Главное, чтобы двери были открыты
За что получила губернаторскую премию библиотекарь Ирина Ивченко
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
27 мая, Общероссийский день библиотек. Профессиональный праздник хранителей книг мы отмечаем с 1995 года. Дата приурочена ко дню основания в 1795-м первой государственной общедоступной библиотеки России, которая в то время называлась Императорской публичной, сейчас – Российская национальная библиотека.
На премию – в Питер
С 2008 года на Белгородчине детским библиотекарям вручается премия губернатора «Призвание», присуждаемая за успехи в области продвижения книги. Ежегодно её обладателями становятся девять лучших специалистов, лауреаты получают вознаграждение – 50 тысяч рублей. В нынешнем году в номинации «Общеобразовательные школы» победителем стала педаго-гбиблиотекарь Ирина Ивченко из села Весёлое Красногвардейского района. Премию, к слову, решила потратить на поездку в Санкт-Петербург.
«Питер – потрясающий город. Недавно ездила в Северную столицу, правда, всего на один день. Побывала в Царском Селе, а в Александро-Невскую лавру не успела. В этот раз обязательно схожу. Ещё очень хочется увидеть Петергоф, музей обороны и блокады Ленинграда, посетить квартиру Тани Савичевой, девочки, которая вела блокадный дневник семьи и сама погибла от голода», – делится планами Ирина Николаевна.
Разговариваем с ней в школе. Двери библиотеки нараспашку, резкий школьный звонок записывается на мой диктофон, приходится ждать, когда коридоры затихнут. На переменке толком не даёт поговорить читающая публика. Идут то по одному, то залетают стайками. Пробовали закрыться – стучат.
— У вас всегда так?
— Всегда. Главное, чтобы двери были открыты, – отвечает библиотекарь.
Пытка книгой не на пользу
Ивченко местная – веселовская. И школа её родная. В первый год работы немного смущало, что учителя теперь зовут коллегой. Любопытно, что начала работать в тот самый год, когда учредили Общероссийский день библиотек.
«В детстве, в первом классе, мама заставляла меня читать, а я не хотела. Даже доходило до слёз. Уверена, пытка книгой не пойдёт на пользу. Лучше читайте вслух ребёнку. Я только в четвёртом классе поняла, какое это удовольствие – книга».
Читала запоем. В доме была хорошая библиотека классической отечественной и зарубежной литературы, которую собирал отец. «Красное и чёрное» Стендаля девочка прочитала рано для своего возраста втайне от взрослых
ночью под одеялом с фонариком. Двух дочерей никогда не терроризировала книгами. Те, как мама, немного подросли и сами вцепились в классиков.
Признаётся, премия губернатора стала для неё неожиданностью.
«Спрашивала: за что? Говорят, за вклад», – смеётся она.
Главный школьный хранитель книг давно сотрудничает с журналом «Библиотека», печатается в изданиях Белгородского регионального института образования. Постоянно и успешно участвует в региональных и всероссийских конкурсах. В последних, говорит, из‑за огромной конкуренции сложно победить. В 2017-м повезло, её работу оценили на Всероссийском конкурсе «Творческий библиотекарь школы», где стала призёром. В 2019-м собрала призы сразу двух региональных конкурсов.
Непрограммные «Гарри Поттер» и «Мурзилка»
Библиотекарь переживает: мало читают художественную литературу. Да, фонд небольшой – всего‑то 13 тысяч экземпляров, в основном книги по школьной программе. Мирового бестселлера «Гарри Поттер» – ни одного экземпляра. Дети интересуются книгой, но на такую литературу деньги не выделяются. Библиотека получает по подписке лишь журналы «Божий мир» и «Путеводная звезда».
«Мурзилки» и «Весёлых картинок» нет. Выяснила, что родители тоже их не выписывают. Я сама оформила подписку на «Большую переменку» и приношу в школу свежие номера. У нас все учителя так делают. Думаю, в городских школах с поступлением литературы ситуация лучше», – расстроена Ивченко.
Такие разные читатели
Однако она умудряется и при таких скромных возможностях «двигать книгу». У неё читают, выступают со стихами на праздниках, пишут эссе, краеведческие работы, снимают видео.
«Малыши такие забавные, первый, второй, третий класс – самые главные и любимые мои читатели. Приходят, пересчитывают в своём формуляре книги. «Это я столько принесла?» – спрашивает как‑то девочка. «Почему принесла? Ты же прочитала?» – уточняю. «Ну да, читала», – лопочет. Иногда прошу пересказать содержание произведения или какой‑то отрывок. Беру телефон и незаметно снимаю видео, фотографирую. Потом вместе смотрим. Ребятишкам нравится видеть себя со стороны».
Усадив детей кружком, как в детском саду, сама читает сказки, стихи, прозу, вместе ставят инсценировки басен.
«Библиотекари всегда были затейниками. Репетируем с детьми, готовим и проводим мероприятия. Кого я только не изображала! Недавно матрёшку играла. Мне кажется, если хочешь трудиться, ты должен быть всем», – считает Ирина Николаевна.
К школьникам постарше нужен другой подход. Заставить читать таких нельзя – можно лишь заинтересовать. Например, исследовательской деятельностью, конкурсами, читательскими конференциями. Под руководством библиотекаря творческие работы защищаются на школьном, муниципальном, региональном уровнях.
«Как‑то с нашим учеником, Олегом Веселовским, увлеклись историей первого храма села Весёлое. Пересмотрели в Интернете огромное количество страниц «Воронежских епархиальных ведомостей» за XIX–XX века, справочные книги духовенства Воронежской епархии – искали информацию о священниках, служивших в селе. Провели мини-опрос среди прихожан и школьников, чтобы узнать, кто лучше знает историю храма. Работа заняла третье место в региональном конкурсе «Память храня», – говорит Ивченко.
В тему
Дайте мне этого… Ну как его?
Неожиданные запросы читателей:
— Дайте мне Островского «Горе в тумане» (вместо «Горе от ума»);
— «Человек из Лос-Анджелеса» (Бунин, «Господин из Сан-Франциско»);
— «Мещанский дворянин» (Мольер, «Мещанин во дворянстве»);
— «Бедность не подарок» (Островский, «Бедность не порок»);
— «Обломок» (Гончаров, «Обломов»);
— «Облако в сапогах» (Маяковский, «Облако в штанах»);
— «Прелюдия» (Горький, «В людях»);
— «Под водой» (Горький, «На дне»);
— «Соколиная песня» (Горький, «Песня о Соколе»);
— «Старуха Баскервиль» (Горький, «Старуха Изергиль»);
— «Зрячий псих» (Астафьев, «Зрячий посох»);
— «Поющие впятером» (Маккалоу, «Поющие в терновнике»);
— «Беспризорница» (Островский, «Бесприданница»);
— «Возвращение из Петербурга домой» (Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»);
— «Тараз Бубель» (Гоголь, «Тарас Бульба»);
— «Школа дураков» (Успенский, «Школа клоунов»);
— «Купчиха Мария» (Лермонтов, «Княжна Мэри»);
— «Здравия желаю» (Пикуль, «Честь имею»);
— «Обломщиков» (Гончаров, «Обломов»).