этому делу тогда не было».
Проход колонн демонстрации был расписан и не менялся годами: сначала шли промышленные предприятия, колхозы, учреждения, потом учебные заведения, воспитанники спортшкол и дворцов пионеров. Так что демонстранты знали, за кем и когда пойдут. Спортсмены и участники художественной самодеятельности репетировали свои номера, учитывая, что самый яркий, кульминационный момент придётся на время, когда они окажутся перед трибуной руководителей города. Отрабатывали выступления до автоматизма, сбои и накладки были просто невозможны.
Крупные предприятия, где имелся автотранспорт, как минимум украшали машины цветами и плакатами. Но чаще водружали на них сложные декорации, превращая авто в корабли, ракеты, комбайны. Понимая, что в то время не было столько средств и материалов, как сегодня, невозможно не восхититься творческими талантами наших земляков.
Например, первомайская кинохроника 1957 года белгородской демонстрации содержит кадры, на которых автомобиль, украшенный цветами, везёт пятиярусную пирамиду спортсменов, а стоящие на самом верху парень и девушка во время прохода мимо трибун отпускают в небо голубей. Или четыре велосипедиста передвигают металлический каркас с установленной на него копией корабля «Обь». Оказывается, не просто корабля, а одного из первых дизель-электроходов, с которых началось освоение Антарктиды Советским Союзом в середине 50-х годов.
Призыв на красной бязи
Вообще с идеями на советских демонстрациях всё было чётко. Через наглядные средства воплощали линию партии, устремления людей и существующую реальность. Большую роль в этом смысле играли лозунги и плакаты, без которых советское 1 Мая представить невозможно. Написанием их занимались художники-оформители предприятий. За неимением оных продукцию такого рода заказывали в специальной белгородской мастерской. К слову, в ней начинали свой трудовой путь многие известные белгородские художники: Алексей Тюрин, Василий Кобелев, Лев Блякницкий и многие другие.
«Я пришёл в белгородскую художественно-производственную мастерскую в 1966 году, сразу после школы, – вспоминает член Союза художников РФ Юрий Данченко. – Относилась она к горпромкомбинату, а образовалась от фабрики культтоваров. Находился наш цех на бывшей улице Фрунзе, в доме 110, трудилось в нём 10–12 человек. Предприятия писали на нашу организацию письма, а уже мастер распределял между художниками заказы. Был у нас и художественный совет. Зарплату оформителям начисляли в зависимости от разряда и выработки. Я получал около 80 рублей, притом что мой отец-строитель зарабатывал так же. Поэтому я был рад, что могу помочь родителям».
Позже выпускники харьковского художественного института в парке Ленина организовали фонд от Союза художников, который стал своего рода базой для городских оформителей. Так что все лозунги, портреты вождей, оформительские элементы колон, которые мы видим на советских фотографиях Первомая в Белгороде, созданы этими организациями.
«Лозунги писали на красной бязи и сатине. Краску, так называемый мардан, составляли из клея, мела и других компонентов. Портреты членов Политбюро и вождей революции, разумеется, доверяли только самым опытным художникам», – делится Юрий Данченко.
Поздравить всех
Личные приготовления советских людей включали отправку открыток (до некоторого времени их называли почтовыми карточками) друзьям и родственникам. В нашей семье подписывали не меньше 30, отсылали во все уголки страны за одну-две недели до праздника. В 1970–80-е годы открытка стоила 5–6 копеек, так что это было не накладно. Интересно, что послания эти были абсолютно открытыми с современной позиции о защите личных данных. Открытка с обратной стороны делилась на две части. На одной писали обращение к адресату (или нескольким людям одной семьи), на второй – адрес отправителя и получателя. Конверт не использовали, и прочесть содержание мог любой, кто брал открытку в руки, – от работников почты до соседей. Но советским людям скрывать было нечего: все желали друг другу мира, успехов в труде и учёбе, здоровья, просто всего хорошего и доброго.
Помню, что не отправить открытку близким к празднику считалось чем‑то сродни ЧП, и случалось это только в силу каких‑то тяжёлых жизненных обстоятельств. Чтобы не попасть в число некультурных забывчивых родственников, в последний момент отправляли телеграммы, у которых к 1980-м годам появились цветные бланки с первомайской символикой.
Красиво и вкусно
Ещё один особый пункт касался первомайских нарядов. Во времена, когда шкафы не ломились от одежды, к празднику люди всё же старались принарядиться. На подавляющем числе кадров кино- и фотохроники праздника видно, что в прохладную погоду люди шли в строгих пальто или плащах, шляпах, красивых косынках, беретах. Если день был тёплым, то основная часть демонстрантов одевалась по принципу «белый верх, чёрный низ», при этом женщин в брюках не было совсем, но почти на всех была обувь на каблуках. Выглядело это, на мой вкус, куда наряднее и торжественнее, чем нынешняя стилевая разношерстица в вольном стиле.
Разумеется, в этот день старались накрыть стол повкуснее, в идеале отправлялись на шашлыки. С холодильниками было негусто, и чтобы мясо не испортилось тёплым днём, его мариновали с уксусом и луком. Этот особенный пахучий шашлык так и остался лучшим и самым вкусным в мире. С машинами было туго, поэтому часто поездки на природу инициировали предприятия, которые заказывали автобусы, а то и вовсе грузовики (никакого преступления в перевозке людей в кузове до некоторого времени не было). Альтернативой этому были дачные посиделки. Особенно активные граждане умудрялись в этот день после демонстрации ещё и картошку посадить, так что формула «Первомай равно картошка» актуальна уже лет 50.
Наверное, читатели подскажут и другие символы одного из самых популярных советских праздников. Но самое главное, что напоминает о нём: чувство единения, когда все вместе радуются весне, солнцу и прославляют людей труда.