Чем примечательно 1 сентября для белгородских детей с проблемами здоровья
«Белгородские известия» спросили у ребят, их родителей и педагогов, каков этот день для них, как они готовятся к учебному году и с какими проблемами сталкиваются
-
Статья
-
Статья
Букеты, банты, белые рубашки, торжественная линейка, почётные гости, концерт и первый звонок – всё это атрибуты праздника для учеников, посещающих школу.
Но в Белгородской области более 3 тысяч детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, многие из которых учатся дистанционно или с приходящими учителями и не могут участвовать в традиционной церемонии.
Даниил Линьков (Прохоровка)
выпускник Центра дистанционного образования детей-инвалидов Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната:
«В 10-м классе я перешёл с обычного обучения в местной школе на полную дистанционную форму в лицее. Я уже знал педагогов там, как это всё работает, – до этого брал несколько уроков по отдельным предметам. Поэтому 1 сентября у меня было чувство, что вернулся в семью, – такими хорошими и добрыми были отношения с педагогами лицея. В этот день учителя всегда устраивали нам праздник со стихами, музыкой, поздравлениями в эфире. Прекрасный день, который я запомню навсегда».
Ольга Николаевна
мама Даниила:
«У сына был опыт посещения общеобразовательной школы и дистанционной. И мы можем сравнить усилия и расходы, связанные с началом учебного года. Конечно, при дистанционной форме меньше трат: нужны только рубашка и галстук, без букетов, портфелей, парадной обуви. Да, нет живого общения со сверстниками, но зато есть индивидуальное внимание педагогов. Надо отдать должное преподавателям лицея, они очень старались сделать этот день по‑настоящему запоминающимся. При этом ученики выступали не как пассивные зрители готовой программы, а как её активные участники: учили стихи, записывали заранее ролики. Во время виртуальной линейки 1 сентября этими материалами иллюстрировали программу. Мы вспоминаем все эти события с большой благодарностью к педагогам лицея».
Яна Воеводина
выпускница Центра дистанционного образования детей-инвалидов Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната:
«Для меня День знаний – обычный день, к которому я всегда относилась спокойно. Хотя за лето успевала соскучиться по учителям и моментам, которые сопровождают учёбу, – новым тетрадкам, письменным принадлежностям, наглаженной белой блузке, которую обязательно надевала на занятия, хотя и сидела перед монитором одна. В этом году я окончила школу, но праздник для меня ещё какое‑то время будет актуальным: я поступила в Пермский дистанционный колледж, где буду учиться на преподавателя изо и иллюстратора печатных изданий. Поэтому 1 сентября снова встречу на интернет-линейке».
Ирина Ерёмина
замдиректора Центра дистанционного образования детей-инвалидов при Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате:
«Мы, педагоги центра, всегда готовим к 1 сентября сценарий, снимаем видеоряд, записываем поздравления учителей, адаптируя торжество для детей с разными группами здоровья. На первом уроке придерживаемся той же тематики, что и в лицее. В этом году, например, это будет день науки и техники. Проходит праздник в формате онлайн-конференции, где мы можем общаться со своими учениками. Все наши усилия направлены на то, чтобы у ребят День знаний оставлял положительные эмоции, запоминался, располагал к учёбе».
Елена Орлова
мама четвероклассников Даниила и Ивана (Строитель):
«Один мой сын посещает школу, второй находится на домашнем обучении. Каждое 1 сентября мы ходим вместе на праздник – у детей он должен быть обязательно. Какие проблемы приносит начало учебного года? Для меня прежде всего финансовые: задолго до этого начинаю думать, где взять деньги на форму. Ведь все средства, которыми мы располагаем, в том числе кредиты, идут на реабилитацию детей: профессиональная помощь, которая даёт результаты, стоит очень дорого. Благо перед 1 сентября глава Яковлевского округа собирает наших деток в библиотеке, устраивает праздник, дарит рюкзаки и школьные принадлежности от спонсоров. Это хорошая, нужная помощь, за которую мы благодарны».
Владимир Тараненко
председатель белгородского регионального правления Всероссийской организации детей-инвалидов:
«Существуют различные формы обучения наших детей – от инклюзии и посещения самой школы до дистанционной, когда ребёнок учится дома через компьютер. 1 сентября некоторые школы приглашают на праздник учеников с инвалидностью в сопровождении родителей.
Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат, где дистанционно обучают детей с инвалидностью со всей Белгородской области, проводит торжество в режиме интернет-конференции. Компьютеры с программным обеспечением, сканеры, принтеры и другую технику, необходимую для образовательных целей, на время обучения выдаёт лицей.
К сожалению, после обучения их нужно сдать, и это большая проблема, особенно для малообеспеченных семей, где есть ребёнок-инвалид, который зачастую только через эту технику и может общаться с миром. Поэтому от лица всех родителей, чьи дети учатся в лицее, обращаюсь к нашим руководителям образования с просьбой изменить этот порядок, передавать оборудование в безвременную аренду.
И ещё одна проблема, которая возникает с началом учебного года, – дополнительное образование для наших детей в кружках, студиях, секциях. В области есть программа «Навигатор», которая призвана помогать в этом деле. Но, по сути, это формальная возможность, в том числе из‑за отсутствия безбарьерной среды в учреждениях, которые официально призваны по ней работать. Уверен, если включить в программу больше поставщиков услуг, в том числе от предпринимателей, занятых в этой сфере, у детей и родителей появится выбор, и они смогут найти занятия по душе.
Безусловно, нам, родителям детей с инвалидностью, хотелось бы большей инклюзии в течение всего учебного года, мероприятий и школьных программ, где могут участвовать дети с инвалидностью и без. Ведь на самом деле дети гораздо быстрее нас, взрослых, находят общий язык с особыми детьми, выстраивают общение. Просто им нужно помогать, рассказать им о разных людях, о том, что нужно быть добрыми и отзывчивыми, показать пример общения. Поэтому накануне праздника знаний желаю всем, чтобы путь к этим знаниям, саморазвитию у всех был радостным и по возможности беспрепятственным независимо от показателей здоровья».
В этом году 28 особенных детей, зарегистрированных в региональном правлении Всероссийской организации детей-инвалидов, пойдут в первый класс.
Если у вас есть идеи и предложения о том, как помочь детям с инвалидностью, позвоните нам в редакцию по телефону (4722) 32–90–04.
Ольга Бондарева