От гвоздей до джаз-банда. Как учатся дети в Новой Зеландии
«Белгородские известия» продолжают рассказывать о школьном обучении за рубежом
-
Статья
-
Статья
Мама четырёх школьниц Анна Хриненко за 13 лет жизни в Новой Зеландии узнала о каждой ступени новозеландской системы образования.
Детский сад: забивай и развивайся
У Анны было две дочери, когда она переехала в Новую Зеландию. Младшую, Катю, определили в садик, когда ей исполнилось 3 года.
«У меня был шок: на столике в садике кучкой насыпаны гвозди и рядом лежит молоток. Как так? Гвозди и садик для меня раньше были несочетаемыми понятиями. А тут… На другом столике – глина для лепки, на третьем – лего. Каждый малыш занимается чем хочет. Их философию ненасилия ребёнка я приняла не сразу. У нас же как было принято в России: если время лепить, то все по команде воспитателя садятся за столик и лепят заданную фигуру. Здесь такого нет. Малышня делает то, что хочет. Полная свобода самовыражения. Воспитатель может прилечь на диван, взять книжку и сказать: «Сейчас я буду читать сказку». Если кто‑то из детей захочет, то подойдёт слушать», – рассказывает Анна.
В садик дети поступают в три года. Государственные садики обычно бесплатные. Более ранним присмотром занимаются частные организации. Первые полгода Анна ходила в садик вместе с дочкой как на работу. К слову, родителям разрешается оставаться с детьми. Разделения на группы в Катином саду не было.
«Группа насчитывала 25 человек – это и есть весь садик. Детки разных возрастов были под присмотром все вместе. На это количество малышей приходилось 4 воспитателя и бухгалтер, которая иногда участвовала в присмотре. Кроме этого, в нашей группе был ребёнок-аутист. На каждого такого малыша обязательно должен быть отдельный взрослый, который уделяет внимание только ему», – говорит собеседница.
Начальная школа после дня рождения
Старшей дочери – Марии – на время переезда было 5 лет, и она сразу пошла в школу. В феврале 2021 года самая младшая дочка в семье – Варя – пошла в заключительный класс начальной школы.
«Когда ребёнку исполняется 5 лет, на следующий же день он поступает в школу, независимо от времени года и даты. Мне очень нравится этот момент в новозеландской школе. Ребёнку можно сказать: «Ну всё, ты уже такой большой, ты уже завтра идёшь в школу!» – и ребёнок сразу чувствует себя таким значимым, что даже школа под него подстраивается, его год начинается прямо с его дня рождения», – улыбается Анна.
Для всех остальных учебный год начинается в первых числах февраля. К этому дню в первом классе может быть всего два человека, а к концу года набирается целый класс. В начальной школе – в Новой Зеландии она называется «праймери-скул» – дети учатся 6 лет. Строго носят форму. Каждый год закреплённый за классом учитель меняется. Обучение ведётся на английском языке, для детей иностранцев проводятся дополнительные уроки английского.
«У меня просто восхищение вызывает их способ обучения детей чтению. Они не зацикливаются на буквах, азбуке, они сразу начинают читать. Ну как читать? В пособии большие картинки, подсказки. Ребёнок больше угадывает, что там написано, зато в конце книги он радуется, у него чувство, что он сам прочитал книгу! Такие эмоции позволяют быстрее запоминать слова. Всё их обучение ведётся в игровой форме», – делится Анна, добавляя, что дочерям очень нравился такой подход.
Они вскоре овладели английским языком на хорошем уровне. Кроме этого, в течение всей начальной школы еженедельно лексикон ребёнка должен пополняться на 10 новых слов, знание которых проверяется словарными диктантами.
Второй государственный язык в Новой Зеландии – это язык маори (коренное население страны – прим. ред.). В школах дети проходят его ознакомительно: разучивают песенки, знают счёт до 10, отдельные слова, фразы этикета. Конкретно для дочек Анны необходимости знать маори досконально нет: все надписи в общественных местах дублируются на английском. Вместе с тем из уважения к культуре и истории Новой Зеландии дети изучают язык маори в школе.
Распродажи Back to school
Учебников как таковых в начальной школе нет. Учиться помогают книги, на которых указан уровень владения чтением. Рабочие тетради, как в России, в новозеландской школе не используют. Какие книжки подходят ребёнку, выявляют тесты: в одном классе дети могут учиться по разным.
«В конце года родителям дают список того, что нужно купить к школе. Все тетради, которые продаются в канцелярских магазинах, пронумерованы. Ну, например, тетрадки А8В. В такой тетради может быть половина странички пустой, а вторая половина разлинована: ребёнок рисует и пишет рассказ о том, что он изобразил», – поясняет мама школьниц.
Затраты на канцелярские принадлежности обычно не существенны. Для разных семей эта сумма будет отличаться. В семье Анны, например, на школьную канцелярию для одного ребёнка уходит от 30 до 50 новозеландских долларов без учёта затрат на школьную форму. Для сравнения: 1 NZD равен 54 рублям. По официальным данным новозеландского министерства бизнеса, инноваций и занятости, во втором полугодии 2020 года средняя зарплата в стране составила 1 465 NZD в неделю.
Приятный момент в подготовке к школе – это начало сезонной распродажи Back to school (в переводе – «Снова в школу»). Приблизительно за две недели до начала нового учебного года все магазины страны предлагают большие скидки на товары, которые связаны с учебным процессом: компьютеры, оргтехнику, учебные пособия и канцелярию. Цены могут быть снижены на 75 % и более.
«Я стараюсь именно в этот период закупиться впрок на весь год. Бывает, прикуплю и запасные тетрадки, зная, как дочки любят писать и рисовать. До переезда в Новую Зеландию мы жили какое‑то время в Австралии. Там цены на школьные товары одинаковы весь год», – подчёркивает Анна.
Многодетностью не удивишь
Льгот от государства на приобретение школьных товаров для нескольких детей в семье нет. По словам нашей собеседницы, о таком статусе, как многодетная семья, в этой стране даже никто не слышал.
«Тремя детьми в Новой Зеландии никого не удивишь. Четыре ребёнка, как у нас, это тоже немного. Здесь обычное дело – много детей. Например, у наших соседей десять детей. И о льготах никто даже не спрашивает», – отмечает Анна.
Полезный интермидиат
Два года переходного периода между начальной (праймери-скул) и старшей (хай-скул) школами в Новой Зеландии называются «интермидиат». С начальной школой этот период роднит то, что учитель у детей также один весь год, только иногда ребёнок может ходить на занятия в другие классы соответственно своему уровню знаний предмета.
Вместе с тем интермидиат даёт гораздо большую свободу самому школьнику в выборе предметов для дальнейшего обучения. Появляются возможные дополнительные занятия спортом, предлагаются недельные курсы разной направленности: робототехника, маорийский язык или танцы, кулинарная технология. Это бесплатно, набор таких предметов должен определить сам ребёнок.
«Мои дочки чаще выбирали готовку, рисование и музыкальные занятия. То, что они приносили из школы, сделанное своими руками, выглядело очень прилично. Материальная база для таких занятий в школах очень хорошая. Например, во время кулинарных уроков дети находятся на очень хорошо оборудованных кухнях. Работать могут сразу четыре плиты, чтобы разные группы детей могли готовить разные блюда. Продукты и всё необходимое предоставляет школа. А полученные знания потом применяются и дома. Очень полезный, на мой взгляд, навык для девочек – вкусно готовить. У нас дома теперь часто бывают интересные ужины», – рассказывает мама школьниц.
Старшая школа – время решений
Теперь в семье Анны две дочери посещают старшую школу – Татьяна только окончила интермидиат и с февраля 2021-го, с начала учебного года, тоже стала старшеклассницей, как и Екатерина.
Приблизительно в 13 лет, на пороге старшей школы, детям приходится всерьёз задуматься о своём пути после школы: будут ли поступать в вузы или пойдут сразу работать, с какой профессией они хотели бы связать жизнь. Всё это будет влиять на то, какие предметы ребёнок выберет для обучения. Первый год в хай-скул похож на ознакомительный: помимо основного набора предметов (которых очень мало), ребёнок выбирает персональный набор. Всего старшая школа охватывает 5 лет. При этом ребёнок может прервать своё обучение после 16 лет, когда посчитает нужным. Итог в любом случае не выражается каким‑то материальным дипломом или аттестатом. Баллы учитываются на правительственном сайте, с которого и берутся сведения для поступления в колледж. А по итогам экзаменов в 11–13-м классах ребёнок уже может получить квалификацию по одному из курсов или предметов.
К слову, родительских собраний, на которых обсуждалась бы успеваемость детей, тоже не бывает. Учитель обычно назначает конкретное время, к которому приходят ученик с родителем, и рассказывает об успехах ребёнка.
«Они всегда найдут что‑то положительное, чтобы на такой встрече похвалить ребёнка. В этом кроется небольшая опасность: ты никогда не знаешь, какая же на самом деле успеваемость дочки или сына, ведь никого ни с кем не сравнивают», – сетует мама школьниц.
Что предпочитаешь?
Утром в старшей школе есть перекличка, чтобы было понятно, кто пришёл, а кто отсутствует, а потом дети расходятся по разным классам. Выбрать можно даже предмет, которого в твоей школе нет, а есть дистанционное обучение. Для этого есть учитель, который поможет организоваться выбравшим такой предмет детям, подключить компьютеры, контролировать ход урока.
«Когда ребёнок поступает в хай-скул, он заполняет большую анкету с предпочтениями. Кроме этого, им предлагается много разных активностей в рамках музыкальной школы, спортивных секций, разных объединений. Дети не могут указывать, что хотели бы участвовать в джаз-банде или играть на каком‑то музыкальном инструменте. Это не бесплатно. Наша Маша использовала все возможности обучения музыке, которые предлагала школа. Один год ей хотелось играть на двух разных инструментах. Нам это обходилось где‑то в 350 NZD в год за один инструмент. Если платишь аренду за инструмент, то это подороже. Зато уровень подготовки очень высокий. Когда Маша окончила школу, она сразу пошла работать в музыкальную школу – преподавать музыку малышам. Параллельно сейчас она учится на втором курсе колледжа», – рассказывает Анна.
Выбрать можно, конечно, только предметы по душе: туризм, искусства, языки, бухгалтерию, но итоговых баллов может не хватить для того, чтобы поступить в колледж. Хотя далеко не каждый стремится попасть в вуз.
«Если говорить о впечатлениях от образования в Новой Зеландии, то поначалу я очень критиковала всё это. Видимо, культурный шок сказывался, – смеётся Анна. – Мне казалось, что ученики у них все лоботрясы, толком ничего не учат. Будучи математиком по образованию, я считала, что этот предмет совсем слабо преподаётся. А со временем стало ясно: всё делается для того, чтобы потенциал ребёнка максимально раскрылся. То есть если ребёнок гуманитарного склада ума, то и не нужна ему высшая математика. А если человек решит связать свою жизнь с точными науками, то он самостоятельно, без принуждения, выберет необходимые ему предметы и именно благодаря любви и интересу к профессии станет этим заниматься».
Ирина Форпостова