Любо, братцы, любо!
Традиции и сюрпризы фестиваля казачьей культуры «Холковский сполох»
-
Анна Емельянова
-
Белгородская правда
-
Анна Емельянова
-
Белгородская правда
Это неразрывно связанное с традициями казачества слово, выражающее одобрение, часто можно было услышать 16 июня на V Межрегиональном фестивале казачьей культуры «Холковский сполох» в Чернянском районе. Здесь собрались около десяти тысяч участников и зрителей.
У нас великая история
Праздничный день начался с божественной литургии у входа в Свято-Троицкий пещерный храм. Затем верующие крестным ходом отправились на фестивальную поляну, где прошло построение и смотр казачьих формирований, а также торжественное открытие «Холковского сполоха».
«Этот замечательный фестиваль проводится в день празднования Святой Троицы, – сказала глава администрации Чернянского района Татьяна Круглякова. – Я хочу поблагодарить всех приехавших к нам гостей и пожелать всем мира, добра и благополучия».
А гости приехали из 11 регионов России, Донецкой и Луганской народных республик Украины.
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн напомнил о духовных скрепах, общей истории и традициях:
«Традиции дают нам основание быть народом единым. А без истории народ как трава на ветру – куда ветер подул, туда и наклонились. А мы с вами имеем великую историю!»
Земля мастеровая
Одни гости фестиваля отправились к главной сцене слушать выступления творческих коллективов, другие предпочли концерт карильонной музыки, третьи увлеклись исторической реконструкцией боя «Казаки на защите Отечества».
Популярна была выставка мастеров декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Земля мастеровая». Здесь было всё: от казацких нагаек и ножей, до празднично оформленного самодельного мыла и пряников.
В центре площадки расположились умельцы Чернянского района. Мастер Ездоченского дома ремёсел Наталья Колчанова представила аппликации по бересте. Именно за них она получила звание народного мастера.
«Природе я вреда не наношу, – говорит Наталья Михайловна. – Использую кору уже упавших и сгнивших берёз, потому что они богаче колоритом. Пусть такая береста не гибкая, поэтому сделать из неё туесок не получится, зато у неё прекрасные, богатые оттенки».
Мастер того же дома ремёсел Николай Урясов раньше занимался с детьми корнепластикой или, по‑другому, лесной скульптурой, но в последнее время взялся за древнее оружие: из клёна и тополя делает мечи, секиры и булавы.
«На одно изделие уходит день труда, – сообщил Николай Петрович. – Народ охотно берёт такие вещи, чтобы повесить на стену дома».
Яков Рощупкин плёл на выставке кружочки из ивовых прутьев – донышки для будущих корзинок. На фестивале представлял Незнамовский центр культурного развития Старооскольского городского округа, где обучает детей лозоплетению.
Народная скрипка
Мужчина и женщина в старинных русских костюмах разложили на столике перед собой странного вида музыкальные инструменты. Пока молодой человек по очереди брал их в руки и наигрывал разные мелодии, мы расспросили девушку. Она участница фольклорного ансамбля «Тюри-тюри» села Белогорье Воронежской области и коллектива «ДобраСтепь» Воронежа Наталья Стасенко.
— А это мой супруг Валерий Дьяченко. У нас тут древние русские инструменты: свирели, калюки, гусли, колёсная лира, – показала девушка. – Муж сам их делает и сам играет.
В это время мастер обратился к собравшимся:
— Кто знает какую‑нибудь русскую народную песню?
Из толпы послышались варианты: «Калинка-малинка», «Катюша», казачья песня «Когда мы были на войне». Ни одной версии музыкант не принял, так как у всех перечисленных произведений есть конкретный автор.
«А вот это что за инструмент? – Валерий взял в руки нечто отдалённо напоминающее скрипку со смычком. – Называется этот инструмент гудок. Помните песню «Во поле берёза стояла»? Там есть слова «Срежу я с берёзы три пруточка, сделаю из них я три гудочка». Вот этот самый гудочек – это русская народная скрипка. Вот поэтому я двадцать лет назад и начал этим заниматься. Ведь никто не знает ни песен, ни инструментов, ни костюмов. Наряды, в которых сейчас коллективы выступают на сцене, стилизованные, и никакого отношения к народным не имеют».
Барьер взят
Мастеровые ряды вмиг опустели, когда ведущий объявил, что начинается выступление Воронежского конноспортивного клуба. Ещё бы, зрелище оказалось действительно стоящим. Девушка на коне прыгала через барьер, который с каждым заходом становился всё выше. Молодые казаки, сидя, а то и стоя на галопирующей лошади, показывали мастерство владения пикой, бросали в мишень ножи и разрезали шашкой бутылки с водой. Мальчик и девочка лет двенадцати, сидя вдвоём на скачущей лошади, менялись местами и играли в ладушки.
Кульминацией представления стали прыжки через горящий барьер и даже через человека. Для этого 23-летний Дмитрий Акулов стал на одно колено на пути коня и пригнул голову.
После выступления Дмитрий сообщил, что в Воронежском региональном отделении Федерации конноспортивной джигитовки России занимается всего год. Но, глядя на сложность выполненных им трюков, в такой малый срок поверила с трудом, о чём и сказала собеседнику.
«Я состою в казачестве и на лошадях с детства сижу, они меня успокаивают, – объяснил Дмитрий. – С начала занятий я уже не меньше 20 раз выступал перед зрителями, и травм у меня не было. В планах на будущее – хорошо подготовиться к соревнованиям и занять на них первое место, ведь это такой же спорт как, к примеру, бокс или борьба».
Шашку носить достоин
Настоящие казаки ловко умеют орудовать шашкой. Они демонстрировали своё мастерство, разрубая на лету пластиковые бутылки с водой. Среди них был и 33-летний Даниил Фирсов из Старооскольской станицы.
«Я с десяти лет занимаюсь рукопашным и ножевым боем, историческим фехтованием. Это однозначно лучше, чем по подъездам заседать, – улыбается казак. – Все дети казаков с юных лет тренируются. Я стал двукратным чемпионом России по штурмовому и армейскому рукопашному бою, по фехтованию у меня третье место по стране».
«Сейчас я уже отошёл от соревнований, больше занимаюсь подготовкой младшего поколения, – продолжает Даниил. – В хуторе на тренировку приходит по 15 человек. Среди них есть и пятилетние. Я их учу танцевать с оружием. Конечно, в таком возрасте шашки у них деревянные, металлические получат, когда подрастут. Нет какого‑то норматива, после сдачи которого выдаётся стальная шашка. Просто атаман должен увидеть, что казачонок уже способен с ней справиться и главное – достоин».
С Даниилом приехал его отец – атаман Старооскольской станичной казачьей общины Авдей Фирсов. Он вспомнил о первом «Сполохе»:
«Мы принимали непосредственное участие в его подготовке – всю эту большую поляну и речку чистили. Место для фестиваля выбрали не случайно. Рядом Свято-Троицкий Холковский монастырь. Левее раньше находилось городище, стояла крепость. Здесь проходила засечная черта, и наши предки много кровушки пролили за родную землю».
…После окончания фестивальной программы жители района и гости не спешили разъезжаться. Они ещё долго купались в реке, пели, плясали и отмечали праздник.