Чему учат в шебекинской школе ниндзя
Журнал «Спортивная смена» поговорил с основателем школы «Фукуроу-рю» Рауфом Юсуповым о дисциплине ниндзюцу
-
Статья
-
Статья
На дверях зала висит карточка: «Ниндзюцу помогает воспитать универсального бойца, способного противостоять противнику любой комплекции и с любым уровнем подготовки. Не только в рукопашном бою, но и с применением холодного или огнестрельного оружия, либо используя в виде оружия подручные предметы. Вырабатывает способность выживать и сохранять спокойствие в любых экстремальных ситуациях».
«Наверное, точнее о ниндзюцу не скажу», – Рауф Юсупов.
Учитель
Основам ниндзюцу Юсупова обучил дед, который сам перенял их в Маньчжурии, во время войны с японцами. Юсупов стал углублять знания и позже использовал приёмы ниндзюцу на службе в полиции и в чеченской войне. В 2012 году к Рауфу присоединились первые шесть учеников, которые сейчас применяют эту технику в ФСБ и МВД. А в 2018-м Юсупов решился основать школу «Фукуроу-рю» (в переводе с японского – «Школа совы»).
«О своём занятии я публично не говорил. Боялся, что посмотрят, как на чудака. К тому же по традиции синоби (человек, владеющий искусством ниндзюцу) мог передать знания только родственнику. Но как‑то вышел позаниматься у ФОКа, увидел у людей интерес и почувствовал себя свободнее».
Ученики основали додзё (место для тренировок) в подвальном помещении. В зале лежат татами с символом школы – совой, на стенах – изображения лесных духов, которым молятся в начале и в конце занятия. Имена учеников записаны в свитке на японском и английском языках, рядом с каждым именем красный отпечаток.
«Ниндзя подписывались кровью, но мы использовали краску. А имена на японский переводили в гугле», – признаётся Юсупов.
Был момент, когда школу хотели закрыть: соревнования проходят редко, а в группу записывалось максимум 25 человек.
«Но когда ко мне пришли дети с аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, другими ограниченными возможностями здоровья, я увидел, что всё не зря. Они не умели прыгать, бегать, отжиматься, а сейчас делают те же упражнения для физнагрузки, что и другие ученики».
В школе изучают тайдзюцу – техники рукопашного боя и поддержания здорового тела, будзюцу – искусство владения разными видами оружия. Юсупов даёт ученикам теорию и показывает фильмы о ниндзя. Его называют учителем: Рауф не только тренирует физические навыки борьбы, но и учит духовному развитию.
Искусство скрытности
«Великие говорили, что выигранным считается бой, который не произошёл. Если ниндзя пришлось драться, значит, он «спалился», – объясняет основы Юсупов.
В фильмах ниндзя предстают в облике воинов, искусно владеющих рукопашным боем и оружием. Но для них важнее искусство маскировки и проникновения в лагерь противника – синоби ири. В средневековой Японии ниндзя нанимали как разведчиков, шпионов, наёмных убийц. Отсюда и значение названия «ниндзюцу» – «искусство скрытности».
«Это были супервоины. Для них было главным узнать информацию и уйти незамеченными. Они изучали актёрское искусство, чтобы притвориться, например, простолюдином или торговцем, медицину, чтобы знать болевые точки на теле человека, химию, чтобы смешивать яды, и другие науки. К тому же это огромная психологическая нагрузка: когда идёшь в разведку, притворяясь садовником или дворником, кажется, что все вокруг знают о тебе и раскроют в любой момент».
В школе «Фукуроу-рю» основы маскировки изучают на практике: выезжают в летний лагерь и прячутся от противников в лесу.
Тайдзюцу
Если уйти незамеченным не удалось, ниндзя должен был защитить себя или отвлечь противника. Синоби заимствовали отдельные ката (приёмы) из других боевых искусств: джиу-джитсу, айкидо, каратэ, сумо, дзюдо, ушу.
«Например, в каратэ ката предполагает строго определённое положение. Ты принимаешь стойку и делаешь какое‑то движение – по‑другому никак. В ниндзюцу используется термин камаэ-но ката – это не конкретное движение, а набор позиций. И из каждой позиции ты можешь переходить в разные стойки в зависимости от ситуации».
Есть так называемые первоэлементы – го-дай-но ката. В их число входят несколько базовых движений, перемещения вперёд и назад, верхняя и нижняя защиты, а также пять ударов. Определённые позиции отражают психологическое состояние ниндзя в конкретной ситуации. Элемент «земля» – уверенность в себе, твёрдость и сознательный перевес. «Вода» – чувство опасности, общую тактику защиты и вариативность действий. «Огонь» – ярость и напор. А «воздух» – избегание конфликта, сдерживание противника без нанесения ему тяжких травм.
Будзюцу
В зависимости от использования конкретного вида оружия ниндзя должен был изучить десятки боевых искусств. Синоби действовали скрытно, чаще ночью, проникали в помещения, пробирались через узкие коридоры, а потому носили с собой компактное и универсальное оружие. Например, гатана – меч ниндзя – был намного меньше, чем катана самурая. Но синоби носили его в длинных ножнах, чтобы прятать в них порошки, яды, отмычки или документы. Квадратной цубой меча могли вырыть подкоп или использовать её как ступень, чтобы перелезть через ворота, а длинной портупеей связать противника.
Для лазания по деревьям синоби надевали на ступни и ладони накладки с металлическими когтями. Шуко – перчатку с когтями – использовали как оружие для нанесения рваных ран. А пятисантиметровую трубку фукибари, из которой ниндзя метали отравленные иглы с расстояния нескольких метров, прятали во рту.
Синоби часто маскировались под людей разных сословий и их оружие нередко походило на инвентарь. Кама напоминала серп с короткой рукоятью. Нож-кунай крестьяне использовали как шпатель, а ниндзя пробивали им крепления в стенах.
Оружие носили как аксессуар. Так, в каркас соломенной шляпы – амигасы – вплетали острый кольцеобразный клинок. Женщины-ниндзя носили с собой тэссен – веер с железными спицами, а в причёски прятали канзаши – заточенные длинные шпильки, которыми можно было ударить в болевую точку либо использовать как нож (или нанести на кончик яд).
На стене в зале школы «Фукуроу-рю» висят десятки видов оружия: настоящие сюрикены, нунчаки, гатаны, камы, ножи, пистолеты.
«В каратэ и других единоборствах ученикам, как правило, дают деревянные макеты. Но когда на улице к вам приставят настоящий нож, вы увидите блестящее лезвие и испытаете шок, ничего не сможете сделать. Поэтому я сторонник занятий с настоящим оружием. Однако лезвия заматываю, чтобы никто не поранился».
Если знать приёмы самозащиты и болевые точки на теле человека, оружием может стать любая вещь: ключи, пластиковая карта, домашняя тапочка, бутылка воды…
«Даже деньги – кинул в лицо и убежал. Женщина может сделать захват ногтями. Главное, причинить нападающему боль, ввести его в ступор, отвлечь. Ниндзя кидали порошок, раздражающий глаза или сбивающий дыхание. Хранили его в яичной скорлупе. Ослепил и убежал. Поэтому многие в то время не могли объяснить их внезапное исчезновение и связывали ниндзя с колдовством».
Высшая ступень
Высшая ступень ниндзюцу – магическая. Перед началом и в конце занятия учитель и ученики особым образом складывают пальцы (кудзи-ин) и произносят дзюмон – заклинания. Мудра – это магический жест, мантра. В такие моменты синоби в мыслях отождествляли себя с конкретным мифическим существом и приобретали ловкость, силу, энергию. Они говорили девять слов и складывали девять комбинаций, мысленно проходя девять ступеней могущества.
Воздействие заклинаний можно объяснить тем, что звук в зависимости от его частоты и ритма может изменить психологическое состояние человека, помочь сосредоточиться, привести к спокойствию.
«В мудрах духовное и мистическое переплетается с практическим. Тем, кто достиг этой ступени, не нужно применять боевое искусство – они могут предвидеть, предотвратить схватку, не начиная её», – говорит учитель.
Некоторые из искусств, которыми владел синоби
Яварадзюцу – техника воздействия на болевые точки с помощью нажатия пальцами или маленькой деревянной палочкой – яварой, заточенной с двух сторон.
Сюрикендзюцу – техника метания острых предметов: сюрикенов, ножей, шипов, гвоздей.
Иайдо – внезапная атака катаной, когда она ещё находится в ножнах.
Тантодзюцу – искусство ножевого боя.
Кюдо – искусство владения луком. Его использовали не только для стрельбы, но и для выживания – например, как рычаг для передвижения.
Тэссендзюцу – искусство ведения боя с помощью боевого веера.
Валерия Солошенко