Одного «молодец» мало. Что поможет ребёнку выучить иностранный язык
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Надежда Колесник из Алексеевской школы № 3 работает педагогом уже восемь лет, а в этом году она получила грант фестиваля «Таврида-Арт».
На выигранные 150 тыс. рублей педагог создаст центр консультирования для родителей «Как научить ребёнка говорить на иностранном языке». Он появится на базе школы в ноябре, а пока Надежда поделилась советами, как помочь малышу освоить новый язык.
На слух и ощупь
Ученики часто оправдываются, что у них нет способностей к языкам, но это не так. Каждый человек с рождения может освоить любой иностранный язык, так устроен наш мозг. Если вас из привычной среды погрузить в иностранную культуру, даже не зная ни слова, вы адаптируетесь, повторяя за носителями, и заговорите сами.
Учить иностранный можно с раннего возраста. Мы с дочкой начали, когда ей было три года. Но учтите, что сначала ребёнок должен хорошо заговорить на родном языке, чтобы не было дефекта с произношением. Развивайте у дошкольников слуховые навыки, просите повторить звуки, алфавит, цифры, название цветов, животных, продуктов, вежливое обращение. В этом возрасте хорошо работает и зрительная память. Ребёнок точно запомнит, что кошка на английском «кэт», если увидит её на картинке. Поэтому используйте наглядные материалы в виде детских планшетов, книг со звуком.
Любой ребёнок любит, когда можно увидеть, потрогать. Вырезайте цифры и приклеивайте их на плакат, называя по очереди. Поиграйте в магазин, используйте картинки из буклетов со скидками любой торговой сети. Пусть ребёнок называет продукты, вещи и предметы, которые собирается купить, и приклеивает их к ватману. Но научить легче, чем переучить, поэтому следите за произношением, проверить его можно на сайте wooordhunt.ru. Включайте малышу детские стишки, песни, сказки. Чем чаще ребёнок слышит иностранную речь, тем больше вероятность, что он произнесёт правильно (englishfull.ru – аудиоуроки по английскому для начинающих).
Поверьте в него
Ребёнок должен доверять учителю и родителям, а взрослые – поверить в его возможности и поддержать. Малышу нужно на кого‑то опираться, авторитетом могут стать не только родители, но и старшие братья, сёстры, другие родственники, друзья. Лучше, если его стремление поддержат все.
Помогите крохе преодолеть психологический барьер, страх перед неизвестностью, неумением что‑то делать. Дети приходят и говорят: «А я не умею читать». Нельзя отвечать: «Не умеешь, ну и сиди». Подбодрите его, скажите: «Когда я была маленькая, тоже не умела, но тренировалась, мне помогали, и я справилась. Давай вместе попробуем».
Главное, не подавляйте его инициативу, а поддерживайте и развивайте. Понимаю, что пришли с работы уставшие и легче сказать: «Пойди почитай сам». Но покажите, что вы тоже в этом заинтересованы. Например, послушайте вместе иностранную музыку. Выберите любимую песню и переведите её.
Не одёргивайте
Создавайте условия для искусственного билингвизма постепенно. Используйте простые слова на прогулке. Например: jump, run. Когда малыш пробежал, спросите его, что он только что сделал, и повторите на иностранном: run, we run. Изучите вместе названия столовых приборов и попросите во время обеда передать ложку, повторяйте упражнение и с другими предметами быта. Пока гуляете, описывайте, что видите вокруг: небо blue, листья yellow, red. Ребёнок запомнит цвета, даже если будет просто повторять за вами.
Смотрите мультфильмы на иностранном языке с субтитрами (speakenglishwell.ru – мультфильмы и lengish.com – обучающие фильмы на английском языке). Но подбирайте их по возрасту. Конечно, второклассник ничего не поймёт, если включите мультфильм с английским произношением и субтитрами. Так вы только отобьёте интерес. Для него подойдёт мульт с разбором слов. Со старшеклассниками смотрим фильмы в оригинале.
Нужно больше практики. Это поможет преодолеть страх. Пусть малыш говорит плохо и неправильно, не одёргивайте его за каждую ошибку, неправильное произношение. Лучше вместе тренируйтесь произносить сложные звуки: [θ] и [ð] (как русские [ф] и [з]).
Подавайте новые задания в игре. Для самой простой игры, которая подходит и дошкольнику, нужна корзина с фруктами и овощами. Складывайте туда или доставайте их и называйте, малыш научится различать предметы и запомнит названия на английском. Для школьника усложните упражнение, введите устойчивые выражения, реплики. Например, говорите не просто apple, а it is an apple.
Создайте для крохи проблемную ситуацию. Например, перемешались животные дикие с домашними, помоги разобраться: отведи диких животных в лес, а домашних – к хозяевам. Перед Новым годом нарисуйте ёлку, украсьте её, на первую ветку «посадите» слова на праздничную тему, на вторую – словосочетания, на третью – предложения. На подарках или шарах потренируйтесь составлять вопросы. Дети любят такие схемы и быстрее запоминают.
Мотивируйте
Мало сказать: «Ты молодец». Но я против каких‑то покупок за знания, малыш должен понять, зачем это ему нужно. Не будет эффекта, если он учит ради конфеты или новой куклы.
Объясните, что язык пригодится при поступлении в любое учебное заведение, это поможет общаться с иностранцами и путешествовать. Одна из моих учениц была счастлива, что научилась за границей спрашивать: Do you speak English?
Узнайте, какая страна нравится ребёнку, куда бы он отправился, поговорите об этом на другом языке. Предложите посмотреть местные традиции, кухню. Всё это есть в Интернете, главное – захотеть. Он может больше узнать о любимом зарубежном актёре, певце. Родители тоже должны быть заинтересованы. Ребёнок не будет сам говорить, поддерживайте инициативу, направляйте и подсказывайте. И не просите замолчать при первой же ошибке.