Как сельская Головчинская школа стала ресурсным центром по 3D-технологиям
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
«А это что?» – заглянув в 3D-лабораторию Головчинской школы с углублённым изучением отдельных предметов Грайворонского горокруга, оснащённую по последнему слову техники, озадачиваем пятиклассников. «Это же наш Лёха!» Нет-нет! Не хулиганистый мальчишка, а… робот-конструктор.
Идея была такой – придумать необычный конструктор, чтобы объединить всех: мам, пап и их детей. Согласитесь, оригинальное занятие скрасило бы любой семейный вечер или выходные. Но Лёха «прописался» в школе. Казалось бы, обычный «скелетик», правда, на биологии не поизучаешь, да и зачем, цель была другая, вот к точной детализации и не стремились. Но нет! Это он только дилетанту покажется незамысловатым.
Лёха – настоящее учебное пособие. Столько нерешённых задач можно на нём отработать: добавишь электронных компонентов – начнёт двигаться и, кто знает, может, даже пойдёт, ведь место под схему предусмотрительно оставили. Или ловите ещё задачку про оптимизацию: как сохранить его прочность и при этом меньше израсходовать материалов? Без нотки сомнений скажем: головчинские ребята и с первой, и со второй справятся. Более 200 школьников изучают 3D-технологии. Оно и немудрено: Головчинская школа – региональный ресурсный центр Ассоциации 3D-образования. Как сельской школе удалось им стать? Дело было так…
В начале было…
Шёл 2016 год. Как оказалось, судьбоносный для Головчинской школы. Именно пять лет назад и создали ресурсный центр. Школа заключила соглашение с Ассоциацией 3D-образования о партнёрских отношениях. И дальше всё завертелось: уже в октябре провели первые учебно-тренировочные сборы для педагогов, а в декабре – региональный этап олимпиады по 3D-технологиям. Поучаствовали в ней 22 команды из школ региона в двух возрастных категориях: 10+ и 14+. Победители – восемь школьников – получили путёвки в международный детский центр «Артек». Команда, в составе которой были только ученики Головчинской школы, победила в номинации «Художественное решение».
Запланированные мероприятия провели успешно, оттого заключили ещё одно соглашение с Ассоциацией 3D-образования – уже в качестве регионального ресурсного центра. К слову, поездка в «Артек» принесла не только победное место, но и ещё одно весьма выгодное заключённое соглашение. Школа договорилась о сотрудничестве с 3D-Quality. Компания безвозмездно передала шесть 3D-принтеров.
По распоряжению правительства все школы округа начали оснащать 3D-принтерами. Головчинская пополнилась двумя. Отличное подспорье для 3D-новичков.
Триединая цель
Как в сельской школе возникла идея о 3D-образовании?
«Чудесным образом родилась в головах сразу нескольких человек…» – шутит директор Головчинской школы Николай Краснокутский.
Да и какая сейчас разница, кто был первым. Главное – цели, которые ставили перед собой инициативные организаторы.
1. Идти в ногу со временем. Неважно, сельская школа или городская, прогресс неумолимо стремится вперёд. Тут и там ленты информагентств пестрят новостями об аддитивных технологиях: «Учёные ТПУ представили новый способ создания биосовместимых поверхностей 3D-печатных имплантатов», «ЦНИИТМАШ и ЗиО-Подольск изготовили 3D-печатный образец сепарационного элемента для атомных ледоколов», «Магистрант МАИ разработал материал для 3D-печати зданий на Луне»…
«Современность уже пришла к тому, что аддитивные технологии – прорывные. Очевидно, что нам просто необходимо здесь и сейчас обучать этому детей. И чем раньше мы начнём заниматься с ними, тем лучше», – говорит Николай Краснокутский.
2. Занятость детей. Отучился в школе – хорошо, но чем займёшься после? Что без дела дома сидеть и скучать? Свободное время можно провести с пользой. И неважно, отличник ты, хорошист, троечник или изредка «схватываешь» неуд на уроке. Межклассные объединения собрали всех, независимо от оценок. 3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, объёмное рисование… – многие ребята нашли себя. О чём наглядно говорит статистика: внеурочкой и дополнительным образованием по 3D-технологиям охвачено более 200 учеников, всего их в школе на сегодня – 701.
3. Развитие инженерных компетенций у детей. Конечно, никто не говорит, что нужно обучать только инженеров и IT специалистов. Любит ребёнок спорт – пусть идёт в спортивную секцию, предпочитает пение и танцы – его с радостью примут в творческий кружок.
«Наша задача – помочь ребёнку найти себя. Каждый ученик по‑своему одарён, только нужно помочь ему раскрыть свои таланты и развить их», – уверяет Николай Васильевич.
Оттого старшеклассников не ограничивают в выборе: хочешь – иди в педагогический класс, мечтаешь стать врачом – в медицинский. Есть ещё IT- и агроклассы. Но как показывает всё та же статистика (а с ней не поспоришь), ранняя инженерная профилизация уже дала свои плоды. В 2020 году девять выпускников поступили в вузы на факультеты инженерной и технической направленности, а в 2021 м – практически вдвое больше.
«Ребёнок вправе выбрать для себя совершенно любую профессию, но однозначно инженерные компетенции, которые он может приобрести в школе, в дальнейшем пригодятся ему в жизни. Как? Время покажет. Ведь только подумайте, сколько всего сразу развивают 3D-технологии: это и пространственное, абстрактное мышление, и знание компьютерной техники, и программирование, и художественное творчество…» – уверен директор школы.
Да и жизнь – штука непредсказуемая. Бывает, мечтаешь об одном, а потом – раз! – и загорелся другим. Как было с головчинским выпускником Артёмом Буковцовым. Думал на спортфак поступать. Но… съездил на Всероссийскую олимпиаду по 3D-технологиям. Итог – победа и поступление в БГТУ им. В. Г. Шухова на инженера. На первом и третьем курсах за неоднократные победы он стал стипендиатом Правительства РФ. Головчинская школа пытливого выпускника, нынешнего студента, тут же пригласила на работу. Артём ведёт в школе робототехнику.
3D-первопроходцы
2016 год. Первые шаги сделаны. Но кого, как говорится, поставить у 3D-руля? Директора? Конечно, не поспоришь, отличный организатор, но острее стоит кадровый вопрос. Это сегодня педагогов уже восемь, а тогда… Ставку сделали на замдиректора Алексея Понеделко, по словам Николая Васильевича, человека технически прогрессивного (первое образование у него – инженерное), и педагога Анну Шишенко. Немало долгих вечеров, а то и бессонных ночей пришлось им посвятить «знакомству» с 3D-технологиями.
«До сих пор вспоминаю первые учебно-тренировочные сборы. Пять 3D ручек поступили в школу буквально за день до их проведения. Остался всего лишь один вечер, ну и, конечно же, ночь впереди. Что делать? Назад пути нет. Да, ты почитал какую‑то теорию, но её мало, нужно самому попробовать, успеть понять, что, где и как работает, ведь уже утром к тебе придут педагоги, которым всё нужно объяснить, доходчиво на практике показать, что это такое и с чем его едят», – рассказала Анна Шишенко.
Методом проб и ошибок, вернее – корректировок, педагоги наработали опыт, которым теперь делятся с учителями других школ. А своё «знакомство с нуля» с пришедшей в школу 3D техникой теперь вспоминают с улыбкой. Работать стало в разы легче, тем более что современные дети, технически и информационно подкованные, схватывают всё на лету.
«Мейкеры против COVID-19»
2017–2018 учебный год. На базе ресурсного центра реализуют проект «Создание регионального ресурсного центра по развитию 3D технологий в Грайворонском районе», поддержанный главой местной администрации Геннадием Бондаревым. Там провели учебно-тренировочные сборы для педагогов и школьников, региональные этапы по направлениям: 3D-Pro (3D-моделирование в возрастных категориях 10+ и 14+), 3D-Art (объёмное рисование для 5–11-х классов), 3D-фишки (объёмное рисование для 1–4-х классов), «Наставничество» (3D-моделирование с последующей печатью для команды из двух школьников и студента). Победители и призёры отправились в МДЦ «Артек» и ВДЦ «Смена», чтобы поучаствовать в III Всероссийской олимпиаде по 3D-технологиям. Команда уже известного вам Артёма Буковцова заняла второе место, а ресурсный центр признали лучшим в Ассоциации 3D-образования.
2018–2019 учебный год. Школьники отправились на IV Всероссийскую олимпиаду по 3D-технологиям. Обойдя соперников из 31 региона, головчинские ребята завоевали две золотые медали в направлении «Наставничество» и одну в 3D-Pro (возрастная категория 14+). А ресурсный центр Головчинской школы повторил результат прошлого года – во второй раз его признали лучшим в Ассоциации.
2019–2020 учебный год. Пандемия внесла свои коррективы. Представлять область пришлось в дистанционном формате. Но копилка достижений вновь пополнилась – на этот раз бронзовой наградой в номинации «Наставничество».
К слову, о пандемии. Современное оборудование 3D-лаборатории позволило головчинским школьникам и педагогам присоединиться к движению «Мейкеры против COVID-19».
«О движении мейкеров мы узнали из социальных сетей и присоединились вначале к всероссийскому движению, а как только образовали штаб в Белгороде, подключились к работе в регионе», – пояснила Анна Шишенко.
Ученики с педагогами напечатали более 1 000 ободков для защитных визоров, а также свыше 2 000 заколок для защитных масок и передали их в штаб мейкеров Белгородской области – ЦМИТ «Метаморфоза».
«Мы привлекли к печати детей, которые активно работают в области 3D-технологий. Им выпала возможность не только применить свои знания на практике, но и реально помочь медикам, когда ощущалась острая нехватка средств личной защиты», – поясняет педагог.
По её словам, на этом работа мейкеров не останавливается. При необходимости школа готова выполнять заказы медицинских учреждений Грайворонского округа и Белгородской области в целом.
Охватить всех!
С появлением 3D-оборудования в школе сразу внедрили занятия во внеурочку и допобразование детей. И если в начале межклассные группы были с 4-го по 11-й класс, то вскоре добавили и третьи, а в этом году и вовсе начали со второго.
«Мы разве только в детский сад ещё не зашли», – говорит Николай Краснокутский.
То ли ещё будет: главное – желание есть, а материально-техническая база «подтянется».
Что интересно – в пятом классе робототехнику преподают в рамках урока технологии.
«Технология по ФГОС – с 5-го по 9-й класс. Можно для каждого подготовить программу модулей, чтобы включить их в урочный предмет, – говорит замдиректора Алексей Понеделко. – Вообще хорошо было бы модернизировать техническое образование и перевести часть занятий из внеурочной деятельности в урочную».
«Вкрапление» 3D-технологий в школьные уроки возможно уже сейчас, даже без разработки специальных модулей. К примеру, очки виртуальной реальности – отличное наглядное подспорье для занятий по биологии, географии, химии, информатике, ОБЖ…
Новый виток развития 3D-образования (с максимальным охватом детей) ожидают через пару лет – после преображения школы: в трёхэтажном здании основной и средней школы 1990 года постройки в сентябре стартовал капитальный ремонт.
Грант – наш!
15 3D-принтеров, два 3D-сканера, станок лазерной резки, фрезерный станок, четыре квадрокоптера, два комплекта очков виртуальной реальности, ноутбуки, 3D-ручки… Откуда в сельской школе столько современной техники? В 2019 году открыли «Точку роста». Но это лишь толика 3D-оборудования. А остальное?
А остальное – за последние пять лет Головчинская школа получила гранты на сумму порядка 4,5 млн рублей.
«А не в грантах ли искать счастье?» – задумались мы с коллегами, когда обсуждали возможности улучшения материально-технической базы. Оказалось – да!» – воодушевлённо подтверждает директор школы Николай Краснокутский.
Конечно, далеко не каждый грант, на который подают заявку, удаётся выиграть. Но, как говорится, кто ищет – тот всегда найдёт. Так что продолжают мониторить. Скажем, весьма успешно. Так, на счету школы уже семь выигранных грантов.
2017 год. Рыбаков фонд «Всероссийский конкурс «Территория образовательных проектов – школа» (ТОП-Школа) – 750 тыс. руб.
2019 год. Конкурс Ассоциации 3D-образования – 100 тыс. руб.
2020 год. Грант Минпросвещения РФ – 2 млн 241 тыс. руб.
2020 год. Грант БелИРО – 770 тыс. руб.
2021 год. Конкурс «Добро 31» – 60 тыс. руб.
2021 год. Грант департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области – 500 тыс. руб.
2021 год. Грант главы администрации Грайворонского городского округа – 120 тыс. рублей.
Все эти денежные средства (кроме последних трёх грантов) пошли на техническое оснащение. Грантовое подспорье помогло обзавестись более дорогостоящим оборудованием – станками лазерной резки и фрезерным.
«Мы поняли, что с помощью грантов можно привлекать дополнительные средства. А это позитивно отражается в целом на коллективе – и детском, и взрослом. Во‑первых, это победа. Во‑вторых, улучшение материально-технической базы. К примеру, у ребёнка нет ноутбука, а мы ему: «Вот, бери и занимайся!» – отмечает Николай Васильевич.
А ещё при школе открыли НКО. Для чего? Для дальнейшего развития технологий. Всё законно и прозрачно: НКО может выиграть грант и реализовать его. Так, к примеру, взять конкурс «Добро 31».
«Мы будем работать с организациями здравоохранения: помогать деткам, которые находятся на длительном лечении в больницах. Сделаем для них подарки на станке лазерной резки, на 3D принтерах распечатаем всевозможные головоломки, проведём мастер-классы», – рассказала Анна Шишенко.
В планах школы – постараться выйти на рынок.
«Мы можем через школу и НКО зарабатывать средства на реинвестицию в образовательный процесс», – уверен директор школы.
И кто‑то может возмутиться, мол, что это такое: директор – бизнесмен? Здесь продуманный расчёт: выполняя заказы, школа могла бы продолжить пополнять свою материальную базу. Тем более что небольшой опыт уже имеется. Как‑то Центр культурного развития для одной из художественных постановок заказал напечатать им реквизит – пистолеты. Не раз школьники с педагогами делали наградные материалы для округа – именные кубки с гравировкой, медали.
«На все наши школьные мероприятия мы уже давно кубки и медали печатаем сами. Можем сделать сувенирную продукцию», – отмечает Анна Шишенко.
«Когда только начали осваивать технологии 3D-моделирования, сразу задумались: а что мы можем сделать для реального сектора экономики, – подхватывает рассказ коллеги Николай Васильевич. – И первое, что пришло в голову, – попробовать поработать с борисовской фабрикой керамики. Они быстро откликнулись на наше предложение».
Итак, в июле 2018 года школа заключила соглашение с фабрикой на изготовление мастер-модели кофейной пары для ресторанов и гостиниц. Она как раз открывала у себя новое производство холодного фарфора. Головчинским ребятам с педагогами пришлось учесть немало нюансов.
«Казалось бы, что сложного создать чашку?! Много своих тонкостей, начиная от ручки и заканчивая тем, что каждая чашечка должна становиться одна в другую», – вспоминает Анна Шишенко.
Зато сколько радости было, когда школьники узнали, что на основе их модели действительно сделают кофейную пару. А сколько восторга, когда на прилавках увидели своё детище в самой разной цветовой гамме…
Пока что это был разовый заказ, но в школе уверяют: всегда держат руку на пульсе, как только обратятся – тут же возьмутся за проект.
Да и своих идей у них хоть отбавляй. Помимо самой разнообразной сувенирки, разработали головоломки, 3D-куб, с которыми играют на переменах. А для слепых и слабовидящих детей – развивающую игру, в которой нужно из частей собирать фрукты. Создавая её, не забыли ребята и про подсказки – шрифт Брайля. Да подобрали контрастные яркие цвета. Правда, дальнейшую реализацию пока что не продумали. Потому всерьёз размышляют о выходе на рынок. Отличная мотивация для всех. А там дело осталось бы за малым – решить, как поощрять инициативных учеников…
Справка
Цель Ассоциации «Внедрения инноваций в сфере 3D-образования» – сформировать новый класс инженеров будущего – креативных, целеустремлённых, владеющих уникальными компетенциями, навыками в области цифрового производства и технологического предпринимательства, основанных на экономике будущего. Работа Ассоциации связана с развитием кадрового потенциала цифровой экономики, повышением квалификации педагогов, созданием инновационной образовательной среды в соответствии с концепцией национальных проектов «Образование» и «Наука». Ассоциация учит работать с самыми передовыми технологиями будущего – BigData, VR/AR, аддитивными и информационными технологиями. Она входит в число компаний-участников стратегического развития России – проектов НТИ, реализуя кружковое движение НТИ и являясь флагманским лидерским проектом АСИ. Проекты Ассоциации – «Всероссийская олимпиада по 3D-технологиям: инженеры будущего» и «Всероссийская олимпиада по 3D-технологиям: наставничество» – были поддержаны Фондом президентских грантов. Подробнее о работе Ассоциации можно узнать, отсканировав QR код.