Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 марта 2021,  12:29

Жить – значит творить. Как работает один из лучших педагогов страны Татьяна Невструева

Жить – значит творить. Как работает один из лучших педагогов страны Татьяна НевструеваТатьяна НевструеваФото: Елена Коржова
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Учитель русского языка и литературы Журавлёвской школы Белгородского района Татьяна Невструева заняла шестую строчку в топ 100 учителей-русоведов по итогам международной олимпиады «Профи-2020». В конкурсе принимали участие 2 190 преподавателей этих дисциплин из России и ближнего зарубежья. «Белгородские известия» узнали секрет успеха нашего педагога.

Долой шаблоны

Звенит звонок, и пятиклассники прилежно встают из‑за парт, приветствуя учителя. В начале урока – традиционная проверка пройденного. Пятиклассники вспоминают всё, что знают о глаголах. Но не просто отвечая у доски или с места, а кидая друг другу кубик. Вроде бы небольшая деталь, но она вносит элемент игры в учебный процесс. И вместо напряжённого ожидания, что тебя вот-вот спросят, получается что‑то вроде весёлой викторины.

Дальше – новый материал, но и его педагог объясняет по‑особенному. Приглашает самых активных выйти в середину класса и передавать друг другу воздушный шарик. Такая эстафета помогает детям осознать новую тему.

Да и в целом в общей атмосфере урока чувствуется лёгкость и непринуждённость. До начала занятия успеваю пообщаться со старшеклассниками, они в один голос твердят: такого учителя, как Татьяна Александровна, больше нет нигде.

Лиза Васильева, ученица 10-го класса:

«Благодаря ей я поверила в себя и начала участвовать в конкурсах. Мы с ней заняли второе место в конкурсе сочинений, сейчас готовимся к конкурсу «Живая классика», я там буду читать наизусть прозу».

Ирина Бидыло, ученица 8-го класса:

«Она нам очень много читает, на перемене может сыграть на гитаре. Поддерживает не только в вопросах учёбы, но и в личных делах».

Никита Назаренко, ученик 8-го класса:

«У неё очень интересные уроки, необычные. А ещё она видит в каждом из нас таланты, помогает нам их раскрывать».

От медицины до филологии

Татьяна Невструева родилась в Красной Поляне. Детство провела, по её же образному выражению, между двумя морями: Азовским и Чёрным, жила там до 35 лет.

Окончила Краснодарский медицинский колледж с красным дипломом в 2002 году, потом восемь лет проработала детской медсестрой: сначала в хирургии, потом вместе с участковым педиатром.

Работу совмещала с учёбой, в 2010-м получила крас­ный диплом филфака Кубанского государственного университета. За это время успела обзавестись и семьёй.

— Почему решили освоить специальность, никак не связанную с медициной? – интересуюсь я.

— Муж сказал, что женщина в жизни должна сделать три вещи: «мед-», «пед-» и замуж. Я сделала всё.

— А почему именно филология – самое сложное направление?

— Ещё когда я училась в медколледже, то помогала преподавателю русского языка проверять работы всего курса. Она даже сказала, что у меня получается объяснять новый материал лучше, чем у неё. И посоветовала идти на филфак.

Педагогическую карьеру Татьяна начала в школе хутора Новоленинский Тимашевского района Краснодарского края. Проработала там четыре года, успев при этом поучаствовать в краевых и федеральных конкурсах профмастерства. В 2013 году даже давала открытый урок в Москве.

Через год Татьяна вместе с мужем и тремя дочерьми (Ульяной, Тамарой и Мариной) перебралась в Белгородскую область, сначала работала в седьмой школе Белгорода, затем – в Октябрьской школе. Потом был декрет: Татьяна родила мужу долгожданного сына, сейчас Фёдору уже три года. Отправив сына в детский сад, Татьяна пришла на работу в Журавлёвскую школу, здесь она чуть больше года.

«По сути, я ведь молодой специалист! У меня всего 10 лет стажа. Может быть, это поможет мне избежать профессионального выгорания», – рассказывает моя собеседница.

В её голосе столько энтузиазма, что ни о каком выгорании даже мысли не возникает. Скорее наоборот: пообщавшись с Татьяной, хочется жить и творить.

Сама не ожидала

Олимпиада учителей «Профи» проходит уже в течение 13 лет по восьми предметам. В ней участвуют
85 субъектов России и 12 стран ближнего зарубежья. За все годы проведения свои силы в этом конкурсе попробовали около 70 тыс. педагогов. Татьяна Невструева – в их числе. Она постоянно занимается само­образованием: изучает всё новое, что касается филологии, педагогики, детской психологии. Вот и решила применить свои знания.

«Нам прислали уведомление о конкурсе, и я решила: чем чёрт не шутит!»

Первый тур учительской олимпиады был заочным и представлял собой что‑то вроде экзамена: нужно было ответить на несколько десятков вопросов из университетской программы. Второй тур должен был быть очным и проходить в Москве. Но пандемия внесла коррективы, и всё перенесли в онлайн. Процедура по формату была близка к ЕГЭ.

«Рядом со мной не должно было быть других людей и посторонних предметов, я пространство вокруг себя снимала на камеру, показывала свой паспорт. Была даже идентификация голоса. Меня трясло как осиновый лист», – вспоминает Татьяна.

В итоге она заняла шестое место в топ 100 лучших учителей русского языка и литературы нашей страны и ближнего зарубежья.

«Сама от себя не ожидала, надеялась просто попасть в призёры. А когда узнала, очень хотелось, чтобы родные и близкие за меня порадовались».

«Она удивляет нас своими талантами каждый день. Сельские педагоги обычно стесняются участвовать в таких масштабных конкурсах, а Татьяна Александровна проявила смелость. В итоге – шестое место! Мы очень гордимся, что с нами работает такой замечательный педагог!» – говорит директор Журавлёвской СОШ Ольга Самойлова.

Уже идёт новый набор участников на эту олимпиаду, и Татьяна Невструева снова хочет испытать
себя.

Простор для творчества

Под руководством Татьяны Невструевой с прошлой весны в школе развивается движение буккроссинга. В кабинете русского языка и литературы есть отдельная полка, куда можно класть прочитанные книги и брать те, которые приносят другие. По особенно понравившимся произведениям снимают буктрейлеры – своеобразные обзоры на книги. Монтирует их сама Татьяна.

А ещё она играет на фортепиано и гитаре, поёт в хоре (с восьмого класса – в кубанском народном, теперь – в хоре посёлка Октябрьский). В детстве окончила с отличием художественную школу.

«Наверное, я советский человек по натуре: мы тогда все ходили на кучу кружков, успевали всё. Я вот ещё на акробатику ходила», – угадав мой немой вопрос, поясняет Невструева.

Она и сейчас рисует с детьми, называет этот процесс разгрузкой для мозга. Мечтает, как настоящий художник, писать маслом, но пока времени на это нет. Рассказывает, что любит Тютчева, Цветаеву и Ахматову, увлекается творчеством бардов. Спрашиваю собеседницу, часто ли приходится гоняться за вдохновением.

«Оно вот как‑то само приходит. Я просыпаюсь в пять утра и пишу, будь то стихотворения или уроки. Сейчас в основном уроки, и из них самые лучшие – те, что я придумала рано утром», – улыбается Татьяна.

Наш разговор подходит к концу, как и сам урок. Завершить и то и другое Татьяна предлагает на творческой ноте.

Подстраивает гитару (инструмент всегда под рукой у педагога) и берёт первые аккорды. Учеников такой поворот нисколько не удивляет, в классе мгновенно становится тихо. Строки песни «Белая гвардия», написанные одноимённой группой в начале 2000-х, уносят слушателей на столетие назад.

Татьяна Невструева поёт легко, без надрыва, но голос поражает глубиной. Звучит последний аккорд, а потом – тишина. Та самая, что нужна зрителю, чтобы впитать всё услышанное, а потом от души аплодировать.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×