Мировой учитель. Как белгородец Александр Чупахин попал в число лучших педагогов планеты
«Белгородские известия» рассказывают о директоре Курасовской средней школы Ивнянского района
-
Статья
-
Статья
Александр Чупахин уже больше 25 лет преподаёт детям математику. Талантливый учитель – лауреат многих конкурсов, почётный работник общего образования РФ.
Особенно удачными для Александра Валентиновича стали последние пять лет. Он стал единственным россиянином, попавшим в топ 50 номинантов на международную премию лучшему учителю (Global Teacher Prize), отправился в Токио учить математике посольских детей, а затем возглавил родную школу.
Играл в математику
Александр Чупахин родился в селе Владимировка Ивнянского района, но в 1-й класс пошёл уже в Курасовке, куда переехала его семья. Окончив школу с серебряной медалью, парень поступил на физмат белгородского пединститута.
«С детства у меня было желание связать судьбу с педагогикой, с детьми. На летних каникулах мы с одноклассницей собирали на улице детей младше нас лет на пять и обучали их: я вёл математику, девочка – русский язык. Кто‑то в больничку играл, а мы в школу», – объясняет Александр Валентинович.
Когда Чупахин оканчивал институт, в семье случилось горе – умер отец, и мама осталась одна. Женщина не хотела, чтобы сын куда‑то уезжал. Так судьба вернула молодого человека в своё село и в родную школу, где он принялся обучать детей математическим премудростям.
Заявка на миллион
В 2016 году коллеги из Санкт-Петербурга рассказали Александру Чупахину об отборе на конкурс «Учитель мира», главный приз в котором – 1 млн долларов. Конкурс учредил благотворительный фонд Varkey Foundation. Его основателем стал бизнесмен из Дубая, филантроп в сфере образования Санни Варки. Финансовую поддержку премии оказывал правитель эмирата Дубай.
«Подать заявку на премию мог любой учитель, поэтому я решил поучаствовать. Отправил на конкурс нужные материалы: отчёты, резюме, свои достижения, успехи учеников. К тому моменту я проработал уже 22 года, так что у меня была подборка», – отмечает математик.
Александр Валентинович послал заявку и забыл о ней, не особо ожидая, что пройдёт отбор, ведь такой же возможностью воспользовались ещё 8 тысяч учителей из 148 стран. Каково же было его удивление, когда он узнал, что всё‑таки попал в финал «Учителя мира – 2016»! Туда прошли всего 50 человек из 29 государств, причём Александр Чупахин был единственным представителем России в этом списке.
Российские учителя – лучшие
В числе других финалистов Александр Чупахин с супругой Раисой Павловной отправился на неделю в Дубай, где проходила церемония награждения. Поездка вышла практически бесплатной: часть денег выделил конкурс, часть – ивнянская администрация.
Для конкурсантов в жарком городе прошли семинары, связанные с разными аспектами учительской деятельности. При этом Александру Валентиновичу, не изучавшему в школе английский язык, помогал выделенный ему переводчик. Это позволило педагогу из Курасовки познакомиться с коллегами из США, Англии, Индии, Австралии и других стран.
«Зарубежные коллеги сказали мне, что российские учителя – лучшие. Было очень приятно, – признаётся Чупахин. – Я и сейчас с некоторыми веду переписку в «Фейсбуке». Потом мы даже в школе сделали стенд о моей поездке в Дубай».
Наконец, организаторы назвали победителя конкурса. Премию и 1 млн долларов получила Ханан Аль Хроуб из Палестины. Учитель специализируется на поддержке детей, травмированных насилием.
«А у меня и не было цели получить 1 млн долларов, – замечает Александр Чупахин. – Мне кажется, это была бы лишняя головная боль: что с ними делать, куда их девать? Зато мы успели и погулять, и накупаться в Персидском заливе. К тому же всем финалистам тоже дали дипломы и премии – в переводе с долларов получилось около 50 тыс. рублей».
Посольская математика
Затем был неожиданный звонок из МИДа – Чупахину предложили поехать в Японию, учить посольских детей.
«Я точно не знаю, было ли это предложение связано с конкурсом, но позвонили именно после участия, – отмечает Александр Валентинович. – Мы с женой согласились и отправились работать преподавателями в русскоязычной школе в Токио при посольстве России. Я вёл математику, а супруга – химию и биологию. Сын Виталий (одиннадцатиклассник) ездил с нами».
Школу посещали в основном русские дети или дети из смешанных семей. Был и один японский мальчик, хорошо знающий русский язык и мечтающий о России. И его семья таки переехала и сейчас счастливо проживает в Хабаровске.
«У нас была обычная отечественная школа с традиционным обучением, – уверяет ивнянский математик. – Все дети говорили по‑русски. Они точно так же сдавали ЕГЭ, с теми же мерами безопасности и видеокамерами, разве что школу не меняли».
Об особенностях местных школ Чупахины узнавали, общаясь с японскими учителями, которые приходили в школу при посольстве.
«Мне запомнилась такая особенность: в японских школах нет уборщиц и ребята сами убирают все помещения, включая туалеты, – рассказывает педагог. – Это учит уважению к своему труду и труду других людей. В Японии вообще идеально чисто. Это бросается в глаза, когда просто идёшь по улице. Говорят, беспорядок наблюдается только там, где живут иностранцы».
Чисто и спокойно
Сами Чупахины жили в центре Токио, в многоэтажном доме на территории посольства, и их путь до места работы занимал всего минуту.
«Хотя это и огороженная охраняемая территория, мы могли спокойно выходить в город. Никаких ограничений у нас не было, – говорит Александр Валентинович. – С местными жителями мы общались в основном на английском. Помогала шпаргалка, написанная дочерью ещё для путешествия в Дубай. Для тех же покупок в магазинах этого хватало».
Учительскую чету удивило, что работники японских магазинов не слишком‑то следят за сохранностью своих товаров.
«К примеру, можно взять товар на первом этаже, а оплачивать его нужно на втором. И хотя даже камер слежения нигде нет, японцы никогда ничего чужого не берут. Видимо, так воспитаны», – предполагает Чупахин.
Продукты в Японии дороже, но и учительская зарплата значительно выше, так что вскоре после приезда супруги привыкли и перестали постоянно прикидывать и переводить деньги, чтобы рассчитать покупки.
«В школе столовой не было, и питались мы сами, – продолжает Александр Валентинович. – В Токио можно найти почти все привычные для русской хозяйки продукты. Мы не нашли только зелёный горошек. Ещё тяжело купить подсолнечное масло, потому что японцы почти не готовят дома, предпочитая есть в кафешках, которые можно встретить на каждом шагу».
Главное – привлечь
Чупахины работали в Японии в 2017–2018 учебном году. Там их сын Виталий окончил школу при посольстве с золотой медалью. А старшая дочь Юлия в это время замещала отца в Курасовской школе.
Умная девушка не раз отличилась на математических олимпиадах и тоже окончила обучение с золотой медалью. Дочь решила пойти по стопам отца и стала учителем математики. Когда девушка собралась замуж, семья вернулась в родную Курасовку.
2 июля 2018 года Чупахины приехали домой, а 3 августа Александра Валентиновича назначили на должность директора школы. Вот уже около трёх лет он в ответе за коллектив из 35 человек и 131 ученика.
И хотя должность не позволяет брать много часов занятий, совсем отказаться от учительства Александр Чупахин не смог.
Сейчас он занимается математикой с десятиклассниками. Это дети, у которых педагог вёл уроки с 5-го класса. В занятиях он руководствуется своим давним принципом – нет детей, не способных к математике. Главное – заинтересовать и привлечь, тогда эта наука дастся каждому.
Анна Емельянова