Тёплое золото. Как оренбургское вязание согревало в Великую Отечественную
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Оренбургский платок – невесомый, почти как перепелиное пёрышко, снежинка, застывшая шёлковая паутина. Мало кто знает, что когда‑то он был настоящим оружием. О военной судьбе старинного рукоделия рассказала выставка Оренбургского краеведческого музея, которая прошла в музее-диораме «Огненная дуга».
Ажурная паутинка
На южном Урале вязанием пуховой одежды занимались ещё до того, как появилась Оренбургская губерния (1744 год): местные чабаны вязали себе поддёвки из козьей шерсти. Через 22 года историк и географ Пётр Рычков, первым исследовавший эти земли, заметил уникальные свойства козьей шерсти и предложил организовать здесь пуховязальный промысел. За это императрица Екатерина II вручила ему золотую медаль «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха». Международное признание оренбургские пуховые платки получили в середине XIX века на Лондонской выставке.
Именно особенные уральский климат и растительность сформировали уникальную породу коз – их шерсть помогает удержать тепло. Причём этих пушистиков вывозили за границу и пытались разводить во Франции, но в тамошних несуровых условиях шерсть постепенно становилась грубой и толстой. Толщина шерстяного волоска – где‑то 18 микрон, в пять раз меньше человеческого волоса (около 100 микрон). Да и сегодня, с другой экологией, козы дают уже не такой лёгкий пух: раньше платок весил 40 граммов, а сейчас почти 100.
Воевали спицами
В военные годы в тылу шла такая же напряжённая работа во имя Победы, как и на фронте. По всей стране женщины вязали тёплые вещи фронтовикам, не остался в стороне и знаменитый уральский промысел. Самыми тёплыми были оренбургские (в то время – чкаловские) вязаные изделия. В тысяче вёрст от фронта потомственные вязальщицы объединялись в пуховязальные артели и практически круглыми сутками быстро перебирали спицами, учили трудиться и своих детей, создавая огромные партии тёплых вещей.
«Эти женщины не держали в руках автоматов, их оружием стали обыкновенные вязальные спицы, – рассказала куратор выставки Галина Стовба. – Древний промысел начал спасать бойцов в самых тяжёлых условиях военного лихолетья».
Подшлемники, рукавицы и не только
На ходу рукодельницам приходилось переучиваться под новые потребности армии. Традиционные платки дополнили свитера, носки, жилеты, шарфы. Специализированные вязаные подшлемники согревали голову солдата в промерзавшей стальной каске. А для снайперов Красной армии вязали специальные рукавицы с большим указательным пальцем – важное дополнение к маскировочному зимнему костюму. Так было удобней спустить курок на винтовке.
«В художественном фильме «Враг у ворот» главный герой Василий Зайцев (знаменитый советский снайпер. – Прим. ред.) как раз пользовался такими рукавицами и ходил в вязаном подшлемнике», – отмечает Галина Викторовна.
Художественные достоинства ажурных платков и паутинок высоко ценили за границей. В военные годы они стали настоящей пуховой валютой: тысячи оренбургских шерстяных произведений искусства шли на экспорт. Паутинки выступали платёжным средством и обменивались на вооружение, бронетехнику по программе ленд-лиза. Кстати, оренбургский пуховый платок использовали в качестве спасательного средства во время пожара, так как козий пух – отличный природный сорбент, он поглощает токсичные вещества.
Более 200 вязальщиц наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
В праздники – в белое, в будни – в серое
На выставке главный экспонат – оренбургский пуховый платок.
«Тонкость ткани-паутинки определяется двумя способами: настоящее оренбургское изделие способно пройти через кольцо и поместиться в гусином яйце, – отмечает Стовба. – Пуховый платок символизирует женскую душу, которая готова всегда согреть, поддержать, успокоить».
Оренбургские ажурные шали, палантины, косынки не только согревали в холодное время года, но были главным аксессуаром русских и советских женщин. В праздники наши прабабушки одевались в белую тонкую паутинку, которая вязалась на основе шёлковой нити, в будни – в серую плотную шерсть. На снимках военной поры каждая вторая в пуховой одежде: вот в блокадном Ленинграде женщины расчищают трамвайные пути от обломков зданий, а вот они читают сводки с фронта на стене, а тут пилят доски. В фильмах тех лет – «Светлый путь», «Жди меня», «Родные поля», «Дни и ночи» – почти каждая героиня в ажурном платке или шали.
Вязаную ажурную паутинку часто можно было встретить в гардеробе советских модниц, реже – современных. Поклонники оренбургского промысла есть, но просто на улице их сложно распознать – почти никто не носит оренбургские вязаные вещи каждый день, разве что люди старшего поколения.
Вторая жизнь
Всё вязаное, пушистое, оренбургское – шали, паутинки и палантины – мы привыкли называть одним общим словом «оренбургский пуховый платок». Но это разные вещи, с различной толщиной, основой, способом вязки и назначением. Шаль – самый тёплый толстый платок, но и самый грубый, на основе хлопчатобумажной нити, для повседневной носки. А паутинка и палантин – очень тонкие, вяжутся сложнее, имеют уникальный орнамент – для торжеств. В последнем варианте рукодельницы за основу берут шерстяную пряжу и смешивают с шёлковой нитью.
Мы познакомились с теми, кто преданно относится к оренбургскому платку и использует его как любимый аксессуар.
«У меня есть оренбургский тёплый шарф, – делится белгородка Елена Дёмина. – Я его купила для того, чтобы повязывать голову и ходить в нём в храм. Строго в нём езжу на фестиваль народности «Маланья зимняя» – утеплиться, подчеркнуть свою женственность, любовь к народному творчеству. Недавно давала шарфик и рукавички внучке для фотосессии».
Ещё Анастасии Дёминой бабушка привезла из Липецка оренбургский ажурный платок.
«Паутинка очень хрупкая, страшно зацепить нить и нечаянно порвать, стараюсь бережно к ней относиться, – говорит Настя. – Платок не так часто ношу, в основном на народных праздниках. Я второй год изучаю декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в институте искусств культуры, и меня очень интересует одежда XIX века. Хочется давать вторую жизнь народной одежде, сейчас она незаслуженно забывается. Традиции – часть истории нашего прошлого, жизнь моих прабабушек».