Когда мама – профессор. Анна Пересыпкина из Белгорода с детства мечтала стать учёным
Сегодня, 11 февраля, – Международный день женщин и девочек в науке
![Когда мама – профессор. Анна Пересыпкина из Белгорода с детства мечтала стать учёным Когда мама – профессор. Анна Пересыпкина из Белгорода с детства мечтала стать учёным](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a2/b9/a2b908fa-c6b0-4785-9417-6996010e2579/glavnyi_foto_natali_kharitoshkinoi_.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Анна Пересыпкина – профессор кафедры фармакологии и клинической фармакологии медицинского института, заведующая лабораторией НИИ фармакологии живых систем НИУ «БелГУ». Кандидатскую диссертацию она защитила 23 года, а в 31 уже была доктором биологических наук, успев за это время дважды стать мамой.
«Белгородской правде» Анна рассказала…
О пути
«Знала с детства, что пойду в науку. У меня всегда в школе были только пятёрки. Я постоянно участвовала в городских и областных олимпиадах по химии, занимая призовые места.
Моя мама – хирург-онколог – хотела, чтобы я тоже стала врачом. Поэтому химию я начала изучать с 6-го класса, хотя в школе этот предмет вводится только в 8-м. Репетитор мне всё очень чётко и логично разложила по полочкам, поэтому было трудно не понять и не влюбиться в химию.
Выбор профессии и научного направления для меня был очевиден – фармакология. Она для меня интереснее, чем, например, классическая химия: можно создавать или совершенствовать лекарства, испытывать их, смотреть, как они действуют.
Мне очень повезло, что научным руководителем в аспирантуре стал доктор медицинских наук, профессор Михаил Владимирович Покровский. Он, как фанат своего дела, сразу вдохновил меня, заразил желанием исследовать, искать, идти вперёд. Он направлял и поддерживал на всех этапах моей работы, ведь это очень важно, когда в тебя и твои идеи верит научный руководитель».
![Фото: Наталья Харитошкина Когда мама – профессор. Анна Пересыпкина из Белгорода с детства мечтала стать учёным - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/78/55/7855e636-5d7e-4d5f-adf2-02ca01bf23b5/vebimg_6910_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
О работе
«Сейчас я разрабатываю новые препараты для нейро- и сосудистой протекции сетчатки глаза. У меня три аспиранта, есть уже защитившиеся кандидаты наук. В основном занимаюсь организационной работой, но в лаборатории тоже часто бываю. Сейчас там трудятся уже мои последователи».
О практике
«Лекарства испытываю на крысах, хотя в лаборатории есть и мыши. Как‑то так сразу сложилось, что выбор пал на крыс – они универсальные и больше подходили именно для моих исследований. Ну и потом привыкаешь к одному виду – уже знаешь все особенности.
Количество животных в эксперименте упирается в статистику. Обычно в одной группе их десять, а вот сколько будет таких групп, уже зависит от специфики исследования. Поначалу, когда только поступила в аспирантуру, было очень их жалко, месяца три они мне снились. Например, у врачей с пациентами совсем другие отношения по принципу «не навреди». Как бы ни казались эти ситуации похожими, нам же нужно проверить множество вариантов: взять изначально здоровое животное и смоделировать различные патологии, а потом уже лечить. И вот это самый сложный психологический момент для учёного как человека. Ведь к животным тоже привыкаешь. Но со временем учишься от этого абстрагироваться».
![Анна Пересыпкина / Фото: Наталья Харитошкина Анна Пересыпкина](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e5/41/e541cb47-785f-4fc8-92c8-a2e32033dec6/vebimg_6906_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
О научной школе
«Всего в России три центра, которые занимаются офтальмофармакологией, включая наш. У нас получилось запустить свою методику и создать научную школу. Мы проверяем субстанции препарата, а потом, если они себя зарекомендовали, связываемся с заводами, которые делают уже готовую лекарственную форму. Мы её вновь тестируем. Весь процесс от субстанции до вывода лекарства на рынок занимает в России в среднем 15 лет. Сейчас много заказов на проведение исследований, поэтому иногда даже не хватает рук».
О перспективах
«Сейчас я нацелена на международное сотрудничество. За два года подтянула английский язык до свободного владения и веду лекции на нём для студентов специальности «фармация» из Колумбии, Египта и Ирака. Сотрудничаю с коллегами из Малайзии. У меня получилось первой из института опубликоваться в журнале категории Q-1 (это высшая категория в базах данных международных научных журналов – прим. авт.), хотя для этого пришлось долго стучаться в другие издания. Теперь по принципу снежного кома стали приглашать публиковаться в передовых мировых журналах, рецензировать ещё не опубликованные статьи – так знакомишься с новыми методами и исследованиями ещё до того, как их узнает весь научный мир».
![Фото: Наталья Харитошкина Когда мама – профессор. Анна Пересыпкина из Белгорода с детства мечтала стать учёным - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c5/f6/c5f6f14f-0353-4184-b8b4-a750649b6870/vebimg_6911_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
О глобальном
«Полтора года назад довелось принять участие в международной конференции в Тегеране. Это был интересный опыт – в хиджабе на английском языке выступать с докладом для учёных из разных стран в главном медицинском вузе Ирана. Больше представителей из России с устным докладом не было. Причина этого, на мой взгляд, в том, что далеко не все научные работники владеют английским языком на должном уровне. А ещё многие испытывают какой‑то внутренний страх. Если бы не это, наши учёные достойно бы представляли Россию на подобных мероприятиях».
О мотивации
«Радует, когда результаты твоей работы кому‑то полезны. Когда удаётся заключить лицензионный договор с заводом. Когда светила науки интересуются твоими разработками. Когда то, что ты создал, будут применять на практике. А ещё получаю удовольствие от возможности постоянно развиваться».
О жизни в науке
«Наукой я занимаюсь почти круглосуточно: постоянно прокручиваю идеи, боюсь что‑то не успеть, переписываюсь с коллегами и аспирантами. Даже во сне умудряюсь расставлять приоритеты, что нужно сделать в первую очередь. Как только ты начинаешь жить наукой, сразу приходит миллион идей, даже не нужно что‑то выдумывать. Тут даже приходится их отсеивать: по возможностям, по срокам, по ресурсам, по важности – много критериев».
![Фото: Наталья Харитошкина Когда мама – профессор. Анна Пересыпкина из Белгорода с детства мечтала стать учёным - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d1/b5/d1b53d70-3552-46d7-889c-471fe43f9dd8/vebimg_6914_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
О жизни без науки
«Времени на хобби практически нет. Если удаётся его выкроить, то занимаюсь вокалом, играю на фортепиано. В юности у меня был второй взрослый разряд по плаванию, стиль баттерфляй, давно хочу возобновить тренировки в бассейне, но пока, увы, времени не хватает».
О семье
«Между рождением моих детей прошло всего полтора года. При этом в декрете я толком и не была: появилось место в докторантуре, и я начала работать над диссертацией. Пока я на работе, с детьми занимается няня. Муж и родственники всегда поддерживали, понимали, что мне это нужно. А я в свою очередь работаю для будущего детей. Если спросить моих дочерей, чем я занимаюсь, они скажут, что мама – профессор, она изобретает лекарства и лечит глаза животным».
О гендерном аспекте
«Я никогда не чувствовала разницы или какого‑то особого отношения к себе как к женщине в науке: ни в студенчестве, ни в аспирантуре, ни сейчас. Когда ты работаешь за идею, какая может быть гендерная разница? Даже если смотреть по половому распределению хоть аспирантов, хоть членов нашего диссертационного совета, то мужчин и женщин примерно поровну.
![Фото: из личного архива Анны Пересыпкиной Когда мама – профессор. Анна Пересыпкина из Белгорода с детства мечтала стать учёным - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b4/bb/b4bbb91c-049a-4c0b-ba45-81ddc6a5e93c/foto-iz-lichnogo-arkhiva_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Хотя вот у моих студентов из Ирака, Египта и Колумбии иная ситуация: на 16 парней всего 2 девушки. Кстати, когда была в Иране, заметила, что у них в вузах учатся и девушки, правда, они все из обеспеченных семей. В целом ситуация, скорее всего, зависит от религиозных и культурных традиций конкретной страны. Российским девочкам будет и в жизни, и в науке намного проще, на мой субъективный взгляд, если их с детства воспитывать с мыслью, что нужно быть независимой. Так воспитывали меня, так я воспитываю своих дочерей. Нужно давать возможность развиваться наравне с мальчиками, ведь если мозг заточен под науку, то совершенно не важно, какого ты пола, – все будут добиваться поставленных целей. Просто каждый должен заниматься своим делом, развивать именно свой талант».
О главном
«В науке главное – чётко понимать, зачем ты что‑то делаешь. Должна быть цель, которая нужна не только тебе для галочки или рейтинга, а которая полезна для людей, общества. Иначе можно настрогать уйму ненужных проектов. Самое сложное – отобрать из множества, увидеть самое перспективное, чтобы воплотить это в жизнь».
Дарья Кумейко