В Майской гимназии разрабатывают алфавит для слепых детей с нарушением тактильных функций
-
Новость
-
Новость
Школьник Данил Крючков и учитель изобразительного искусства Артём Капустин делают алфавит с помощью трёхмерного моделирования и технологий 3D-печати.
Книги для слабовидящих и незрячих людей с рельефно-точечным шрифтом Брайля создают по определённым стандартам, и шрифт в них примерно одинакового размера. А в Майской гимназии Белгородского района учится девочка с полной потерей зрения, ДЦП и частичной потерей тактильных ощущений. Это не даёт ей чувствовать руками буквы стандартного шрифта Брайля.
«Все методические материалы, которые пришли по ГОСТам, этот ребёнок просто не может воспринимать. Мы взялись решить эту проблему и занялись ею в рамках итогового годового проекта девятиклассника Данила Крючкова», – пояснил Артём Капустин.
Педагог и ученик определили, что рельеф шрифта должен быть крупнее и чётче, чтобы ощущался даже при несильном прикосновении. Создавать такой специализированный тактильный алфавит Брайля начали с помощью трёхмерного моделирования и технологий 3D-печати.
В работе пригодилось оборудование центра цифрового образования «Точка роста», который как раз курирует Артём Капустин.
«Мы уже распечатали на 3D-принтере тестовые буквы. Сейчас определяем подходящий размер. Набор состоит из 33 букв русского алфавита, – рассказал он. – С учителем-наставником (курирующим школьника с особенностями здоровья – прим. авт.) мы устанавливаем количество повторяющихся букв. Набор ориентирован не только на то, чтобы ребёнок запоминал буквы алфавита, но и чтобы мог составить из них слова и прочитать их».
С учётом повторяющихся букв в наборе достаточно много знаков, например три И, четыре А и т. п. Гласные печатают одного цвета, согласные – другого. На каждую из пластинок Брайля также наносят саму букву, чтобы педагог быстро ориентировался и не тратил много времени на составление слога или слова.
Всё это упакуют в коробку с ячейками для каждой буквы. Ещё в набор войдёт комбинаторная пластинка – рамочка с пазами, куда вставляются буквы.
«Это нужно, так как у ребёнка ещё есть проблемы с моторикой. Если буквы просто лежат на столе, читать их практически невозможно. Зафиксированные в пластинке слова значительно облегчат задачу, – объяснил Капустин. – А в дальнейшем, основываясь на наших моделях, люди смогут делать такой шрифт самостоятельно».
Учитель размышлял, как ещё можно применить технологию 3D-печати, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями.
«Одна из сложностей, с которыми сталкиваются незрячие люди, – это архитектурные обозначения. Им тяжело представить, как выглядит купол или свод, – привёл пример Артём Николаевич. – Нет каких‑то методических материалов, которые бы им об этом рассказали. А наше оборудование позволяет распечатать различные архитектурные элементы и с их помощью объяснить незрячим людям, из чего состоят здания».
Анна Емельянова