Боец пяти войн. За что белгородцы помнят генерала Михаила Шумилова
О его боевом пути рассказывают «Белгородские известия»
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Михаил Шумилов родился 17 ноября 1895 года в средней крестьянской семье в селе Верхняя Теча Шадринского уезда Пермской губернии – сейчас это Катайский район Курганской области. Детство у будущего генерала было тяжёлым: когда ему было пять лет, умер отец и вся забота о семье легла на мать.
Первая мировая
Начальное образование Шумилов получил в земской школе – окончил её с отличием, потом поступил в учительскую семинарию в Челябинске. В 1916 году Михаила призвали в Русскую императорскую армию. Новобранца отправили учиться в Чугуевское военное училище, которое готовило офицеров пехоты. Через восемь месяцев прапорщик Шумилов отправился в 109-й запасный полк в Челябинск.
В марте 1917-го его направили на Западный фронт Первой мировой младшим офицером роты. Там Шумилов проникся идеями большевиков и вступил в Красную гвардию.
В декабре 1917 года Шумилова демобилизовали в звании поручика, и он вернулся домой, где устроился учителем. Но уже в марте 1918-го Шумилов – волостной военный комиссар, а в апреле вступил в РККА и отправился на свою вторую войну.
Первая гражданская
Против белых и белочехов Шумилов воевал на Урале.
22 августа Шумилов едва не погиб. Его полк остановился на ночлег у деревни Ёлкино, и утром его атаковали белые, красным пришлось отступать. А. Н. Грязных в своей книге «Боевые заметки из жизни 4-го Уральского полка» пишет про этот бой:
«В цепь, за мною. Ура!» – слышится голос любимца 3-й роты, командира Шумилова. С красным флагом в руке он бросается вперёд, увлекая роту. Не повезло и на этот раз 3-й роте. Тов. Шумилов попал под пулемётный огонь – и несколько пуль в бока, руки и ноги впиваются в него. «Не бегайте, держитесь вперёд», – успел ещё сказать дорогой товарищ и, облившись кровью, потерял сознание. Санитары утаскивают раненого ротного».
Его бойцы и соседняя, 2-я рота воодушевились храбростью ротного, пошли в наступление и выиграли этот бой. После боёв на Урале, зимой 1919-го, полк перебросили на Южный фронт. В июне 1920-го в районе Перекопа Шумилов получил тяжелейшее ранение, но ему снова повезло. После он воевал против Махно в Гуляйполе, командовал батальоном под Харьковом.
Вторая гражданская
В мирное время Шумилов окончил харьковские повторные курсы старшего и высшего командно-политического состава и высшие курсы комсостава РККА «Выстрел» и в 1935-м получил звание полковника.
В 1936 году в Испании началась гражданская война, и в феврале 1938-го уже комбрига Шумилова под псевдонимом Шилов отправили главным советником при командующем группой армий Центрально-Южной зоны.
Там Шумилов снова мог лишиться жизни. В марте 1939-го полковник Касадо поднял мятеж против правительства и начал арестовывать всех коммунистов – так он хотел договориться с националистами Франко о мире.
В Центрально-Южной зоне находилось 25 советских граждан. 7 марта восьмерых из них (женщин-переводчиц и больных) на самолёте от французской компартии эвакуировали в Алжир. Остальные остались в Альбасете. Премьер-министр Хуан Негрин поблагодарил товарищей за службу, но самолётов у него не было. Советники вернулись на аэродром, который вскоре окружили путчисты и приказали советникам явиться в штаб. Советские служащие пообещали прийти, а сами ушли в горы на другой аэродром.
Из будки путевого обходчика Шумилов позвонил Касадо с просьбой о помощи, но тот в ней отказал и приказал советнику явиться в столицу и по радио призвать коммунистов сдаться. Шумилов отказался: ему нельзя было вмешиваться во внутренние дела Испании. Тогда Касадо пригрозил расстрелом 17 советских граждан, которых уже арестовали и вывезли в Аликанте.
Шумилов не поддался на шантаж и вылетел с другими советниками в Алжир. Но кто‑то разбавил авиатопливо водой, и самолёт совершил вынужденную посадку, после чего Шумилова с соратниками под арестом доставили в Аликанте. Двое суток охрана угрожала пленникам расстрелом, а потом просто ограбила, и 12 марта Касадо приказал отправить пленных в Алжир, откуда они вернулись в СССР.
С юга на север
Долго без дела Михаил Степанович не сидел – в апреле его назначили командиром 11-го стрелкового корпуса Белорусского военного округа, с которым он через полгода участвовал в Освободительном походе, по итогам которого СССР поделил Польшу с Германией, а западные Украина и Белоруссия стали советскими. За успех в этой операции Шумилова повысили до комдива.
А в конце ноября началась советско-финская война, в которой 11-й корпус участвовал в боях на Карельском перешейке. В июне 1940-го Шумилов стал генерал-майором.
Вторая мировая
22 июня 1941-го 11-й стрелковый корпус находился в Литве. По 125-й дивизии корпуса пришёлся главный удар 4-й танковой армии группы армий «Север», её взяли в клещи, и она с боями стала отступать.
22 июля немцы прорвали оборону корпуса, а через три дня окружили. Из него выбралось только 3 тысячи человек, 7 тысяч остались в кольце. Фактически корпус был уничтожен, а Шумилова в августе назначили заместителем командующего 55-й армии Ленинградского фронта. Оборонял город Ленина Михаил Степанович до ноября, пока его не отозвали в Главное управление Народного комиссариата обороны.
В следующий раз он вернулся на фронт в январе 1942 года в звании генерал-лейтенанта заместителем командующего 21-й армией Юго-Западного фронта. Шумилов воевал на харьковском направлении и на Дону, а в августе его назначили командующим 64-й армией. Именно она вместе с 62-й армией генерал-лейтенанта Василия Чуйкова сыграла решающую роль в Сталинградской битве.
Армия Шумилова почти месяц держала оборону юга Сталинграда под ударами 4-й танковой армии Гота. Благодаря этому работали предприятия, а полководец получил новое звание «генерал-полковник».
Когда противник прорвал оборону на стыке 64-й и 62-й армий, первая почти полгода удерживала юг города, совершая контратаки, а с 1 января участвовала в уничтожении окружённых немецких войск. 31 января 1943-го бойцы Шумилова взяли в плен генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса, в этот же день его допросил и Михаил Степанович. Через два дня Сталинградский котёл был ликвидирован, а немцы стали передвигаться на восток только в эшелонах для пленных.
На Белгородской земле
1 мая 64-ю армию за проявленные мужество и героизм её личного состава переименовали в 7-ю гвардейскую. Следующая битва Шумилова – Курская. 7-я гвардейская армия в ней обороняла полосу Белгород – Волчанск.
О белгородцах у Шумилова остались только добрые воспоминания.
«С чувством глубокой благодарности вспоминаю и самоотверженный труд жителей Корочанского, Великомихайловского, Шебекинского, Волчанского и Белгородского районов. С большим энтузиазмом они работали на оборонительных сооружениях второй армейской полосы, на строительстве мостов и ремонте дорог. Рабочие шебекинских предприятий помогали восстанавливать автотранспорт, танки и орудия. Особенно большую помощь оказали армии колхозники в дни весенней распутицы. На конном транспорте они подвозили боеприпасы, продовольствие, снабжали войска овощами. Раненые бойцы, находящиеся в госпиталях армии, всегда были обеспечены молоком и яйцами», – вспоминал Михаил Шумилов.
5 июля немцы пошли в наступление. Войска Шумилова хорошо к этому подготовились (каждый полк готовил минимум по 40 снайперов), и, по воспоминаниям Михаила Степановича, перед фронтом обороны его армии в этот день осталось около 150 танков противника.
На следующее утро натиск оккупантов продолжился. Особо отметил Шумилов батальон гвардии капитана Андрея Бельгина. Он 12 часов отражал удары вражеской пехоты при поддержке 120 танков.
«Немецкие танки, прорвавшись в глубину обороны батальона, поливали горючей смесью окопы наших бойцов. На окоп, где находился капитан Бельгин, навалился фашистский танк. Находясь под вражеской машиной, командир продолжал руководить боем (телефонная связь оставалась невредимой). Из 450 бойцов и командиров батальона в строю осталось 90. Они продолжали ожесточённый бой. Немцы не добились успеха. Потеряв 39 танков и до 500 человек убитыми, враг откатился на исходные позиции», – писал генерал.
В этом бою под Крутым Логом Бельгин погиб, 1 ноября ему посмертно присвоили звание Героя СССР. Атаки продолжились и на следующий день, а 8 июля немцы бросили силы на север, на Корочу, но, понеся крупные потери, дальше Мясоедово не прошли.
На юге 7-я армия контратаковала и заняла Безлюдовку, Ржавец и завязала бой в Масловой Пристани. С 10 июля войска Шумилова постепенно стали переходить в наступление, 23-го числа немцы оказались уже на исходных позициях, а с 3 августа СССР атаковал уже по всему фронту.
5 августа части 305-й стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии при поддержке 5-го воздушного флота вошли в Белгород с юго-востока, части 89-й гвардейской дивизии 69-й армии – с юга, а 53-я армия заблокировала город с запада – к 18 часам город оказался под контролем советских войск. Последние очаги сопротивления освободители уничтожили утром следующего дня.
После этого Советская армия перешла в наступление и погнала врага до Берлина. А сам Шумилов освобождал Харьков, успешно форсировал Днепр, за что получил звание Героя СССР, уничтожал котёл под Будапештом, брал Братиславу, а закончил войну в Праге. После войны остался в армии, из которой его уволили в 1956-м, а обратно призвали в 1958-м.
Почётный белгородец
Михаил Шумилов умер 28 июня 1975 года в Москве. Урну с его прахом, как он и просил, захоронили на Мамаевом кургане в Волгограде, рядом с его героическими бойцами.
Память о Шумилове увековечили в нескольких городах России, в том числе и в Белгороде. 1 августа 1963 года он стал почётным гражданином Белгорода, в 2000 году его именем назвали одну из улиц областного центра, а с 2007 года под Ржавцом работает областная героико-патриотическая экспедиция-семинар памяти генерала Михаила Шумилова. 17 ноября 2018 года бюст генерала открыли в микрорайоне Новый-2. И каждый год 5 августа белгородцам и гостям города напоминают, кто освободил Белгород от оккупантов.
Александр Куликов