Зов предков. Почему сельская семья живёт по старинке
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Семья Криушичевых из новооскольского села Гринёво – крестьянская, типичная не столько для нашего времени, сколько для того, стародавнего, когда зажиточность крестьян не противоречила политике государства, когда все члены семьи от мала до велика трудились для общего родового блага, иерархия и распорядок не менялись десятилетиями, а отношения с внешним миром регулировались девизом, похожим на современный: «Не надо нам помогать, главное – не мешайте».
В таких семьях всегда был припас на чёрный день, дочери-рукодельницы не числились бесприданницами, а сыновья-трудяги слыли завидными женихами.
Был момент в нашей истории, когда государство старалось истребить таких крепышей от сохи и их «частнособственническую» философию. Но, видимо, ген, который культивировался веками и был основой крестьянского процветания, не выбить репрессиями. Когда наверху деревни наши в очередной раз подводили к какой‑нибудь реорганизации, сохранялись они только благодаря таким крепким, держащимся за землю зубами хозяевам.
Гринёво тоже поредело за последние годы, но жизнь в нём не иссякает. Коровки на выгонах пасутся, гуси в ставках плещутся, и домики приезжие люди для покупки присматривают. И Криушичевы своей основательностью вольно или невольно поддерживают его положительный традиционный имидж.
Как по писаному
Держат они трёх дойных коров, тёлочек, бычков, гусей, кур, уток. Огород – глазом не окинуть. Работу, соответственно, тоже.
— Вас бы в иные времена, правда, раскулачили, – предполагаю шутливо, оценив масштабы их владений.
— Ещё как, прямиком на Соловки, – соглашается хозяйка Галина Михайловна, ловко закидывая на телегу огромные тыквы.
Впрочем, посчитать чужое добро у нас всегда любили, только мало кто согласится на заботы о таком большом хозяйстве без выходных, отпусков, считай, круглосуточно.
Вот и у Галины Михайловны подъём в полчетвёртого, обход и кормёжка животных, приготовление обеда для семьи, уборка, другие домашние хлопоты. Тут интересный нюанс – обед варят каждый день и «обеденное вечером не едят».
«Как это суп на второй день есть? – искренне не понимает Галина Михайловна, когда я для примера рассказываю об особенностях городской готовки. Неважно, что так можно сэкономить кучу времени, – не принято это, неправильно и в этих краях людям на смех».
Ну и конечно, говорим про кормилиц – коров. Их доение на Галине Михайловне, больше они никого не признают, вспоминаются забавные истории по этому поводу.
«Однажды надо было отлучиться из дома, мужа просила подоить хоть как‑нибудь, тогда у нас была одна корова. Он попробовал – не даётся она, и всё, бьёт его. Иду домой, а корова наша навстречу мне несётся, я в дом зашла сумки поставить, а она голову в окно засунула и как заорёт, мол, иди уже, дои».
Николай Семёнович («хозяин», как ласково называет его супруга) по уверениям домочадцев в доме главный – отвечает за всё, как скажет, так и будет. Поэтому, если сказала Галина Михайловна корову привязать тут, он послушает её и привяжет, где сам решил, под дружный смех рассказывают супруги про семейный «патриархат».
А вообще, на нём вся тяжёлая работа: чистка коровников от навоза, погрузка, перевозка, домашняя техника, обработка огородов, заготовка кормов.
«Кружимся как заведённые», – подытоживают супруги.
И добавляют, что выяснять отношения при таком распорядке им особо некогда, да и не из‑за чего.
Продолжение следует
В отличие от многих сельских семей дети Криушичевых живут с родителями, в город пока не сбежали. И в этом ещё один показатель их традиционности. Дочь Людмила трудится в Боровогринёвской сельской администрации главбухом, поэтому фотографировать её пришлось у работы.
Сын Олег недавно вернулся из армии, до мобилизации выучился на сварщика, сейчас трудоустраивается, а пока в главных помощниках у родителей. Немногословный добрый парень на вопросы о тяжёлой крестьянской жизни лишь улыбается: он в неё втянут с пелёнок, для него она обычная.
Галина Михайловна делится, как приучала детей к труду:
«Говорю, например, выгоните в стадо корову. Они идут, а я контролирую. Потом посылаю встретить её на выгоне. И так во всём – задание дам, потом проверю. Хотя, чего скрывать, контролирую и сейчас, мне надо удостовериться, что всё действительно сделано».
Ресурс – привычка
Сейчас принято рассуждать, что работать без отдыха вредно и человек должен постоянно восполнять свои ресурсы, занимаясь чем‑то для души. Галина Михайловна находит такой «аккумулятор» в вышивке крестиком, она народный мастер новооскольского Дома ремёсел. Олег любит монтировать видеоролики, Людмила обожает возиться со зверушками. У Николая Семёновича особых увлечений нет, но есть уверенность в том, что их семья не зависит от «неправильных» и всё дорожающих продуктов и при необходимости сможет жить практически автономно.
И даже несмотря на то, что самое большое желание у Криушичевых – элементарно выспаться, они признаются: вряд ли смогли бы поменять свой образ жизни. Слишком сильны в них те самые крестьянские гены, тяга к земле, что передались им от предков