Две жизни одной школы. Как старое фото помогло восстановить историю школы № 4 Белгорода
Об этом «Белгородской правде» рассказал главный специалист Госархива Белгородской области Андрей Лисной
-
Статья
-
Статья
Рассматривая фотографию Супруновской школы 1950-х годов из личного архива, я невольно всматривался в лица детей и преподавателей послевоенных лет, на чьи активные годы жизни пришлись большие тяготы и лишения. Оставшийся от бабушки снимок не сопровождался подписью, что создавало дополнительные трудности для исследования.
Указала «Белгородка»
Я задавался вопросами: кто был изображён на снимке и как обучались школьники тех лет, являлся ли здесь центральной фигурой директор школы и что о нём известно? Что собой представляла Супруновка?
Выяснил, что до революции Супруновка была пригородной слободой, которая стала развиваться в пределах Белгорода после строительства железной дороги. Она располагалась по улицам Сумской (сейчас это Супруновская), Кирпичной, Харьковской и другим. К концу XIX века в слободе проживали 566 человек, а к 1926 году, по данным Всесоюзной переписи, число супруновцев увеличилось до 948.
Административный центр населённых пунктов в пригородной черте периодически менялся. Супруновка одно время входила то в Пушкарскую, то в Михайловскую волость Белгородского уезда. В соседней с Супруновкой слободе Пушкарное (сейчас это часть города, расположенная ниже БГТУ имени В. Г. Шухова) был Свято-Михайловский храм, а рядом находилась церковно-приходская школа, которую могли посещать ребятишки из ближайших населённых пунктов.
В дальнейшем, уже в советские годы, в составе Белгородского района образовался Супруновский сельсовет (единица административно-территориального деления в СССР). Но тем не менее своя школа здесь так и не появилась.
Как отмечала газета «Белгородская правда», в 1931 году при супруновском колхозе «Серп и молот» открыли детскую площадку и ясли. Но здесь же, указывала газета, для детей не хватает своей школы.
Заведующий-орденоносец
Первое упоминание о школе в Супруновке встретилось на страницах «Белгородской правды» за 1935 год – о том, что её считали недостаточно удобной по сравнению с городскими школами. Однако дату строительства и ввода её в строй определить пока не получилось из‑за слабой сохранности документов. А в тех архивных документах, которые удалось обнаружить, указывают в Супруновке работу как начальной, так и неполной средней школы – семилетней.
В 1936 году в школе-семилетке заведующей значилась Беседина. Здесь же проявил себя молодой учитель Иван Сошенко, активно взявшийся за культурно-массовую работу. С лета 1938 года школу возглавил Григорий Осадчий. Григорий Васильевич окончил высшее начальное училище и педагогический техникум, успешно работал заведующим Терновской школой. При нём она стала одной из лучших в Белгородском районе. Опытный педагог был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Оказавшись на новом месте, в Супруновке, Осадчий использовал передовые методы обучения, старался изучить характер детей и их семейную обстановку.
5 июля 1940 года Осадчего приняли в ряды ВКП (б). О дальнейшей судьбе и деятельности директора информации не имеется. Тем не менее после войны супруновцев с такой фамилией было немало, они также были связаны с работой в сфере образования.
Сделать парты, заготовить дрова
За время оккупации, как отмечали документы исполкома Супруновского сельского совета, полностью были уничтожены три начальные школы. В полуразрушенном состоянии находилось две начальные школы и одна семилетняя, в них сломаны мебель и наглядные пособия. Из 1 400 домов не уцелело 547.
В 1946 году, по документам исполкома, которые хранятся в Государственном архиве Белгородской области, директором Супруновской школы-семилетки работал Иван Михайлюков.
По базе данных «Память народа» Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации удалось установить, что Иван Яковлевич родился в 1915 году в хуторе Камышевка Корочанского уезда (сегодня это село Прохоровского района). В этой же базе данных нашлась и фотография Михайлюкова. Благодаря ей удалось установить, что в центре фотографии 1950-х годов находится именно он.
О детских и юношеских годах жизни Ивана Яковлевича информации нет. Известно, что он имел высшее образование, что было по тем временам достаточно редким среди педагогических работников. Перед войной, в 1939 году, его призывали в армию. За годы службы был награждён медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
30 апреля 1946 года он демобилизовался и с того же года стал директором Супруновской семилетней школы, которая располагалась на улице Сумской (ныне улица Супруновская).
Перед новым руководителем стояли трудные задачи: в короткий срок создать необходимые условия для обучения школьников. А это было непросто, учитывая послевоенную разруху. Так, в 1947 году семилетней школой был запланирован достаточно большой объём работ: изготовление 50 парт, ремонт крыши, заготовка дров и организация оборудования для спортплощадки.
В это время в Супруновской неполной средней школе работали О. И. Осадчая, С. П. Рудакова, П. В. Осадчий вместе с женой А.Т. Осадчей, П. М. Лукина, А. С. Рождественская, Г. Н. Калашников и другие.
В 1951/1952 учебном году Супруновская семилетняя школа охватила всеобучем 502 человека. На тот момент в ней имелось 16 классов.
В образовательном учреждении ощущалась острая нехватка классных комнат, что не давало возможности полноценно организовывать образовательный процесс, проводить пионерские сборы и занятия кружков.
Иван Яковлевич в 1950-х годах проживал рядом со школой, на улице Харьковской, вместе с женой Марией Ивановной Михайлюковой, работавшей библиотекарем в этой же Супруновской школе, и дочерью Лилей.
В городской черте
К 1954 году директором школы стал Константин Константинович Лиманский (на фотографии он сидит справа от директора). А Михайлюкова, как перспективного руководителя, назначали на разные ответственные должности. Так, новым местом его работы стал Белгородский областной институт усовершенствования учителей, который располагался на тот момент на Новомосковской улице (ныне проспект Богдана Хмельницкого). В дальнейшем он возглавлял в городе средние школы № 10 и 21, Белгородскую школу-интернат.
В самой же Супруновской неполной средней школе в 1955 году учились 311 человек и имелось 13 классов: 6 начальных и 7 старших. Директор Лиманский отмечал, что занятия проводятся в две смены 22 учителями.
В 1956 году исполкомом сельского совета было принято решение о расширении школьного двора и учебно-опытного участка Супруновской школы за счёт части приусадебных участков местных жителей.
В 1957 году Супруновка вошла в городскую черту Белгорода. С этого же времени Супруновская семилетняя школа числилась в городе под № 4. А в 1971 году для неё было построено новое здание на улице Победы, и она торжественно была открыта уже как средняя школа.
И по сути, можно сказать, что у школы № 4 две жизни: первая – на Супруновке, вторая – на улице Победы. Вот такая получилась история благодаря старой фотографии.
Андрей Лисной