Как мастерица Ольга Сёмина хранит традиции старооскольской глиняной игрушки
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Старый Оскол основали в 1593 году в качестве сторожевой заставы южных границ Старорусского государства. В городе быстро развился гончарный промысел, так как белгородская земля оказалась весьма богата необычной белой и красной глиной. Из этого материала делали не только посуду, но и игрушки.
В первой половине XX века изготавливать их перестали, но в XXI веке интерес к промыслу вспыхнул с новой силой. Среди тех, кто его изучает и возрождает, Ольга Сёмина – мастер декоративно-прикладного творчества Старооскольского дома ремёсел.
Живопись для души
Ольга Сёмина родилась в Нижегородской области в 1978 году. Отучившись в школе, девушка получила профессию «портной мужской верхней одежды» в Нижегородском профессиональном лицее № 47.
«Не то чтобы это было сильно моё. Я не знала, куда пойти, и мама предложила этот вариант, сказав, что такие навыки всегда пригодятся», – объяснила мастерица.
В Старый Оскол в 1997 году молодую жену привёз супруг Евгений Владимирович. Ольге тогда было
19 лет. Несколько лет спустя девушка увлеклась живописью маслом, а затем под руководством члена Союза художников России Аллы Филимоновой овладела техниками акварели и пастели.
Картины молодой художницы оценила директор Старооскольского художественного музея Елена Маркова, и Ольга Николаевна стала активным участником различных выставок изобразительного искусства в музее.
Хотела попробовать
Наставница Сёминой Алла Филимонова убедила её, что нужно развиваться, и предложила попробовать себя в чём‑нибудь новом. Согласившись с этим, Ольга Николаевна поступила в Белгородский государственный институт искусства и культуры на специальность «художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель» и благополучно окончила вуз в 2016 году.
Во время учёбы практику Ольга Сёмина всегда проходила у директора Старооскольского дома ремёсел, народного мастера России, народного мастера Белгородской области Натальи Никишиной, которая специализируется на глиняной игрушке. Наталья Николаевна и позвала молодого специалиста к себе работать.
«Вообще‑то я хотела только попробовать, а в итоге остаться в живописи, но Наталья Николаевна сказала: «Отказаться ты всегда успеешь», – вспоминает Сёмина. – Также она предупредила, что если я буду заниматься глиной, то на живопись у меня больше не останется времени. Тогда я не поверила, но в конце концов так и получилось».
Освоив технику лепки традиционной старооскольской глиняной игрушки, Сёмина стала работать руководителем студий «Живая глина» и «Арт-керамика», в которых проводит занятия по лепке с детьми разных возрастов, детьми-инвалидами. В 2019 году она получила звание народный мастер Белгородской области.
Глина по глине
Шкафы рядом с рабочим местом Ольги Сёминой уставлены самыми разными глиняными игрушками.
«Предваряя ваш вопрос, сразу скажу: нет, их делали не мы. Это коллекция игрушек из разных регионов России и стран мира. Мы же лепим только старооскольскую игрушку «по археологии», то есть на основе исторических находок», – подчёркивает мастерица.
По её словам, ещё есть направление, как у знаменитых бабушек Гончаровых, которые в 1980-х годах XX века первыми начали возрождать традицию глиняной игрушки. Их изделия отличаются от старинных, в них есть авторское видение. И если в старину игрушки расписывались «глина по глине», то у Гончаровых – красками.
Сёмина же берёт в пример только игрушки прошлых веков. Сейчас таких археологических артефактов в Доме ремёсел накопилась целая коробка. Ими с мастерами делится краеведческий музей, приносят местные жители, или они сами их находят в округе.
«Каждую весну земля выталкивает из себя черепки, и местные жители, перекапывая огороды, находят эти игрушки. Со всеми мы пытаемся поговорить, подписываем изделия: кто принёс и где нашёл. Когда именно были созданы находки, без специальной экспертизы сказать нельзя. Однозначно лишь то, что все они лепились до 1930-х годов. В это время изделия ручной работы вытеснила фабричная игрушка», – говорит Ольга Николаевна.
Гончарный маркетинг
На протяжении веков игрушками-свистульками заполняли пустоты между глиняной посудой при обжиге в горнах.
«Это был и потешный товар для детей, и средство для рекламы, – демонстрирует барашков и уточек Ольга Николаевна. – Когда продавцы привозили посуду на рынок, они начинали свистеть в глиняные свистульки. Дети бежали на свист, а за ними подходили и родители. Таким образом привлекали покупателей».
Лепили игрушки дети, мамы и бабушки. Сами гончары этим не занимались. Свистулек делали очень много, так как расходился дешёвый товар как горячие пирожки. Старожилы рассказывали, что продавали свистульку по цене одного яйца.
Мужичок в треуголке
Самая простая форма игрушки – цилиндрическая грематуха – служила погремушкой для детей до года, отгоняла злых духов и привлекала добрых.
Ещё среди старинных игрушек часто встречаются барыни в капоре и редко в тюрбане, рогатой и лопатообразной кичках. Всадники тоже различаются между собой. Один мужичок на лошадке – в петровской треуголке, другой – в павловской двууголке, третий – в треухе, историческом зимнем головном уборе, прототипе ушанки. Когда со временем в городе-крепости менялись головные уборы служивых людей, тогда они менялись и на игрушках.
И, конечно же, среди свистулек множество домашней живности: козочки, бараны, коровы, уточки.
«Одну коровку я нашла на земле, даже копать ничего не надо было. И коллега как‑то нашла свистульку просто по дороге на работу», – отмечает мастерица.
Благо, что Ольга Сёмина и её коллеги не проходят мимо прошлого, а собирают и восстанавливают. Теперь уже с уверенностью можно сказать, что промысел старооскольской глиняной игрушки не канет в Лету и останется достоянием потомков.
Мастер-класс
Делаем свистульку-уточку
Это одна из самых простых игрушек, с которой хорошо начинать.
1. Лепим «тарелочку» — лепёшку округлой формы.
2–3. Слепляем края формы как у вареника, оставив внутри палец. Внутри обязательно должно остаться пустое пространство, иначе свистеть игрушка не будет.
4. Вытащив палец, окончательно придаём глине форму птички. Стремиться к натуралистичности не нужно. Традиционная старооскольская игрушка этого не предполагает.
5–6. Деревянной палочкой (например, из набора с роллами) делаем два отверстия по бокам птички. Также делаем сквозное отверстие через заднюю часть птички вниз. Все отверстия должны попасть в полость.
7. Расписываем птичку традиционным узором-ёлочкой. Исторически для этого использовали ангоб – глину другого цвета в жидком состоянии. И игрушка обжигается уже вместе с росписью.
8. Так выглядит свистулька после запекания.