Дети дождя. Как не пропустить первые синдромы аутизма
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Аутизм – это нарушение развития, при котором ребёнок не мучается от боли и может даже быть весёлым и любопытным, но плохо усваивает коммуникацию между людьми, между собой и мамой, между мамой и папой. Его мир совсем другой. Внимание такого ребёнка сложно привлечь, а значит, с ним трудно играть, сложно объяснить что‑то новое, донести, что опасно, а что нет.
Аутизм невозможно вылечить как простуду, но научить ребёнка жить с ним, адаптировать к самостоятельности в обществе вполне реально. Решающее значение имеет своевременная диагностика: чем раньше поставлен диагноз и начата коррекция, тем больше вероятности, что ребёнок не будет сильно отставать от сверстников и сможет вступить во взрослую жизнь полноценным и самостоятельным человеком.
Симптомы аутизма проявляются в первые три года жизни. Разобраться в них помогли Людмила Шведова, психолог общественной организации «Синяя птица», и Татьяна Войтович, художественный руководитель инклюзивной творческой студии общественной организации «Синяя птица», которая помогает семьям, имеющим детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
«Чем раньше начать заниматься с ребёнком, тем лучше для всех, – говорит Татьяна Войтович. – Родители, услышавшие диагноз и при этом не получившие должной психологической и консультационной поддержки, проходя все стадии его принятия, теряют время, в которое ребёнок уже мог бы получать помощь и развивающие занятия. Конечно, в первую очередь малышу могут помочь сами родители, существует программа ранней помощи «Ранняя пташка». Специалисты, работающие по этой программе, есть и в Белгороде. Своевременное вмешательство и развивающие занятия считаются самыми эффективными».
На что обратить внимание до года
На первом году жизни у каждого ребёнка очень тесный телесный контакт с мамой. Он учится передавать сигналы, смотреть в лицо и глаза, проявляет «комплекс оживления», когда мама подходит. Заметить особенности развития в этом возрасте очень трудно, потому что общение матери с малышом происходит без опоры на речь – для ребёнка это невербальный период. На первом году малыш только осваивает гуление, лепет и начинает понимать, что каждое слово мамы что‑то значит, что можно тоже ответить звуком, а не только плачем и учиться привлекать внимание к разным своим потребностям, будь то смена подгузника или еда. Вот тут как раз опытный специалист может заметить особенности общения. Смотрит ли ребёнок на маму, папу, сколько времени уделяет общению или просто просится на ручки, не глядя в глаза. Его внимание могут в большей степени привлекать предметы, чем общение со взрослым. Это тот самый звоночек, который можно отметить у детей с аутизмом на первом году жизни.
«Я бы сказала, что до года ничего не видно, – говорит Людмила Шведова. – Если только ребёнок не уходит в отказ от прикосновений и всех видов контакта со взрослым».
Что не так до двух лет
К полутора годам здоровые дети активно применяют язык жестов, начинают использовать свои слова, понимают простые вопросы: где папа, где машинка, где собака. Ребёнка с аутизмом в этом возрасте можно узнать по любви к предметам и игрушкам, он может всё сам строить, стукать, рассматривать себя в зеркале и пр. Часто играет с обычными предметами, а не игрушками. Он может не понимать социального значения мишек, зайцев, машинок, потому что всё социальное малыши познают через речь.
«В этом возрасте у малыша с аутизмом активно растёт разрыв в коммуникации по сравнению со сверстниками. Диагностика в России позволяет увидеть нарушение развития уже в 1,5–2 года», – комментирует Людмила Шведова.
Тревожные симптомы до трёх лет
К этому возрасту картина развития складывается более очевидная.
Обычные дети начинают активно взаимодействовать друг с другом, перенимают социальные правила, способны совместно заниматься, играть, делиться впечатлениями, рассказывать что‑то друг другу. Ребёнок с аутизмом не может удерживать своё внимание на коммуникации, она для него сложна и непонятна – малыш будто иностранец, попавший в племя в Африке. Его поведение совершенно иное: подолгу сидит с одним предметом – крутит колёсико или верёвочку, расставляет игрушки в определённом порядке, листает книгу, фокусируясь на самом действии, либо щёлкает выключателем. Он не может выстроить игру с сюжетом, не проявляет фантазии, не интересуется другими детьми на площадке и не обменивается эмоциями с членами семьи как обычные дети. Речь может быть бедная, а бывает это просто слова без смысла или много повторений какого‑то одного слова.
Часто его взгляд ускользает от мамы или другого человека, либо кажется, что малыш смотрит «поверх». Если говорит, то о себе в третьем лице, фразы повторяет по нескольку раз. Может случиться так, что речь превращается в мычание, а затем пропадает вовсе.
Чтобы в жизни всё было понятно и спокойно, ребёнок стремится к повторению действий, маршрутов, и любое отклонение может легко вывести его из себя, стать причиной истерики и злости. Его могут беспокоить посторонние шумы, незнакомые звуки, чужие люди. Любой раздражитель чреват истерикой, когда он кричит, трясёт головой, раскачивается, иногда уже в три года можно увидеть самоагрессию.
«Три нет»
Надо заметить, что даже набор из нескольких вышеперечисленных симптомов – ещё не свидетельство аутизма, это могут быть особенности поведения по каким‑то другим причинам. Можно провести несложный тест «Три нет».
- Попытайтесь привлечь внимание ребёнка, указав в сторону. Смотрит ли малыш туда, куда вы показываете? Проявляет ли интерес?
- Бывает ли такое, что ребёнок показывает вам что‑то интересное ему, чтобы привлечь ваше внимание?
- Пытается ли он в игре выстроить сюжет, подражая действиям взрослых?
Если на все эти вопросы ответ отрицательный, у родителей есть все основания обратиться к психиатру. Если на какие‑то вопросы ответ положительный, то, возможно, проблема заключается в задержке развития речи по другой причине.
В любом случае, при подозрении на какое‑либо отклонение лучше обратиться к врачу.
Можно ли вылечить аутизм
В случае с аутизмом мы говорим не об излечении, а о корректировке и адаптации.
Поскольку это нарушение развития, оно останется с человеком на всю жизнь, вопрос в том, как он будет с ним жить. Сумеет ли адаптироваться в обществе, научится ли общаться и контролировать своё поведение и эмоции.
«Существует «оптимальный исход» описанный Деборой Фейн из университета Коннектикута в исследовании, опубликованном в журнале Journal of Child Psychology and Psychiatry в 2013 году. Исследователям удалось выявить 34 случая среди людей в возрасте от 8 лет до 21 года, которые достигли «оптимального исхода». Говоря проще, это люди, которым в детстве был поставлен диагноз «аутизм», показали своё социальное взаимодействие и общение, как и люди без аутизма», – говорит Людмила Шведова.
Практика показывает, если отклонения обнаружили до полутора лет и начали коррекцию, к семи годам ситуацию реально выправить настолько, что ребёнок пойдёт учиться в обычную школу и ничем не будет отличаться от сверстников. А после школы может получить образование и профессию.
Если диагноз поставили к пяти годам, скорее всего, ребёнку понадобится индивидуальная программа школьного образования, а его дальнейшее обучение и профессиональная деятельность будут зависеть от того, созданы ли для этого необходимые условия или нет.
«На сегодняшний день у нас нет чётко простроенной и функционирующей системы поддержки и сопровождения людей с аутизмом, – говорит Татьяна Войтович. – Она только выстраивается, но это не значит, что нет совсем ничего. В Белгородской области работают общественные организации, которые оказывают посильную помощь и поддержку семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями и аутизмом в частности. Реализуется целый пакет проектов по поручению губернатора Белгородской области по созданию системы помощи и сопровождения людей с ментальными нарушениями. А пока за консультационной и другой возможной помощью родители детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями, кому только недавно поставили диагноз, и кто не знает, что дальше делать, могут обратиться к нам в «Синюю птицу».
Контактные данные БРОО «Синяя птица»: сообщество в ВК, тел. +7 (4722) 37–17–85.