Смотреть внимательно. Как ивнянец Вячеслав Горбатых учит детей 3D‑графике
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Вячеслав Горбатых работает заместителем директора ивнянского Дома детского творчества и преподавателем дополнительного образования. С начала учебного года он учит школьников 3D‑графике, но себя считает больше не учителем, а наставником. Молодой педагог рассказал, почему общаться с детьми ему легко, как мотивирует воспитанников и что важно для цифрового творчества.
Перешёл на «цифру»
Рисовать Вячеслав начал в детстве, в художественную школу не ходил, всему учился сам. В 2009 году, в девятом классе, перешёл с традиционного рисунка на «цифру», тогда родители подарили ему первый графический планшет.
«Вначале получалось посредственно, таланта к рисованию не было, но навык наработал. Первые работы на планшете – просто кошмар, – смеётся педагог. – Сейчас больше работаю в «цифре», нежели в традиционном формате, но и от обычного рисования не уйдёшь, нужно набивать руку».
После учёбы в БГТУ им. В. Г. Шухова Вячеслав вёл детские курсы по анимации и 3D‑графике, потом работал в ЖКХ, был инженером-технологом, инженером по охране труда, системным администратором, помощником кузнеца. За пять лет он сменил 10 профессий.
«Опыт, полученный за эти годы, помогает мне сегодня оставаться наставником для детей и отвечать на их вопросы из разных сфер, – отмечает замдиректора ивнянского Дома детского творчества. – С детьми проще общаться, с ними забываешь про собственный возраст. Работа со школьниками отодвигает негативные мысли на второй план, понимаешь, для чего ты, в принципе, существуешь. Поработав с бумажками, понял, что это не моё, и смог реализовать себя только в Доме детского творчества».
Планшеты для детей
На курсы Вячеслав набирает ребят с 12 лет, единственное ограничение – очень плохое зрение. Сейчас у него занимаются 15 воспитанников. Занятия проводят в ивнянской школе № 1 два часа в неделю по субботам, но иногда дополнительно встречаются в Доме детского творчества или списываются в соцсетях.
«В школе нам предоставляют помещение и ноутбуки, а восемь графических планшетов покупал за свой счёт и ещё планирую приобрести. Они нужны, чтобы учить детей, и никак не окупаются, – признаётся он. – Выпрашивать я не хочу, понимаю, что у района есть более важные дела, требующие средств. Планшеты раздал детям, они передают их друг другу, когда выполняют задания».
По словам Горбатых, уровень подготовки у детей разный, некоторые пришли нулевыми, но сейчас у всех ребят получается рисовать персонажей со своими характерными чертами.
«Есть единицы, которые хорошо бы смогли создавать уровни или локации, пейзажи для игр. Их способности зависят не только от меня, я им даю базу и рассказываю, как лучше поступить. Моё мнение – это не последняя инстанция, – уточняет педагог. – Дети должны делать так, чтобы им было удобно и приятно этим заниматься. Если переведут рисование в рутину, то это конец, им сразу надоест».
Тренировать внимание
Горбатых отмечает, что способности к рисованию важны, но цифровая графика упрощает работу. В программе есть инструменты, которые помогают даже абсолютно неумеющему рисовать что‑то создать. Например, графические примитивы – прямоугольник, круг, квадрат, их не нужно изображать вручную. Более сложные инструменты помогают наложить градиент, поиграть со светотенью.
«Но есть определённые навыки, без которых дети не смогут выполнять задание. Нужно владеть рукой, чтобы хотя бы какую‑то линию изобразить или растушевать. Если однотонным цветом заливают рисунок, они должны понимать, откуда падает освещение, где будет тень. Этому можно научиться», – рассказывает он.
Вячеслав учит воспитанников тренировать внимание, смотреть вокруг.
«Вот скатерть на столе. Если взглянуть, то это обычная фиолетовая ткань. А если всмотреться, то видим, как падает свет, замечаем плетение нитей, фактуру материала, как складывается драпировка», – объясняет Горбатых.
Своя школа
Ребята занимаются в бесплатных программах, а курс для них разработал сам Вячеслав. Комплексная программа рассчитана на учебный год и состоит из модулей. Первый – цифровая графика. Ребята погружаются в теорию и практику, знакомятся с планшетами, редакторами, техникой digital-рисования. Дальше школьники изучают векторную и растровую графику, типы информации. После переходят в следующий модуль – игровой дизайн. Они охватывают несколько направлений: программирование, дизайн, 3D‑моделирование, анимацию, создание игр. Третий модуль – архитектурный дизайн. Ребята изучают базу архитектурного дизайна, виды, работают с 3D‑пакетами, визуализируют интерьер и экстерьер.
«Надеюсь, что мы успеем создать вручную макеты из пластика или бумаги. Это необходимо, чтобы ребята понимали, как соотносятся пропорции. Работа руками всегда приоритетнее, чем в 3D‑пакетах, – считает педагог. – Трогая кубики, ребёнок понимает, чем они отличаются друг от друга, и активирует своё пространственное мышление».
Работать над своим курсом Вячеслав начал ещё в 2015 году, как только пришёл преподавать. Тогда появилась идея создания школы «Новый свет». С товарищами хотел сделать инженерно-техническую творческую школу, где бы ребята изучали робототехнику, геймдизайн, графику, анимацию, получали прикладные технические знания.
«Бюджет не позволяет сделать такое, хотя и кадры были, и опыт. По‑прежнему мечтаю открыть свою школу, – признаётся он. – Эта идея горит во мне, есть план и программы, которые в ней могли бы работать. Но пока это невозможно реализовать».
Не учитель, а наставник
Сегодня в Канаде работают два выпускника Вячеслава, которые учились у него в 2015 году. Сейчас они главы отделов в игровых компаниях, один занимается 3D‑графикой, другой – игровым дизайном.
«Они ещё были школьниками, когда я занимался с ними, потом консультировались у меня несколько лет, пока учились в университете, – вспоминает преподаватель. – Ту базу, что я дал, они совершенствовали. Выложили свои портфолио на зарубежные платформы, и их заметили. Мы до сих пор поддерживаем связь».
При этом Горбатых считает себя не учителем, а больше наставником для детей, который помогает им найти направление.
«Перед воспитанниками ставлю проблему, подталкиваю в нужном направлении, а они самостоятельно ищут решение. Каждый имеет свой подход, каждый – отдельная личность со своим путём, пусть даже через ошибки, – подчёркивает преподаватель. – Я не лезу, не исправляю и вижу, как вырабатывается у них собственный стиль. Ребёнок – это мягкая глина, из которой родители, педагоги и общество создают человека. Кем он станет, не только от него зависит. Есть такая мудрость: человек может десятилетия познавать какой‑то навык, но, если будет наставник, он сэкономит себе 10 лет жизни».
Совершенствоваться постоянно
Из‑за трудностей в рисовании иногда дети впадают в уныние, у них опускаются руки, тогда на помощь приходит Вячеслав, он поддерживает ребят, мотивирует их.
«Я стараюсь сделать так, чтобы дети снова начали заниматься. Когда ребёнок заходит в тупик, ему нужно указать путь, – говорит он. – Например, не получается у ученика светотень. Говорю: «Давай вместе посмотрим. Свечу фонариком на руку. Вот если положить её на стол, то тень внизу, а здесь светлее. Обрати внимание, откуда у тебя свет падает». Ребёнок и сам всё это знает, просто нужно подтолкнуть, направить».
По словам молодого педагога, сейчас IT‑индустрия и технологии быстро развиваются, есть потребность в кадрах в этой сфере. Но желающих много, конкуренция высокая, поэтому нужно трудиться, совершенствоваться постоянно.
«Советую заниматься ежедневно, хотя бы по 20 минут в день. Больше смотреть референсов, онлайн-уроков, работ других художников, даже подражать кому‑то полезно, – считает Вячеслав. – Потому что, насколько талантливым бы ни был ребёнок, без труда он останется на том же месте и не будет развиваться. Таланта как такового нет, есть лишь труд и предрасположенность».