У нас есть хлеб. Зачем в Большой Халани открыли музей того, что «всему голова»
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В селе Большая Халань открыли музей хлеба. Он стал двадцать первым таким музеем в мире. И единственным сельским – самым близким к земле, на которой растят хлеб. В своём репортаже наш корреспондент рассказал об истории этого села, его традициях и людях. И о музее, конечно.
Всему голова
«Хлеб – имя существительное, а всё остальное – прилагательное, – убеждён заслуженный агроном России Николай Асыка. – Недаром люди говорят: хлеб всему голова. Мы из пшеницы делаем большинство продуктов. Сами кушаем, скот кормим, даже одежду уже научились делать из соломы».
Это по его инициативе открыли музей хлеба. Большая Халань – родное село Николая Романовича.
«Я хотел, чтобы этот музей стал продолжением моих трудов, – говорит он. – Чтобы люди видели, как мы работали, как выращивали пшеницу, как трудно достаётся хлеб. Надеюсь, что нынешние мальчишки и девчонки проникнутся нашей идеей трудового человека».
Николаю Асыке 90 лет. После окончания в 1952 году Харьковского сельскохозяйственного института агроном Асыка посвятил свою жизнь повышению культуры земледелия. В музее хлеба стоит пишущая машинка, на которой в середине 1960-х Николай Романович печатал свою кандидатскую диссертацию о разработке технологий возделывания бобовых культур. В 1965 году на Белгородской областной опытной станции – это предтеча нынешнего аграрного университета – он заложил опытное поле, где разработал и внедрил много ценных идей, которые позволили увеличить урожаи зерновых более чем в два раза.
За свои научные труды Николай Асыка награждён орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почёта, а в 1996 году удостоен звания «Почётный гражданин Белгородской области».
«Говоря о научных свершениях Николая Романовича, с уверенностью отмечу, что он находится в одном ряду с классиками отечественной агрономической науки», – так высоко оценил вклад Асыки в сельскохозяйственную отрасль Белгородчины губернатор Евгений Савченко.
Поставлю на полочку
Музей хлеба находится на втором этаже Большехаланского культурного центра. Здесь представлены экспонаты XIX и начала XX веков, связанные с возделыванием пшеницы. Это бороны и сохи, крупорушка, ступа для перемалывания зерна в муку. А также снопы и семена пшеницы современных сортов, переданные сельскому музею Белгородским аграрным университетом. Среди них перспективные – Майская юбилейная и Белгородская 16. И ещё большой стол, на котором местные ребятишки мастерят поделки из теста.
Третьеклассница Илона старательно лепит каравай.
— Домой понесёшь? – спрашиваю девочку.
— Оставлю в музее, – ответила она. – Ещё раскрашу и поставлю на полочку.
За хлебно-музейным столом лепили караваи и булочки ещё девять ребятишек.
«Мы хотим, чтобы наш музей был интерактивным, – говорит заведующая модельной библиотекой Марина Зубкова. – Каждый может прийти сюда и прикоснуться к истории хлебопашества, к колоскам пшеницы».
А директор Большехаланского дома культуры Наталья Шульга считает музей хлеба своеобразным проводником в историю села.
«У нашего села не только хлеборобские, но и православные корни, – говорит она. – Мы создали тематическую экскурсию, в которую включено посещение Свято-Успенского храма, Дома культуры, тематической библиотеки и местной пекарни».
Зажиточные люди
Оставим на некоторое время хлебную историю и перенесёмся на век назад – к Свято-Успенскому храму, который сопоставим по размерам со Спасо-Преображенским кафедральным собором Белгорода. Грандиозное, но, к сожалению, находящееся в плачевном состоянии здание площадью 750 квадратных метров.
Журналист Виталий Карпущенко в рукописи «Слово о Большой Халани» рассказывал о том, что каменный Успенский храм с высокой отдельно стоящей колокольней был построен после победы в Отечественной войне 1812 года на пожертвования местных жителей:
«Дворяне во многом отрезвились войной с Наполеоном, отошли от безбожных идей, которые раньше черпали из Европы. Война показала лицо западного европейца и лицо русского человека, который перед сражением исповедовался, причащался, молился. Дворяне по‑новому посмотрели на своих мужиков. Поняли, что без Бога никуда», – говорит настоятель сельского храма протоиерей Николай (Пономаренко)».
Село упоминается в документах 1643 года: «Название – по реке Холань, на которой находится». В XVIII веке слобода принадлежала княжескому семейству Трубецких и чаще именовалась слободою Екатерининской. При строительстве храма не скупились – слобода была богатой. Здесь жили скорняки, кузнецы, сапожники, бондари и гончары. Халанские шубы, по словам Николая Асыки, славились на всю Россию.
«Их изготавливали и для российской знати, а также поставляли для царского двора, – говорит Николай Романович. – Кроме того, наши предки славились гончарной глазурованной посудой».
Ежегодно в Екатерининской (Халани) проходило пять ярмарок. Зажиточные были люди. Для отделки храма пригласили мастеров из Петербурга. Фасад и колонны церкви заказали украсить изящной лепниной. На декорацию внутри храма тоже не жалели денег. По воскресеньям и в праздники храм был полон людей и для них пели мужской и женский хоры.
«Сейчас от этого, к сожалению, почти ничего не осталось. В прежние времена снесли и стоящую рядом величественную колокольню», – вспоминает уроженец Большой Халани Николай Асыка.
Не тревожим останки
О неординарности Свято-Успенского собора можно судить и по тому, что в минувшем году, в день Святой Троицы, здесь при ремонте фундамента обнаружили склеп с останками двух человек.
«В склепе похоронены мужчина и женщина, – рассказывает Николай Романович. – Вероятно, они были из семьи богатых халанцев, на средства которых строился храм. Может быть, из потомков князей Трубецких, бывших владельцев Большой Халани».
Когда я разговаривал с Николаем Романовичем, он ещё не знал, что эксперты датировали останки, которые обнаружили в склепе у собора, концом XIX – началом XX веков. Возраст мужчины определили в шестьдесят лет, а женщины – в тридцать. Причём у неё был сильно изношен плечевой пояс. Это свидетельствует о том, что она не могла быть так называемых голубых кровей. Трудилась очень.
«Мы вместе с археологами решили больше не тревожить останки и захоронить их в том же месте. То есть в склепе, – говорит глава Большехаланского сельского поселения Михаил Седых. – А что касается нашего Свято-Успенского храма, то губернатор Евгений Степанович Савченко распорядился, чтобы в течение двух лет храм был восстановлен. И работа началась».
Остался лишь подвал
К середине XIX века население Большой Халани значительно увеличилось и одного храма стало недостаточно. Поэтому решили построить второй – назвали его Покровской церковью.
«Она была с двумя престолами, – вспоминает Николай Асыка. – Большую долю в строительство внёс мой прадед Михаил Асыка, владелец кирпичного завода. Церковь была построена в 1872 году напротив его дома».
А дедушка Николая Романовича, Павел, был старостой прихода.
«По рассказам моей мамы Анны Ивановны, Покровскую церковь закрыли в начале тридцатых годов. Там разместился склад. Я помню, как на подводах привозили зерно, загружали его в церковь, а мы, пацаны, подбирали рассыпавшиеся зёрна в тот голодный 1932-й. Мне тогда было всего три года».
В каком году разрушили Покровскую церковь, Николай Романович не припомнит. На её месте стоит поклонный крест.
«А от дома моих прадедов, который стоял напротив этой церкви, остался лишь кирпичный подвал», – рассказывает Николай Романович.
Пятьсот не вернулИсь
История и время, к сожалению, не имеют сослагательного наклонения. В позапрошлом веке Большая Халань с населением более восьми тысяч душ процветала. Но время не шло ей на пользу. Сегодня это захолустное село с плохими дорогами и страшненькими улочками, на которые смотрят окна пожилых домов. Таково последствие, как рассказал Николай Асыка, нескольких разрушительных ударов по Большой Халани.
«Первый удар, как я считаю, был нанесён в 1919 году при формировании Первой конной армии Будённого. Его штаб располагался в Великой Михайловке, а основные части формировались в Большой Халани, где они пополнялись лошадьми и имуществом. Их забирали у местных жителей».
Второй удар, по мнению Николая Романовича, был в период коллективизации и раскулачивания 1929–1932 годов.
«В эти годы в селе было около шести тысяч жителей, – говорит Николай Асыка. – Многих раскулачили, репрессировали или выслали в северные края».
Третий удар, по его мнению, пришёлся на период Великой Отечественной войны.
«Из нашего села призвали тысячу человек. Пятьсот из них не вернулись. Село начало умирать. В нём остались не больше двух тысяч человек. Сейчас в Большой Халани чуть больше восьмисот жителей. Но я не думаю, что оно вымирает. У нас есть хлеб».
Вокруг печи
Юлия Гребеник уже девять лет печёт хлеб в Большой Халани.
«В 2011 году мы с Дмитрием – это мой муж – решили заняться своим делом. В центре села была пекарня, в которой ещё в советские времена работала моя мама. Пекарне той больше ста лет. И была она практически разрушена. Осталась только печь и пара стен. Мы её выкупили. Сто тысяч рублей одолжили у приятелей и ещё взяли кредит в банке».
На первых порах Юля и Дмитрий восстановили стены разрушенной пекарни, сделали ремонт и запустили производство.
«Помню, как старожилы рассказывали, что строили пекарню вокруг каменной печи. Так и мы вокруг печи организовали своё дело. Тяжело, конечно, было», – вздыхает Юлия.
Сейчас у семьи Гребеник хорошо поставленное производство.
«За смену выпекаем тысячу буханок хлеба, – говорит Юлия. – Кроме того, освоили выпечку батонов и булочек».
Они снабжают хлебом не только родное село. За их вкусными буханками и батонами едут из окрестных сёл и даже из Белгорода.
P.S. Мой давнишний знакомый рассказывал о своей пережившей ленинградскую блокаду бабушке: «Она до смерти своей не могла наесться хлеба. Даже крошки со стола собирала в старческий кулачок и съедала».
Музеи хлеба
Санкт-Петербургский музей хлеба был основан в 1988 году. Его экспозиция представляет период от освоения сельскохозяйственных культур до настоящего времени. Отдельная часть музейной экспозиции посвящена кризисным периодам в истории нашей страны. Их было много на протяжении XX века: две мировые войны, две революции и Гражданская война.
В центре русской культуры «Кремль в Измайлово» в Москве есть музей хлеба, который содержит около 1 тыс. экспонатов, среди которых печатные доски XVII – XIX веков для выпечки знаменитых тульских пряников.
В музее хлеба в Геленджике представлена действующая ветряная мельница XIX века.
Музей хлеба в городе Болгар (Татарстан) показывает сложный путь, который прошли первые земледельцы – от палки-копалки и мотыги к пашенному земледелию.
В музее Цюриха (Германия) выставлен хлеб, возраст которого – 6 000 лет. А в городском музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3 400 лет назад.
18 тыс. предметов, собранных в музее культуры хлеба в немецком городе Ульм, повествуют о значении хлеба в истории человечества.
Два крупных раздела: хлеб в кругу человека (рождение, брак) и хлеб в цикле времени (Рождество, Пасха) представлены в музее хлеба в городе Амфиклия (Греция).
Дом пшеницы и хлеба в городе Эшален (Швейцария) раскрывает посетителям секреты управления старинной и современной мельницами.
Изготовление хлеба в полностью оборудованной пекарне предлагает посетителям музей хлеба в городе Майорга (Испания).
В японском городе Саппоро при хлебном музее «Хокуо» открыт ресторан, в меню которого 60 видов хлеба.
При музее хлеба в городе Илополис (Бразилия), основанном в 1917 году, работает хлебопекарная мастерская и открыты пекарные и кондитерские курсы для всех желающих стать хлебопёком.
В Италии два музея хлеба. Один на Сицилии, а второй в городе Сант-Анджело-Лодиджано – в старинном замке «Морандо Болоньини».
Фото Евгения Филиппова и из архива Николая Асыка