Деликатный подход. Какой будет новая экспозиция диорамы в Белгороде
Конкурс на обустройство музейного пространства выиграла питерская компания «Архитектура музея»
![Деликатный подход. Какой будет новая экспозиция диорамы в Белгороде Деликатный подход. Какой будет новая экспозиция диорамы в Белгороде](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6e/5e/6e5e80f4-b72e-4fb7-ac5a-0674aea99ec3/vb_zv_0748_1jpg.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
О концепции новой экспозиции «БелПрессе» рассказала Юлия Алюшина – руководитель компании, выигравшей конкурс на лучшую идею проекта.
Заново, но лучше
В конце февраля 2021 года глава региона Вячеслав Гладков заявил, что диорама «Курская битва. Белгородское направление» должна стать одним из лучших музеев в стране. К этому моменту реконструкция в здании на улице Попова шла полным ходом: уже завершили инженерные работы, обновили основные коммуникации.
Гладков подчеркнул, что необходимо реконструировать весь комплекс: на общую цель должны играть музейная площадь, сквер, набережная. Он поручил изучить передовой опыт и привлечь к разработке проекта ведущих специалистов. Самое важное, по мнению главы региона, – создать центр притяжения для людей всех возрастов.
«Без нового технологического подхода мы ничего не добьёмся. Нужно сделать такой объект, такой музей, аналогов которому в стране нет. Мы строим на десятилетия», – подчеркнул Гладков.
Его точку зрения поддержал и мэр Белгорода Юрий Галдун:
«Реконструкцию диорамы и центрального парка обсуждали долго и на разных площадках. Вячеслав Владимирович убедил – предлагаемые проекты рядовые. Необходимы новые креативные идеи. Объявляем конкурс. Так будет лучше. Добьёмся того, что будут сделаны неординарные объекты. Всё заново, но лучше».
![Фото: Владимир Юрченко (архив) Деликатный подход. Какой будет новая экспозиция диорамы в Белгороде - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b2/ce/b2cea5be-04e7-48bf-af62-73b1ccf621ba/img_3926.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Не смещая акцента
Одной из тех, кого глава региона назвал ведущими специалистами в области создания музеев, является руководитель санкт-петербургской компании «Архитектура музея» Юлия Алюшина. Её работа хорошо знакома белгородцам: именно Алюшина проектировала музей бронетанковой техники в Прохоровке.
Когда в марте 2021 года Белгород объявил конкурс на лучшую идею реконструкции экспозиции диорамы, в нём участвовали несколько крупных архитектурных компаний, специализирующихся на музеях. Среди участников была и «Архитектура музея».
По словам Алюшиной, к этому времени проект интерьеров (главный художник по интерьерам – Анна Зарубина) был уже согласован и находился в процессе реализации, но общая концепция экспозиции не отвечала амбициозным задачам, которые были обозначены руководством области.
«Перед нами стояла задача найти соответствующие тематике музея мультимедийные и сценарные решения, не смещая акцент с великолепного полотна диорамы. Изначально мы видели этот проект не только современным, но и деликатным. Все решения должны быть уместными для музея, на котором выросло целое поколение белгородцев», – рассказывает Юлия Алюшина
Участникам конкурса дали месяц на разработку концепции, и уже в апреле проекты представили Вячеславу Гладкову и рабочей группе, курировавшей объект. После рассмотрения заявок победителем признали концепцию «Архитектуры музея».
![Юлия Алюшина и директор музея-диорамы Мария Кугина / Фото: Фото из архива Юлии Алюшиной Юлия Алюшина и директор музея-диорамы Мария Кугина](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d0/1a/d01ac4f8-93e1-4797-a266-e469d1f8fb48/iuliia_aliushina_i_derektor_muzeia-dioramy_mariia_kugina_foto_iz_arkhiva_iulii_aliushinoi_jpeg_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Конкурсной комиссии больше всего понравилась концепция, представленная Юлией Алюшиной, – рассказал «БелПрессе» начальник управления культуры Белгородской области Константин Курганский. – Из всех представленных на конкурс вариантов именно эта концепция больше других соответствовала тематике музея-диорамы».
На одной волне
Юлия Алюшина признаётся, что её команда не думала о том, выиграет или проиграет: художникам и архитекторам было просто не до этого. Один месяц – это очень небольшой срок для столь значительного объекта.
«Мы видели, как трепетно относятся сотрудники и директор диорамы к своей работе, как переживают за результат. Я чувствовала, что мы на одной волне, и у нас буквально с первых дней появилось желание обсуждать с ними абсолютно всё, что касается экспозиции, – рассказывает Алюшина. – Я спрашивала: «А что если само полотно диорамы не будет видно посетителям в первые минуты?» Предложила идею: пусть экспозицию объединит виртуальная волна огня, которая поведёт посетителя по музею».
По словам Юлии, они не делают секретов из своих идей и сотрудники музея были первыми критиками:
«Поскольку я уже участвовала в создании музеев комплекса «Прохоровское поле», то хорошо представляю, какие ожидания есть у ветеранов, у жителей города и области относительно военно-патриотических центров, особенно такого значимого, как диорама».
![Один из эскизов будущей экспозиции / Фото: «Архитектуры музея» Один из эскизов будущей экспозиции](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/05/c2/05c239b4-9726-44de-b86c-e69b8409f235/odin_iz_eskizov_budushchei_ekspozitsii_izobrazhenie_arkhitektury_muzeia_jpeg_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Как пояснила Алюшина, концепция выстраивается вокруг полотна диорамы. Главная идея новой экспозиции в том, что оно должно открываться зрителю не сразу. Посетителя готовят к тому, чтобы увидеть это произведение искусства, чтобы оно предстало перед ним максимально эффектно. Эта идея будет реализована с помощью подвижных перегородок.
Как реставрируют полотно музея-диорамы в Белгороде
«Очень важно представить историю создания диорамы. Мы хотим добиться этого с помощью мультимедийного оборудования, витрин, которые также открываются в нужный момент, – рассказывает Алюшина. – В нашем проекте эпизоды диорамы оживают, персонажи картины при помощи виртуальных гидов рассказывают свои истории».
В новой экспозиции запланированы пять медиасценариев, дополненные обстановочные сцены, воспоминания, Книга Памяти. Поскольку площадь для размещения экспонатов в музее ограничена, художники разработали концепцию скрытой экспозиции: часть предметного ряда появляется только в нужный момент, по ходу сценария.
«Изначально посетитель не видит предметы рядом со смотровой площадкой. Это работает на создание правильного маршрута и корректного знакомства с тематикой музея, – объясняет Юлия Алюшина. – Аналогов скрытой экспозиции в России нет: это сложная кинетическая инсталляция, синхронизированная с общим сценарием музея. Только на её детальную разработку и реализацию необходимо несколько месяцев. Надеюсь, у нашей компании получится реализовать этот удивительный элемент и создать новую экспозицию музея».
Видео предоставила руководитель компании «Архитектура музея» Юлия Алюшина
Закрыв глаза
— Как происходит создание экспозиции? – интересуюсь я. – Вот у вас есть условия, предложенные заказчиком. Что происходит дальше? Вы устраиваете мозговой штурм? Беседуете с работниками музея?
— Я просто пытаюсь представить себя в роли посетителя. Прихожу на стройку, где никого нет, закрываю глаза и вижу экспозицию как наяву, – делится секретами профессии Юлия Алюшина. – Впереди огромная работа по проектированию, организации, торгам, сметам, строительству. Но для меня началом являются эти несколько первых минут на стройке, когда я одна и пытаюсь почувствовать и представить экспозицию, которая должна найти отклик в сердце каждого посетителя.
Сейчас идея, представленная конкурсной комиссии специалистами ООО «Архитектура музея», официально согласована. Следующий шаг – разработка проектно-сметной документации.
Как отмечает Алюшина, новая экспозиция музея очень сложная – с кинетическими инсталляциями, подвижными элементами, несколькими сценариями, с дополненной реальностью. Поэтому реализация проекта потребует участия большой группы квалифицированных инженеров, сценаристов по экспозиции, архитекторов и сценаристов. Эта работа займёт несколько месяцев.
Вадим Кумейко