Колунком и жамками. Как грайворонец Максим Гужелев делает из лозы что угодно
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Бывает, посмотришь на куст ивы, задашь себе невольно вопрос: а почему она плачет?
А это маленькие цикады виноваты в её слезах. Они живут на её листочках и в жару выделяют вокруг себя пену, которая обволакивает тельце насекомого и спасает от пересушивания. С каждым новым слоем пены образуется кокон, который с увеличением в размерах начинает «плакать» – терять капельки влаги и капать на землю. А иногда вспоминаешь историю: в старину из ивовых прутьев строили стены хат и плетни. И конечно, плели корзины и другую кухонную утварь.
Менеджер, водитель, лозоплетельщик
Максим Гужелев влюбился в это ремесло в восемь лет, когда жил в Донецкой области, – дедушка показывал внуку технику плетения. Учился в Харьковской академии городского хозяйства, урывками плёл. А позже лозоплетение превратилось в профессию, красиво и смело перечеркнув работу водителем грузовика. Четыре года назад Максим пришёл работать в Грайворонский дом ремёсел, где уже десять лет возрождают старинное ремесло. Максим уже провёл десятки мастер-классов, научил сотни детишек плести из лозы, поучаствовал в ярмарках и выставках, районной программе по развитию сельского туризма, получил почётное звание народного мастера Белгородской области. Мастер живёт в деревне недалеко от Грайворона, в селе Дорощь.
Три года назад вместе с другими ремесленниками он сплёл Шуховскую башню в Грайвороне, установив «лозовый» рекорд планеты.
«Это было на фестивале «Ситцевый узорный хоровод в лаптях», – говорит Максим. – Тогда я с собой взял инструменты и пять килограммов зелёной неочищенной лозы».
За шесть часов ремесленники сплели башню высотой четыре с половиной метра и диаметром три метра в технике «косичка». На природную конструкцию ушло 300 килограммов лозы – это примерно 2 500 прутьев.
Правильно высушить
В мастерской лозоплетельщика прутики и чувствуется специфический запах, почему‑то похожий на запах ацетона. Часть лозы замачивается в столитровой ёмкости, другие сотни прутьев просторно лежат и сушатся на металлических сетках самодельного стеллажа.
«Эти прутья уже не годятся для изделия, – Максим достаёт оттуда несколько лозинок, покрытых плесенью», – неправильно высушились.
Умелец периодически переворачивает лозу во время сушки:
«В среднем процесс сушки занимает примерно сутки. Прутья всё время надо ворошить, как сено. Если неправильно сушить – лоза может зацвести. С таким материалом можно работать, но вид уже не будет эстетичным».
На столах и стенах лежат овальные и круглые шаблоны, ажурные и обручевые корзины, хлебницы, фруктовницы, вазоны, колыбели, кроватки, санки. С самыми разными узорами – от простой косички до сложных переплетений.
Прежде чем приступить к созданию, например, корзины, как следует нужно повозиться с экологически чистым материалом: заготовить, запарить, высушить, почистить.
Своя плантация
Заготавливает лозу Максим осенью и зимой.
«Использую только иву-однолетку, режу секатором на берегу рек, болот. Срезаю прутики с конца сентября – начала октября и до мая, а потом в кустарнике начинается сокодвижение – и он начинает по‑новому расти. Появляются новые маленькие побеги, и прутья становятся ломкими».
Со временем мастер посадил собственную ивовую плантацию – на паре соток земли личного приусадебного участка выращивает 2 000 кустов сортовой ивы.
«Но сортовой у меня всё равно мало, приходится работать с дикой. После вырезки она даёт новые молодые прутья, – говорит лозоплетельщик. – А если не обрезать, вырастают толстые ветки, которые подойдут только для мебельной палки – для столов или кресел-качалок, – говорит мастер. – Существует 400 сортов ивы, и не каждая подходит для заготовок».
Хороший термоудар
Затем мастер приносит побеги домой, где выкладывает в огромную 250-литровую выварку.
«Туда помещается около 2 000 прутьев, когда‑то я считал ради интереса, – вспоминает Максим. – Это две метровые охапки, зависит от толщины прута».
Для занятия любимым делом во дворе он сделал печку, обложил кирпичом.
«Распаливаю дрова, ставлю на огонь выварку с водой. Закипает – закидываю холодные прутья. От быстрого перепада температур случается первый термоудар, – рассказывает Максим. – Так кора сразу начинает легко отделяться и слазить. Варка длится примерно 45 минут – час. Затем надеваю специальные рукавицы, беру самодельную приспособу, похожую на вилы, вытаскиваю ими прутья и тут же обдаю холодной водой из шланга. Получается второй термоудар – и тогда лоза ещё лучше чистится. Если не получается вытащить «вилами», то в самом начале процесса надо связать охапки прутьев проволокой, а в конце дела ими вытягивать прутья из горячей воды. Каждый прутик чищу затем щемилкой».
Как шнурки
После сушки прутья замачиваются на полтора-два часа в огромной посудине.
«С замоченными прутьями вот что происходит: их можно завязывать, как шнурки на кроссовках, – показывает лозоплетельщик. – Вот настолько они гибкие и мягкие. Чем толще прут, тем больше вероятность, что он сломается. Прутья разной толщины подбираются в зависимости от выбора будущего изделия: самые толстые идут на мебель, тонкие – на бытовую, кухонную утварь».
Любое изделие начинается с донышка. Сначала мастер делает основание, потом прикручивает донышко к шаблону на обычные саморезы.
«Этот шаблон разборный – для плетения корзины, – показывает Максим. – В донышке проделываем дырочки с помощью шила. Вот здесь основа пять на пять сантиметров, она набирается постоянно, прутиками фиксируется. Лозу на шаблоне я фиксирую обычными кабельными стяжками, можно проволокой – кто как делает. В каждую дырочку шаблона мы вставляем стойки – это сами прутики. Каждая стойка подгибается и вставляется в верхний шаблон, и получается вот такая форма, я её называю «пузатики». Здесь 24 стойки. Дальше поднимаем бока нашей корзинки. И доплетаем до самого конца. Затем вся конструкция легко разбирается».
Щемилка, колунок, шмол
Мастер показал арсенал инструментов, с которыми работает: секатор, изер, шоф (станок для прута), шмол (инструмент для строгания ивового прута), колунок, бокорезы, шило, жамки (для выпрямления и сгибания прутьев), щемилку (для расщепления прутьев).
И дал попробовать почистить лозу щемилкой:
«Вот так нужно протянуть и расчистить каждую лозинку от коры. С первого раза не у всех получается».
Изер похож на молоток, он нужен для того, чтобы сдвигать прутики плотнее друг к другу:
«Когда в процессе создания корзины поднимаю стенки, я их подбиваю. Изер я использую, чтобы между прутьями было меньше зазоров».
Колунком мастер разделяет прутик на три части:
«Лоза очень хорошо делится на части, когда влажная».
Рубанком стёсывает каждый прутик, добиваясь глянцевой поверхности.
«Надеваю на палец кожаный наперсник. Сгоняю сердцевину, чтобы она была тонкая. С такой лозой можно делать всё что угодно».
В прошлом лозоплетение было развито в Старооскольском, Корочанском, Белгородском, Грайворонском, Новооскольском уездах. В середине XX века на Борисовской мебельной фабрике был даже цех лозоплетения, где плели мебель, декоративные панно, сухарницы.