Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 октября 2020,  15:13

Мечты, отлитые в керамике. Как в мозаике отражали цели воспитания молодого поколения

Где в Белгородской области сохранились советские мозаики

Мечты, отлитые в керамике. Как в мозаике отражали цели воспитания молодого поколенияМозаика на здании спортшколы № 3Фото: Олег Гончаренко
  • Статья
  • Статья

Сегодня мы рассказываем об истории создания мозаичных панно на зданиях спортшколы олимпийского резерва № 3 и правоохранительного колледжа в Белгороде.

С характерным почерком

Мозаика на здании спортшколы № 3, которая находится на бул. Первого Салюта, 6, посвящена энтузиазму массового спорта, стремлению к здоровому образу жизни.

Знатоки искусства говорят, что это не просто пропаганда, а отлитые в кусочках цветной керамики мечты о будущем – таком, каким оно в те годы представлялось. И целая эпоха в позднесоветском искусстве, сохранить артефакты которого важно с точки зрения истории.

Поэтому в 2019 году неравнодушные белгородцы обратились в областное управление госохраны объектов культурного наследия с просьбой включить в Единый госреестр памятников истории и культуры четыре мозаики на здании белгородской СШОР № 3. С точки зрения властей, памятник является таковым и подлежит охране, если он внесён в этот реестр.

 

Мозаика на здании спортшколы № 3 Мозаика на здании спортшколы № 3 / Фото: Олег Гончаренко

Но при определении историко-культурной ценности мозаики возникли проблемы с атрибуцией – не удалось определить точное время создания панно из‑за отсутствия данных: выложена ли мозаика во время строительства здания или её нанесли позже. Возникли трудности и с установлением её авторства.

Однако то, чего нет в документах госучреждений, может сохраниться в других местах. Начиная от простой человеческой памяти. Большую работу по описанию белгородских мозаик, сбору сведений о них провели специалисты областного художественного музея. Искусствоведам под силу даже определить авторство – по характерному творческому почерку художника, который заметен в его работах.

«Здание спортшколы олимпийского резерва № 3 прежде было бассейном школы № 36, – рассказывает заведующая сектором живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства отдела хранения и экспозиционно-выставочной работы Галина Половина. – Оно несёт в себе все архитектурные признаки, характерные для строений общественно-спортивного назначения для детей и юношества 1970-х годов».

 

Мозаика на здании спортшколы № 3 Мозаика на здании спортшколы № 3 / Фото: Олег Гончаренко

Об освоении водных глубин

В то время, по словам Половиной, такие здания были не просто функциональными. При их создании использовали настенную роспись, мозаичные панно, скульптуру. По СШОР № 3 хорошо видно, что места под четыре панно из глазурованной керамической плитки на симметрично выступающих объёмах фасада и торцов здания заложили в проект изначально.

Спортшколу украсили ими в 1979 году. Эскиз выполнил живописец-монументалист Равиль Салихов – выпускник Харьковского художественно-промышленного института, член Союза художников СССР. Он создал четыре сюжетные композиции на общую тему освоения людьми водных глубин, в единой стилистике и цветовой палитре.

«Панно имеют выраженную идеологическую направленность своего времени, неотъемлемую от соцреализма и ориентированную на тему спорта – одну из ведущих тем искусства СССР, – говорит Галина Половина. – Физвоспитание тогда было одной из составляющих всестороннего развития личности. Поэтому оно получило яркое отражение в сюжетной тематике советских мозаик на общественных профильных зданиях, к числу которых можно отнести не только спортшколу № 3, но и снесённую в Белгороде в июне 2019 года СШОР № 4 на ул. Щорса».

 

Фото: страница в «ВКонтакте» Павла Альбощего (vk.com/alboschiypavel)
Галина Акапьева: Вопрос должен подниматься на стадии планирования

Три из четырёх панно сохранились относительно неплохо. Керамические мозаичные плитки хорошо сцеплены с основой, что говорит о соблюдении технологии при создании мозаик, но есть местами трещины, осыпь. Четвёртое же, правое панно на фасаде здания, по словам Галины Алексеевны, повреждено, фрагмент мозаики утрачен. Поэтому она закрыта современным баннером. На нём – спортсмены, лозунг «Быстрее, выше, сильнее», но ценным предметом искусства он не является.

Гимн молодости

В 1982 году мозаичное панно «Просвещение» украсило здание педучилища на ул. Горького. Сейчас здесь располагается Белгородский правоохранительный колледж им. Героя России В. Бурцева.

В основу сложной, многофигурной композиции мозаики заложена идея великой роли педагога в просвещении подрастающих поколений.

«Здесь показана история взросления детей с момента их прихода в детский сад до момента выпуска в большую жизнь, где благодаря полученным знаниям им открыты все дороги, новые горизонты в строительстве нового счастливого коммунистического общества, – поясняет Галина Половина. – Композиция строится по вертикали, что усиливает идею поступательного физического и интеллектуального роста человека, его движения вверх к новым открытиям и свершениям».

Доминантой выступает женский образ, который символизирует роль учителя в жизни человека. Цветовой строй панно с преобладанием белых, голубых, синих, жёлтых и красных оттенков придаёт зданию праздничность и торжественность, считает искусствовед. А сама мозаика – своеобразный гимн молодости, которая стремится к знаниям.

«Просвещение» относится к одной из немногих сохранившихся до наших дней известных авторских работ Виктора Блинова и Евгения Поленова в Белгородской области, – рассказывает Галина Половина. – Ещё две их мозаики расположены на фасадах школ в Яковлевском округе».

Панно выполнено из глазурованной керамической плитки. Есть единичные осыпи плитки, но в целом искусствовед оценивает её состояние как удовлетворительное.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×