Воспитывает каждый метр. Чем уникальна Орликовская школа
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
«Школа – единственное место, где о вас кто‑то думает, объясняет и помогает вам. Мне во многом помогли уроки истории, литературы, физики, химии, биологии, безопасности жизнедеятельности, русского языка…
Неважно, где вы обучаетесь: в элитном лицее или обычной сельской школе. Все знания, которые станут основой вашего социального уровня, закладываются в школе, далее – в университете. А насколько много, зависит только от вас самих и от учителя, от его отношения к предмету».
Так написала о своей альма-матер Аня Борзилова. В прошлом году она с медалью закончила школу в маленьком селе Орлик Чернянского района и сейчас учится в Воронеже на врача. Говорит, что только теперь поняла, насколько велика разница между школьным учителем и университетским преподавателем.
Школа и пять музеев
Аня – гордость школы, её портрет украшает стенд школьного музея, где собраны все медалисты. О каждом из них замдиректора Любовь Логачева может рассказывать долго. Она сама окончила эту школу в 1989 году. В тот памятный год Орликовская школа переехала в новое трёхэтажное кирпичное здание, рассчитанное на 400 учеников.
«Старое здание школы ещё земство строило в 1875 году, а на месте нынешней школы стоял храм, говорят, колокола было слышно за 30 км. Его начали разрушать в 1930-е, закончили в 1950-е, и до 1988 года был пустырь, – рассказывает Любовь Логачева. – Мы десятиклассниками на уроках труда ходили помогать строителям. Открылась школа 1 сентября 1989 года, а я здесь работаю с 1990-го».
Любовь Николаевна ведёт русский язык и литературу, а тогда её приняли старшей вожатой. Кстати, эта должность существует и сейчас.
«Вся моя жизнь связана со школой. А школа уникальная, когда её открывали – другой такой не было нигде», – говорит она и ведёт показывать уникальность, а это пять школьных музеев: образования, природы, иконописи, этнографии и Великой Отечественной войны.
Все экспонаты и документы оригинальные: фотографии первых выпусков, похвальный лист размером с газету – такими в конце XIX века отмечали отличников. Здесь же достижения школы: в 2003 году победили во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» в номинации «Школа с этнокультурным компонентом». Тогда получили президентский грант в 100 тыс. рублей, денег хватило на кухонный комбайн и швейную машинку для кабинета технологии. В 2005 году стали школой года, и сюда потянулись делегации со всей России и зарубежья. В 2007 году очередная победа принесла президентский грант в 1 млн рублей, на него оборудовали компьютерный и лингафонный кабинеты.
Живая история
В школе 120 детей из Орлика, Рябиновки, Сапрыкино и Копцево, самое дальнее село – за 11 км. Уроки истории, географии, биологии ведут те, кто сам окончил эту школу. Занятия проходят не только за скучными учебниками, но и посреди художеств. Стены у лестницы расписаны учителями и выпускниками под картины «Охотники на привале» и «Утро в сосновом лесу». Со стен лесная тематика плавно перетекает в музей природы, где «живут» чучела косули, кабанчика, лисы и других представителей местной фауны.
«На уроках биологии и географии дети здесь изучают животных, – рассказывает другой замдиректора Ольга Перепечаева. – Помню, когда сама была в 11-м классе, проводила тут экскурсию для немцев. Они мне тогда калькулятор подарили, и у меня единственной в школе был калькулятор на солнечных батарейках».
Из нового в коллекции – ракушки и морские обитатели. Их прислала ученица, которая переехала на Кипр.
Рядом с музеем природы – музей этнографии: крестьянская изба соответствует оригиналу: красный угол, мужской, женский. Мужик на лавке сидит, лапти плетёт, жена – за ткацким станком, дочь у сундука приданое готовит. Заходя, чуть было не поздоровалась с ними.
«У нас многие посетители здоровались, – смеётся мой экскурсовод. – Как‑то из управления образования приезжал представитель, заходит сюда, говорит им: «Здравствуйте! Когда здороваются – надо отвечать».
Вся утварь в хате настоящая – это дары жителей села. Орликовцы вообще благосклонны к школьным музеям. Благодаря им тут собралась уникальная коллекция старинных икон.
«Музей иконописи начался с иконы, которую нашли при строительстве школы. Из самых последних вот эта, – Любовь Николаевна показывает на икону в массивном окладе. – Она была абсолютно чёрная, а здесь самоочистилась и засверкала».
Все иконы настоящие, есть очень дорогие. Однажды музей даже пытались обокрасть, получилось только дверь взломать. Поскольку на Руси не принято было вешать иконы без рушников, здесь же образовалась их коллекция.
На примерах односельчан
«Должен воспитывать каждый метр школы, и все наши музеи – тому подтверждение», – продолжает она экскурсию по коридорам третьего этажа, где находится музей ВОВ.
На стенах – портреты вдов ветеранов, учителей-фронтовиков, тружеников тыла, списки не вернувшихся с войны, их похоронки и письма. Здесь же мини-диорама из того, что нашли в огородах и окрестностях: каски, гильзы, части снарядов. Тоже всё принесли жители села.
«Идёшь по коридору, и на тебя смотрят родственники, соседи, люди, которые окружали тебя и твою семью. Это очень важно для воспитания».
— А школа вообще должна воспитывать? – спрашиваю её.
— Долго считали, что не должна, но в последнее время на Белгородчине приоритетные направления – духовность и патриотизм. Государство ведь сняло с себя воспитание. Дома пионеров, технического творчества дают основы по разным направлениям: хореографии, пению, народному мастерству, а говорить о том, что мы патриоты, что это наша Родина, никто не говорит.
— Вы считаете, можно научить Родину любить?
— Можно. Через примеры и образцы.
Разговор о воспитании продолжается в кабинете директора Сергея Шаповалова. Понурив голову, перед ним стоят два сорванца, здесь они не в первый и явно не в последний раз.
«О трудовом воспитании надо говорить, без труда вообще невозможно воспитывать, – считает он. – Как воспитать труженика, который ничего не умеет руками делать? Без этого воспитание в принципе невозможно».