Поженились через три дня. В чём секрет семейной пары Чубарых из Красногвардейского района
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Супруги Чубарых вместе 55 лет. Жизнь до знакомства у обоих была тяжёлой и очень похожей. Оба родились в начале войны, выросли без отцов, детьми начали работать в колхозе, вырвались, искали лучшую долю в больших городах. А потом встретились в Ураково родного Красногвардейского района, тут и решили остаться. Говорят, что когда в семье уважают и ценят друг друга, – всё складывается.
Иван Григорьевич и Мария Васильевна поделились воспоминаниями с «Белгородскими известиями».
О родителях
Мария Васильевна: Я местная, из Ураково. Растила меня мама Евдокия Ивановна, отца забрали на фронт. У меня были старшие брат и сестра, и мы с Ольгой – двойняшки, родились в 41-м.
Отец наш погиб, был морским пехотинцем. Сообщили, что пропал без вести. Но года три назад родственник в Интернете нашёл, что он погиб в Крыму. Там стоит памятник, на нём выбиты имена погибших, среди них Гамзин Василий Андреевич.
Мама нас воспитывала одна. В колхозе всю жизнь работала: полола, кур, уток выращивала.
Иван Григорьевич: Я родился в Большебыково, это село в трёх километрах отсюда. Нас у матери было девять, осталось трое. Я родился 1 мая, а 22 июня война началась. Отец видел меня, на руках подержать успел. Он пропал без вести. Мама тоже в колхозе всю жизнь проработала.
О детстве
Мария Васильевна: Тут была школа, мы ходили в неё до четвёртого класса, а потом в Уточку за 3,5 км. Какие были зимы раньше! И при этом ни одежды нормальной, ни обуви.
Те, кто с войны вернулся, своих детей жалели, не пускали на работу. А нас с сестрой, когда нам исполнилось по шесть лет, отправили косарям воду носить на луга. Тогда таких вёдер, как сейчас, не было, были липовые, дубовые – без воды тяжёлые.
Я окончила семь классов. Дальше в колхозе здесь работала с телятами, на свёкле. А потом убежала… Нам же тогда паспорта не давали, чтобы мы не уезжали, а в колхозе работали. Маме удалось упросить председателя колхоза, тот дал справки, и по ним выдали паспорта. Это было в 1959 году, а через год я уехала в Белгород.
Иван Григорьевич: Крепостными фактически были. Школу я окончил в Большебыково, тоже работал в колхозе. Потом – в армию. Служил в Германии механиком-водителем танковых войск. Ещё на тридцатьчетвёрке учились.
О работе
Мария Васильевна: Я шесть сезонов отработала в топографической экспедиции. Начинали в марте и заканчивали в декабре. Вставали в 3:30 и до захода солнца, пока видно пикеты, работали. Проехала половину Союза. Мы копали, подготавливали площади под трубы. Тяжело, но в колхозе тяжелее.
В 1965 году я вернулась. Решила – хватит. Заработала хорошие по тем временам деньги, положила на книжку.
Иван Григорьевич: После армии куда? Паспорта нет. Возвращаться в колхоз? Я по комсомольской путёвке направился в Харьков. Получил паспорт, военный билет – солдатскую книжку. Там устроился работать на завод железобетонных конструкций. Поработал год, платили мало: ни одеться, ни обуться, ни домой послать.
Поехал на шахту в Донецк. Там работал сначала плитовым, потом машинистом электровоза. Мать, когда узнала, очень расстроилась. Сильно переживала за меня: опасная работа была. Слала телеграмму за телеграммой, чтоб возвращался. Я обдумал всё и вернулся домой.
О встрече в Ураково
Мария Васильевна: В январе 1966 года в клубе подошёл ко мне вот этот мальчик (смеётся и указывает на супруга). Вернулся из армии симпатичный, образованный, вежливый.
Встречались с ним три дня, а потом говорит: «Выходи за меня!» Как я после трёх дней согласилась? А как было не согласиться?! Он такой хорошенький! 29 января вдвоём пошли в сельский совет, нас сразу и расписали. Раньше не было такого: подавать заявление, месяц ждать. Спросили, согласны ли мы, – согласны. И всё.
Иван Григорьевич: Я работал в колхозе и ещё заведовал клубом. Тут мы и познакомились.
Я, когда её увидел, решил, что искать никого больше не нужно. Повстречались три дня, и понял, что женюсь. Ни разу не пожалел о своём решении.
Мария Васильевна: Моя мама верующая была. Я тоже. Раньше это скрывать приходилось.
Мы не могли обвенчаться в Ураково – время такое, комсомол же. Поехали за 15 километров в Старую Безгинку. Там был священник наш, утянский, маму знал хорошо. Он нас обвенчал.
А в феврале на Масленицу уже гуляли свадьбу с гостями.
О жизни – вместе
В 1966 году у нас родился сын Игорь, он живёт в Белгороде, а в 1968-м – дочь Ольга, она сейчас в Алексеевке. Мы помогли воспитать троих племянников. У нас уже четверо внуков и два правнука. Иван Григорьевич особенно любит с детьми возиться.
Вместе пережили страшный диагноз Марии Васильевны, операцию. Тогда ей пришлось оставить работу.
У нас часто спрашивают: в чём секрет семейной жизни? Всё просто – извиняться, если неправ, уважать, понимать и ценить друг друга.