Музыка указала путь. Белгородец потерял зрение, но нашёл своё призвание
«Белгородская правда» рассказывает историю Анатолия Шудренко, которого слепота не только не сломила, но заставила мобилизовать внутренние силы
-
Статья
-
Статья
Шудренко ослеп, будучи десятилетним мальчишкой, – разряжал с братом найденную гранату. Продолжительные попытки лечения в разных клиниках страны результата не принесли. Вердикт был окончательным: видеть он больше никогда не будет.
«Ну ничего, справимся»
«Сначала был шок, испуг. Я потерял зрение полностью. Пролечился и одним глазом стал хорошо видеть. Вернулся в школу, но, наверное, не стоило спешить – отслоилась сетчатка. Это произошло буквально за день. Ездил по больницам, но после операций пропали даже остававшиеся 2 % зрения. Пришлось осваивать систему Брайля, поступать в спецшколу», – вспоминает Анатолий Шудренко.
В Ростове-на-Дону, где он тогда жил, была школа только для слабовидящих. Для слепых там работало лишь два класса. Самый близкий ему по возрасту – 7-й, а юный Толя к моменту трагедии успел проучиться в школе всего 3,5 года года. «Ну ничего, справимся», – решили в семье. Летом он занимался с репетиторами. 7-й класс кое‑как окончил, в 8-м стал уже хорошистом, а выпускался отличником.
В школе он начал играть на баяне. Во время учёбы родились первые стихи и песни. Но увлечений было много, нравились точные науки. Поэтому изначально связывать жизнь с музыкой и не думал. Ему хорошо давалась математика. Учительница заметила его интерес и способности, стала предлагать решать университетские задания. Но какие перспективы ждали его после физмата? Работа учителем в специализированном заведении? Таких спецшкол немного. А музыка открывала гораздо больше возможностей.
В 1971 году поступил в Курское музыкальное училище и здесь встретил будущую жену. Она была двумя курсами младше. Поэтому после окончания учёбы он ещё два года трудился в Курске, а затем пара отправилась в Белгород, где им предложили работу в клубе общества слепых, который спустя годы преобразовался в Многопрофильный центр реабилитации. К сожалению, два года назад супруга Анатолия умерла от ковида. А он так и трудится практически на одном месте уже 46 лет.
Парни клёвые
За прошедшие годы Шудренко успел поработать с духовым и эстрадным оркестрами, детскими и молодёжными вокальными ансамблями. Сейчас он ведёт занятия вокальной студии, где поют как здоровые люди, так и те, кто борется с недугами. Часть подопечных имеет ментальные нарушения. С ними мужчина занимается вокалотерапией.
«Музыка раскрепощает. Улучшаются артикуляция, дикция, слух… Всё это, конечно, происходит не сразу, а после регулярных занятий в течение продолжительного времени. А ещё когда мы поём, то правильно дышим. Надо петь от живота – это очень полезно для диафрагмы, внутренних органов и для здоровья в целом», – отмечает педагог.
Основной состав студии часто выступает на вечерах отдыха и культурных мероприятиях. Вокалисты регулярно выезжают с концертами в корпус Центра реабилитации, где располагается стационарное отделение санаторного типа. Многие солисты занимаются у Шудренко не первый год.
Например, Андрей Горбатенко в 80-х – начале 90-х был участником ВИА, пробовал себя в качестве барабанщика, звукооператора. Когда ансамбль прекратил существование, ушёл в работу. Но однажды близкие услышали его пение в караоке и сказали: «Неплохо поёшь. Надо заниматься». Сейчас у вокалиста 100 песен в репертуаре, особенно ему удаётся шансон.
Ещё один участник – Александр Шатеев – приехал из Грозного. Сейчас живёт в Разумном. Несмотря на непростой рабочий график, репетиции никогда не пропускает. Отработает ночную смену – и идёт петь.
«Ещё есть мужское трио, где помимо меня поют профессиональные музыканты Владимир Бондарев и Михаил Иванов. Нас везде тепло принимают. А называемся мы «Парни клёвые». Объявляют нас, бывало, и на сцену выходят деды. Всем становится весело, посмеиваются. А когда несколько песен споём, слушатели замечают: «И правда, парни вы клёвые», – улыбается Шудренко.
Немало в коллективе женщин. Анастасия Воргуль поёт у Шудренко с 90-х и, по словам руководителя, очень выросла в творческом плане, расширила репертуар. Екатерина Мокеева любит весёлые песни из репертуара Надежды Кадышевой и группы «Белый день». Её всегда хорошо принимают зрители.
Татьяна Гоменко занимается второй год, и у неё в репертуаре уже больше 40 песен. Ещё одной подопечной – Анне Устиновой, по словам Шудренко, вначале было нелегко. Не всё получалось, но было огромное желание петь, и уже к 2012 году она стала одной из ведущих солисток на концертах.
«Очень ответственная и Юлия Сычук. Разрывается между любовью к песне и танцами на колясках. Светлая голова, пишет замечательные стихи», – замечает Шудренко.
Он вдохновил на занятия вокалом и многих сотрудников Центра реабилитации. Одна из них – Виктория Горбунцова.
«К Анатолию Алексеевичу хожу несколько лет. Преподаватель он понимающий, хорошо объясняет. Для него важно, чтобы мы росли, развивались. Человек очень добрый, позитивный, всегда поможет. На своём примере показывает, как вести себя на сцене. Несколько песен мы поём с ним в дуэте», – рассказала Виктория.
Обязательно поеду
Близкие и ученики любят Анатолия Алексеевича за жизнерадостность и отличное чувство юмора. Он очень активный человек. Некоторое время увлекался макраме, плёл различные изделия для себя и близких. А ещё певец уверен, что движение – это жизнь.
«Очень много хожу. 4 км утром быстрым шагом, какие‑то участки даже пробегаю. На работу, с работы, на обед. В день прохожу минимум 7 км, а то и 10 получается», – рассказывает он.
Подобрать репертуар? Сделать минусовку? Нет проблем. Шудренко прекрасно владеет компьютером и музыкальными программами. Помимо баяна хорошо знаком со многими музыкальными инструментами: в разные периоды жизни играл на клавишных, бас-гитаре, садился за ударные. Имеет представление и о духовых.
«Я не приверженец какой‑то конкретной музыки, всякую люблю и всякую слушаю: и популярную, и рок, и шансон – только не приблатнённый, а хорошую мужскую лирику. Очень люблю рок моей молодости: Deep Purple, Uriah Heep, Led Zeppelin. У меня огромная фонотека, большая виниловая коллекция, которую собираю всю жизнь», – отмечает Шудренко.
Вышло в свет два сборника его стихов и три авторских диска с песнями. Что касается наград на различных вокальных фестивалях, то их можно перечислять очень долго. Незаурядные вокальные данные Анатолия Алексеевича оценили на многих конкурсах. Например, весной 2012-го он стал лауреатом первой степени на международных фестивалях «Серебряный ветер» и «Ялтинский берег», а в сентябре того же года был включён в российскую делегацию на международный фестиваль «Голос мира» в Италии, где дошёл до финала.
В прошлом году Шудренко прошёл предварительные кастинги на вокальный проект «Голос 60+».
«Подавал заявку и на первый сезон этого проекта, но когда меня пригласили на очные прослушивания, не смог поехать по личным причинам. В прошлом году опять подал заявку, прошёл предварительные кастинги и был допущен к телевизионным слепым прослушиваниям», – рассказывает певец.
Он побывал у стилистов и гримёров и уже был готов выйти на сцену, чтобы исполнить песню Александра Серова «Ты меня любишь», но прослушивание у наставников так и не состоялось. Они набрали команды очень быстро. И
18 человек не успели спеть и попасть в телеэфир.
Организаторы пообещали, что на следующий год на слепых прослушиваниях они будут петь уже в первых рядах. Запись эфиров должна была состояться в августе этого года. Но планы неожиданно поменялись. Первый канал запустил проект «Голос. Уже не дети». А «Голос 60+» пока отложили на неопределённый срок.
«Если он состоится, я обязательно поеду!» – обещает Анатолий Шудренко.
Анна Черкашина