Полезная утилизация, или Почему в борьбе с ТБО не обойтись без выгоды
-
Мнение
-
Мнение
На днях готовил машину к зиме и решил поменять старый, не держащий заряд аккумулятор.
В последний раз покупал года два назад, а сейчас приятно удивился: в магазине, где я постоянный клиент, у меня взяли старый аккумулятор за 800 рублей. Неплохая скидка, и теперь у меня нет небольшой, но досадной проблемы – куда я дену ещё два старых аккумулятора. Придёт время – сдам туда же или, если не примут, кому‑то другому. Объявлений «Купим аккумуляторы» пруд пруди. Кто‑то скажет – не от хорошей жизни. Но время, когда у любого мальчишки была свинцовая чушка, выплавленная из решёток выброшенного аккумулятора (и когда в бурьяне алюминиевой проволоки было больше, чем крапивы), тоже трудно назвать правильным.
А с год назад я открыл для себя сбор металлолома. До этого, каюсь, представлял себе втормет как последнюю надежду трёх товарищей, которым не хватает до литра одной тачки с собранным по дворам металлическим хламом. Но тут сам порезал на куски списанную машину, и деваться было некуда – стал искать пункт приёма металла. Нашёл буквально в полуверсте, отвёз три прицепа кусков и кусочков – дали около 10 тыс. рублей. И что‑то перевернулось в голове, напрочь выбив оттуда привычку закидывать в кусты ржавую гайку или старый гвоздь. Теперь любую металлическую мелочь складываю в большой ящик, периодически перетряхиваю двор в поисках ненужных железяк. Когда накапливается – отвожу на приём, получая за полчаса хлопот чистый двор и несколько сот (иногда тысяч) рублей. Оказывается, это тоже работает, и это здорово.
Понятно, что мусор – не сплошное золото. Но искать решение надо. Свежая головная боль хозяев, экологов и коммунальщиков – ветки и пожнивные остатки. Сегодня их пытаются вывозить, но процедура эта объективно хлопотная, объёмы огромные. Будем откровенны: многие по старинке складывают из картофельной ботвы и сучьев кучи и кучки, а вечером, когда административное око готовится ко сну, кидают в них зажжённые спички и спокойно идут спать.
Здесь работает нехорошая, но реальная математика: загрязнение воздуха меня ещё коснётся ли, штраф – ты меня сначала поймай, а ветки – попробуй до контейнера дотащи. Нужен плюс, который наклонил бы стрелку в другую сторону. Нужна дополнительная польза и выгода.
Почему бы не развернуть проблему другой стороной. Не тратить тысячи тонно-километров на вывоз веток, а ориентироваться на веткоизмельчители. Сегодня они скорее экзотика в хозяйстве у единиц. Стоят немало, мощность пропорциональна цене, сразу по карману не каждому. Хотя, если вдуматься, что в нём сложного – электро- или бензомотор, крепкий кожух и дробильно-режущий аппарат. Может быть, задуматься и выпускать измельчители у нас – недорогие, без изысков, но мощные и неубиваемые, чтобы одному хозяину хватало минимум на десяток сезонов. Дополнить их функцией измельчения ботвы – вот тебе производство мульчи для своего же сада и огорода.
И многие купят, ведь ветки будут каждую осень и весну. Можно приобретать более мощные агрегаты на улицу, ТОС. Измельчители могут брать коммунальные предприятия, сдавая их в аренду людям – по заявкам и в очередь. Может быть, тогда прекратятся дымы, которые каждый год пронизывают вечерний сентябрьский воздух. И утилизация ТБО быстрее перестанет быть штурмовым авралом, превратившись в обычную повседневность.
Ярослав Макаров
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции