«Спасибо большое за внимание!» Как приняли в ПВР Старого Оскола вынужденных переселенцев
«БелПресса» оценила созданные условия и узнала несколько историй мужественных и неунывающих белгородцев
-
Статья
-
Статья
Жители Грайворонского округа и Белгорода, оставившие свои дома из‑за постоянных обстрелов со стороны ВСУ, остановились в нескольких пунктах временного размещения. Один из них – в Старом Осколе. Навестить людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, 20 марта приехал Вячеслав Гладков.
«Приняли очень хорошо»
«Теперь вот так мажешь и приклеиваешь лепесточек. Пробуй! Вооот!» – за одним из столиков в холле просторного здания ПВР идёт мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для самых маленьких.
Кисточка и клей в руках у 5-летней Полины и 3-летней Майи. Это дочь и внучка Светланы Катиной. Все они приехали из Белгорода в прошлую субботу.
«Когда обстрелы участились, детки очень сильно стали бояться. Дом наш не пострадал, но сыпались осколки. Каждые 3 часа всё повторялось, на работу уже нельзя было ходить, и мы решили увезти детей, потому что стали бояться за их здоровье. Я позвонила в администрацию Белгорода, мне подсказали, куда можно уехать. Я здесь со старшей дочерью, мамой моей внучки, так что мы вчетвером живём. Здесь им нравится: прекрасное общение, хорошее питание, дети заняты. Спасибо большое всем за внимание!» – делится своей историей белгородка.
Из столовой доносятся звуки баяна. Здесь на импровизированной сцене выступает ансамбль, солисты стараются отвлечь людей от печальных мыслей. Кто‑то слушает, некоторые даже подпевают.
«Это вы не видели, что вчера вечером было! Мы все стоя пели «День Победы», все плакали. Такой концерт был хороший!» – говорит Галина Кубышева.
83-летнюю женщину вывезли из Козинки, здесь она уже пятый день.
«Нас забрали в ночь на прошлый четверг на броневиках. Ходили и собирали всех по домам, я в чём была, в том и выскочила. Броневик высокий, так меня под руки взяли, помогли, и так каждому. Мы ведь выйти на улицу боялись: всё гремит и грохочет, ночами спали в ванной на полу. Это что‑то невероятное, такой страсти мы не знали! Сначала нас привезли в Борисовку, а потом уже сюда. Ой, да главное же, что живы! Здесь нас приняли очень хорошо. Кормят отлично. Спасибо старооскольцам за такое отношение!» – не скрывает эмоций Галина Афанасьевна.
«Чтобы чувствовали себя как дома»
«Этот ПВР работает с прошлой недели. Здесь находятся люди из Грайворонского округа, несколько человек из Шебекино, есть жители Белгорода. ПВР был готов, и мы развернули его практически за несколько часов. Радушно приняли всех, кому была нужна помощь. В здании несколько этажей, есть отдельная большая столовая, где проходят концерты и показы кинофильмов. Детей тоже стараемся занять, чтобы им было интересно и уютно. В комнаты раздаём всё необходимое, проблем с постельным бельём нет», – говорит замглавы администрации Старооскольского округа по внутренней политике Светлана Халеева.
В пункте временного размещения работают врачи детской окружной больницы и Старооскольской окружной больницы имени святителя Луки Крымского. Они оказывают психологическую и, конечно, медицинскую помощь.
«Конечно, в первые несколько дней было у людей сложное психологическое состояние. Они были напуганы и взволнованны. Сейчас стало полегче, все немного успокоились. Никого не оставляем в беде, пытаемся решить все вопросы. Для людей, которые стоят на учёте у тех или иных врачей, мы заказываем и раздаём жизненно необходимые препараты», – объясняет фельдшер отделения неотложной медпомощи окружной больницы Елена Чиркина.
За досуг вынужденных переселенцев отвечают местные работники культуры.
«Мы организуем культурную программу здесь, вывозим людей в интересные места. Например, в краеведческий и художественный музеи. На следующей неделе деток свозим в театр. За каждым этажом у нас закреплены волонтёры, они изучают потребности людей, и затем мы формируем культурную программу. Дети любят декоративно-прикладное творчество, и вот прямо сейчас идёт мастер-класс Старооскольского дома ремёсел», – говорит замначальника управления культуры администрации округа Владислав Дурнев.
Об организации питания рассказывает заместитель гендиректора Фабрики социального питания Оксана Марущенко:
«Мы стараемся людей кормить по‑домашнему, чтобы они чувствовали себя как дома. Еду привозим в готовом виде, её готовят профессиональные повара, работающие для старооскольских школ. На завтрак предлагаем каши, мясные блюда с гарниром или мясные запеканки, горячий напиток. На обед – первое и второе, обязательно включаем фрукты, на ужин –закуска или салат, мясное или рыбное блюдо с гарниром. Дети получают полдники: молоко, пряники, кондитерские изделия».
«Отлично! Красота, теплота!»
Заглядываем в комнаты. На вопрос, как здесь устроились, женщины отвечают:
«Отлично! Красота, теплота! Кормят всем, что хочешь. Вещи, вот футболочки новые, принесли, таблеточки вчера привезли».
Антонина Мосина приехала в посёлок Горьковский в 1958 году из Брянска 15-летней девчонкой, в пункте временного размещения живёт с четверга.
«Там у нас так били, это не передать! Ведь рукой подать – и граница. До сих пор всё трусится. Мне сказали собираться, я всё, что было, схватила, пальто надела и побежала», – не скрывает слёз Антонина Васильевна.
«Жалоб нет!» – заверяют нас в соседней секции.
«После того что мы пережили, для нас это рай. Мы из Козинки, уезжали 14 марта вечером под обстрелами, над нами висел дрон. За нами сам губернатор приехал. Мальчик-военный зафиксировал этот дрон и сказал, что у нас 8 минут, за это время мы погрузились и уехали. На броневике вывезли нас в Грайворон, там тоже лупили. Следующим утром нас вывезли сюда. Но ничего, мы всё переживём, мы по жизни оптимисты!» –делится пережитым Елена Ягелюк.
6 лет назад она переехала в живописный Грайворонский округ с Севера, чтобы быть поближе к родственникам, живущим на Украине.
Наш разговор сопровождает звонкий лай: в этой комнате разместили людей с домашними питомцами. Вера Пономаренко не смогла бросить своего любимого пекинеса Зарика.
«Как их бросишь? Первое, что мы схватили, это наши животные. Котики, правда, остались там ещё. Нас разбомбили, а мы сюда приехали. Ждём, когда нас вернут обратно. В Козинке мы прожили 5 лет».
Семья Венеры Череповской и Артура Матвиенко занимает целый отсек. У супругов пятеро детей, самому старшему из которых всего 3 года, а младшие и вовсе младше года.
«Мы приехали из Стрелецкого. Стало страшно за детей. Позвонили на 112, нас пригласили в Старый Оскол, мы собрались и на своей машине уехали. Условия тут нормальные, относятся хорошо, деткам всё предоставляют: памперсы, смеси. Я сам таксист, так что и здесь выезжаю, работаю», – поясняет Артур.
«В сборах участвует вся Россия»
В холле раскладывают пакеты с гуманитаркой. Вся привезённая гуманитарная помощь – адресная. Заявки собирали накануне, затем расфасовывали, при необходимости что‑то докупали. Сегодня соберут новый список потребностей, и уже завтра волонтёры «Святого Белогорья против детского рака» снова будут здесь.
«Мы работаем со всеми ПВР, которые находятся в Старом Осколе. Приезжаем каждый день, опрашиваем каждого человека, в чём он нуждается, собираем и привозим. Ходим по комнатам и прямо в руки раздаём всё, что нужно. Сегодня загрузили полностью три машины. Тут и халаты, и одежда, и обувь, полотенца, бытовые принадлежности, лекарства, кресла-туалеты для лежачих больных. В сборах участвует вся Россия: по пожертвованиям, которые к нам приходят, можно изучать географию. Помогают жители Чувашии, Кабардино-Балкарии, Коми, Сыктывкара, Южно-Сахалинска», – сообщает руководитель фонда Евгения Кондратюк.
О том, что за белгородцев, попавших в беду, переживает вся страна, обязательно рассказывают при передаче помощи.
«Мы видим, что людям важно, нужно и приятно это слышать. Очень тесно работаем с администрацией ПВР, при необходимости лекарства закупаем прямо ночью, если нужно срочно: у нас есть координатор в Старом Осколе, она срывается и едет в аптеку. Вся схема взаимодействия у нас уже отработана. С завтрашнего дня будем выполнять не только адресные, но и массовые запросы», – добавляет Кондратюк.
«Возвращаться пока нельзя»
Навестить переселенцев, обосновавшихся в ПВР, приезжает губернатор Вячеслав Гладков. Первым делом интересуется, как дела у детей:
— Как вам здесь? На экскурсию куда‑нибудь ездили?
— В зоопарке были, а завтра в краеведческий музей поедем, – говорят девочки.
Затем глава региона долго и обстоятельно отвечает на вопросы взрослых. Жителей грайворонских сёл интересует обстановка в родном округе.
«Вчера был у вас, по нескольким населённым пунктам проехал. Стреляют сильно, возвращаться пока нельзя. Это касается Грайворона, Гора-Подола, Козинки, Глотово, Сподарюшино, Пороза, Мокрой Орловки, Горьковского. Противника, по докладам силовых структур, на нашей территории нет, но бои идут. Главная проблема в том, что 13 сёл остаются без электроэнергии, мы восстановить пока не можем. Ждём, когда ситуация не успокоится. Сегодня был порыв на линии газоснабжения, всё восстановили, газ подают», – рассказывает Гладков.
Губернатор подчёркивает, что въезд в Грайворон ограничен. Местные власти прилагают все силы, чтобы убедить оставшихся жителей города и близлежащих сёл выехать в безопасное место,но соглашаются далеко не все.
«Людей не обижают, встретили хорошо»
В интервью журналистам Вячеслав Гладков подводит итоги визита в ПВР:
«Самое главное, что я увидел, – людей не обижают, встретили хорошо. Здесь сухо, чисто, аккуратно, все сыты. Помещения большие. Этот ПВР мы подготовили ещё год назад. Надеюсь, что мы максимально быстро сможем вернуть людей домой. Там, где есть повреждения, оценим и начнём восстановление».
Звучит вопрос об организации отдыха детей за пределами региона.
«С завтрашнего дня мы начинаем отправлять 1 200 человек. Пока планируем разместить детей на три недели, однако если будет необходимость, то попросим коллег продлить нахождение детей в безопасном месте до окончания учебного года. Конечно, с учётом согласия родителей», – отвечает Вячеслав Гладков.
Елена Коржова