Объявлена команда «Сбор Полка!» Кто такие современные казаки и чем они занимаются
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В один из субботних дней августа редакционный автомобиль доставил нас, корреспондентов «Белгородской правды», на территорию конноспортивного клуба «Держава».
Недалеко от современного конюшенного комплекса между Шебекино и Корочей обустроили событийное пространство, где буквально через час должен был начаться традиционный военизированный сбор Полка Белого художника. Его участники – 35 единомышленников из Москвы, Санкт–Петербурга, Ростова, Краснодара, Курска, Воронежа, Тольятти и Белгородской области в момент нашего приезда отрабатывали один из эпизодов военной реконструкции.
Устроившись поудобнее, защищая глаза от яркого солнца, мы ждали начала, периодически разговаривая с освободившимися от действа организаторами. Каждый из них увлечён казачеством и верен его идеям. Итак, встреча с мечтателем, созидателем и генератором идей. Давайте разбираться, кто есть кто и что из себя представляет Полк Белого художника.
Руби горлышко
Эти три летних дня стали для участников военизированного сбора Полка Белого художника «Возрождение русской армии» отдельно прожитой жизнью, наполненной идеями нацио-нальных ценностей, чести и справедливости. Все происходящие здесь мероприятия приурочили к 10–летию новооскольского казачьего военно–исторического клуба «Белгородская засечная черта». Находящиеся в строю плечом к плечу некоторые участники СВО – отпускники (не называем их по понятным причинам) позволили связать сегодняшний сбор с поддержанием боевого духа ВС РФ.
Организаторы сбора хорошо известны в своих кругах: это корочанец, выступающий под псевдонимом Белый художник Дмитрий Альшаев, белгородец, владелец конноспортивного клуба «Держава» Сергей Ткачёв и новоосколец, руководитель клуба исторической реконструкции «Белгородская Zасечная черта» Павел Загорулько. Всех троих объединяет казачество, патриотизм и любовь к определённому пласту истории.
«Ещё в школе меня заинтересовал период Гражданской войны. Я долго искал истину, изначально нейтрально относился к белым и красным, потому что ничего не знал об этих страницах истории. В поисках и изучении различной информации потратил много времени, чтобы стать сторонником идеологии Белого движения. Отсюда и мой псевдоним – Белый художник. А рисовать начал благодаря своей творческой семье, но специального образования не получал», – рассказывает Дмитрий Альшаев.
Совсем мальчишкой он занимался в клубе Павла Загорулько. Харизматичный руководитель увлёк идеями казачества Дмитрия, который пристрастно стал изучать традиции, историю, участвовать в военно–исторических реконструкциях, формируя в себе силу духа и мужество. Сегодня Альшаев так объясняет приверженность сословию:
«Корочанский край считают казачьим краем, здесь стояла оборонительная крепость в системе сооружений Белгородской засечной черты. Все коренные жители ведут свой род от казаков. Я думаю, что необязательно даже иметь их в роду. Нужно принять их быт, культуру, православную веру, стремление изучать ратное дело».
Интересный факт он приводит из своего посвящения в легендарные воины:
«В 2016 году я пришёл в казачий клуб, мне вложили в руки шашку, поставили на постамент цель с водой и говорят: «Руби горлышко». У меня уверенно получилось пять раз подряд срубить несколько целей. Тогда я услышал – в тебе течёт казачья кровь».
С тех пор как окончил школу и вуз, Дмитрий работает вдали от малой родины и всегда ждёт отпуска, чтобы приехать в Корочу, надеть специально сшитую для этих случаев форму хорунжего и поучаствовать в военном походе с Павлом Анатольевичем. А три года назад он стал инициатором проведения ежегодного сбора Полка Белого художника, собирая единомышленников в группе социальной сети «ВКонтакте», которая уже насчитывает 15 тыс. подписчиков.
Павел Загорулько в дополнительном представлении не нуждается, потому что известен на ставропольской и белгородской земле. Потомственный казак, по образованию историк, атаман Новооскольской станицы, увлечённый идеями свободолюбия и военно–исторических реконструкций человек. Его воспитанники поступают в военные вузы, а если остаются на гражданке, хранят верность традициям дружбы и казачьего братства.
Есаул и Мальвина
Чтобы воссоздать эпоху начала XX века, пришлось потрудиться Сергею Ткачёву. За год он построил Белую крепость, установил деревянный сторожевой пост и шлагбаум, доставшиеся ему в наследство от съёмок фильма «Союз спасения» в Дмитриевке. В итоге отведённая под проведение сбора территория отдалённо стала походить на павильон «Мосфильма».
«Моя задача всё организовать и построить на местности. Я выпускник Лесотехнической академии, есть плотницкие умения и навыки, поэтому многое здесь сделал своими руками. Мне очень близки патриотические добровольческие идеи. Я воспитал двоих сыновей, они стали военными. Для сегодняшнего сбора приобрёл конную амуницию: казачьи сёдла с оголовьями, подготовил к выступлению семь лошадей», – показывает на своих грациозных подопечных Сергей Александрович.
Его осанистые красавцы Есаули Мальвина пять лет назад снимались в известной вышеназванной кинокартине. Артисты с пышными гривами позировали на камеру сначала в Белгородской области, где для съёмок фильма создали декорации города Василькова в шебекинской Дмитриевке, а потом отправились в Санкт–Петербург на двухместном коневозе и участвовали в показательных выступлениях. Как утверждает Ткачёв, именно Алексей Гуськов в роли князя Алексея Щербатова выезжал на Мальвине на Сенатскую площадь.
В одном строю
И вот зазвучал «Алексеевский марш» – военно-патриотическая песня периода Первой мировой и Гражданской войн. Через несколько минут начался парад войск Добровольческой армии. Всех 35 участников разделили на шесть подразделений, названных как отряды Белого движения: Корниловский, Макаровский, Дроздовский, Алексеевский, донских и кубанских казаков.
Парадный расчёт вынес знамя – бело-сине-красное полотнище, известное со времён Петра I и возвращённое России в 1991 году, а также чёрно-жёлто-белый флаг – Александровский, который с 1858 года развевался в Российской империи. Добровольцы выходят поочерёдно под звуки маршей. Выстраиваются «по линейке», глаза горят, плечи расправлены, подбородки вверх. Стараются показать выправку героев соответствующего времени. На плацу появляется сотник Ткачёв и докладывает хорунжему Альшаеву о построении. Под звуки Суворовского марша Дмитрий приветствует участников парада такими словами:
«Сбор Полка посвящён русской духовности и патриотизму. 106 лет назад свершилась революция, повлёкшая за собой тяжкие последствия для нашей страны. Были разрушены институты общества, армии, духовности, но среди всех событий в ноябре 1917 года забилось сердце Добровольческой армии, и у России появился шанс на возрождение. В противодействие вступили краса и гордость Белой армии, а именно четыре полка и две казачьи сотни».
Заканчивается парад, а мы перед зрелищной частью – джигитовкой и фланкировкой – успеваем перехватить впечатления двух восторженных участников сбора.
«Сюда я приехал из Москвы по зову сердца, движимый чувством патриотизма и желанием поддержать единомышленников. Моментами было сложно, мы готовились усердно. Испытали большое чувство радости, когда стало получаться, – говорит кадет Георгий Величко. – Мы здесь два дня, у нас сплочённый коллектив, все объединены одной целью – укрепление института духовной жизни. В будущем я планирую поступить в военное училище и стать офицером Вооружённых сил».
Студент юридического факультета КГУ Эдуард Бурдасов отмечает, что его кумир – генерал Корнилов, которого он считает великим полководцем, очень грамотным, образованным и интеллигентным человеком. Для молодёжи он воин, разведчик и исследователь. Погиб под Екатеринодаром, где проживает Эдуард. В этом молодой человек видит символику своего нахождения в одном строю с единомышленниками.
«Я случайно увидел объявление в социальной сети, понял, что это моя тема. Мечтал приять участие в реконструкции, готовился к этому и приехал. Я испытываю волнение от происходящего. Это памятно, я обязательно сюда вернусь», – говорит юноша.
Форму ребята приобретали сами или заказывали в ателье. Собрать её в единое целое довольно непросто: шевроны, погоны, фуражка, пояс, портупея – все эти тонкости понимает только человек, погружённый в форменные знаки различия.
На сбор Полка приехали из Москвы Павел и Александр Кондратьевы, отец и сын.
«Сыну 14 лет, он увлекается этими историческими событиями. Это патриотическое движение, где историю изучают как было на самом деле, а не как ранее написали в учебниках. Я ехал как сопровождающий и зритель. Но здесь дал согласие на участие и не жалею. Сын читает книги об этом времени, подбирал экипировку для поездки, в его возрасте это большая редкость. Когда мы рано утром приехали в Белгород, побеседовали с продавцом сувенирной лавки на вокзале, она нам рассказала о жизни города с начала СВО. Вопреки происходящему мы увидели не запуганных, а открытых и позитивных людей. Наш народ великий», – признаётся Павел.
Пока мы разговаривали, начался зрелищный этап – джигитовка. Своей уверенностью в седле и ловкостью выделялись Елизавета Загорулько (дочь Павла Анатольевича), Марина и Ярослав Бусленко из Нового Оскола, мама и сын. Они занимаются три года в конноспортивном клубе. В детстве Марина получила опыт общения с лошадьми и решила научить своих детей не бояться этих замечательных животных. Ярослав комментирует:
«Мне нравится джигитовка, уроки фланкировки, они развивают ловкость, выносливость, мужественность. К лошади у меня особое отношение, я сегодня её чистил, гриву расчёсывал. Перед выступлением разговаривал с ней, просил, чтобы она слушалась и не подвела».
Грандиозное действо охватило всю площадку. Девушки не уступали молодым людям в мастерстве джигитовки, на солнце сверкали отполированные казачьи шашки, которыми сбивали «горлышко», демонстрируя меткость, силу рук, а вода разноцветными брызгами разлеталась в воздухе в разные стороны. Конечно, получалось не у всех, но ведь мы не забыли, что некоторые бойцы впервые здесь увидели лошадь и пошли в свой первый поход на рассвете этого дня. После небольшого отдыха началась военная реконструкция боя Белой армии с петлюровцами. Дмитрий Альшаев напомнил, что украинских националистов ещё тогда нужно было безжалостно стереть с лица земли. Пальба из бутафорского оружия, макет пулемёта «Максим», стреляющий с помощью петард, реалистично воспроизводили боевые сцены. Появились «раненые», которых выносили «под огнём» с поля боя или оказывали медицинскую помощь, накладывая кровоостанавливающий жгут Эсмарха. Мастерски проведённая реконструкция закончилась. Смеркалось, и по окончании батальных сцен начался завершающий эти три дня концерт-бал. Много вечером было сказано добрых слов о героях и мировых распрях, стойкости и мужестве настоящих бойцов.
Искусство на страже истории
На вопрос, чему посвящает свои популярные в интернет-пространстве работы художник, Дмитрий ответил:
«На моих графических листах изображены офицеры и военные деятели Русской армии. Не так давно появились современные герои спецоперации. Создавая образы, я провожу параллели с Гражданской войной, когда одни русские люди вели боевые действия против других русских, у которых «антирусская» каша в голове. Сейчас происходит что–то похожее. Сюжеты для рисунков о Белом движении я черпаю из исторических фотографий и добавляю своё видение, а сюжеты о спец-операции приходят ко мне из телеграм-каналов. В них встречаются живые кадры. Одну из предотпускных моих работ навеяла песня «Не для тебя». Возник образ, я взял карандаш и стал писать. Получился «Кубанский казак».
Рисунки Альшаева распространяются в Интернете без всякой рекламы. Он размещает их в своей группе, и такая тематика привлекает внимание. На фестивале «Спасская башня» появилась сначала идея выставки на тему спецоперации, а потом уже организаторы спросили разрешение у автора об использовании его сюжетов. Ну что ж, бывает и такое в цифровую эпоху. Два года назад он выступил иллюстратором книги российского историка, специалиста в области истории России XX века, истории революций и Белого движения Василия Цветкова «Последняя битва Белого Юга. 1920 год». По мнению Дмитрия, этот проект направлен на то, чтобы русский народ вспомнил о тех событиях и героях, которые в своё время были вычеркнуты из нашей истории или преподнесены в искажённой форме, дабы очернить подвиг доблестной армии, до последнего вздоха сражавшейся за Россию. Также по эскизу корочанца выполнена медаль «80 лет филиалу Военной академии РВСН им. Петра Великого».
Мы уезжали с мыслью, пусть сегодня действо увидели всего 35 человек, но это уже на 10 больше, чем в прошлом году. Прочитали и слова сожаления в группе Белого художника о том, что по разным причинам подписчики не смогли приехать. И хотелось пафосно произнести: на таких людях держится страна, но мы решили, лучше навестим их через год и встретимся ещё раз с теми, кто верен своей стране.
«Вот и завершён третий сбор Полка. Очень много эмоций, мыслей и чувств, очень жаль было прощаться и расставаться с вами. Вы реально заряжены добровольческим духом, настоящие лихие русские солдаты! Я горжусь всеми вами. Очень жду всех на следующий сбор… Даже не верится, что всё это было на самом деле», – написал своим подписчикам Дмитрий Альшаев в социальной сети.
Фото Валерии Шатько и Романа Однорал