С людьми так нельзя. Что делать, если ребёнка травят
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
По данным ЮНЕСКО, 32 % детей в мире один раз в месяц сталкиваются с угрозами в школе. Примерно столько же страдают от побоев. В группу риска попадают те, кто отличается от сверстников. Распространённые поводы для преследований — внешность, расовые различия, национальность и цвет кожи. Детский психолог Нина Шкилёва рассказала, кто страдает от травли и как этого не допустить.
В чём суть
Травля, или буллинг (от англ. bullying — запугивание) — это психологическое или физическое насилие над человеком. Родители пугаются, не хотят верить, что такое существует, путают травлю с другими явлениями. Когда ребёнка травят — это не значит, что он просто непопулярный. Непопулярного не берут в игру, не приглашают на день рождения, отказываются становиться в пару, но при этом не обижают.
Конфликт — это тоже не травля, а обычная ситуация в любом коллективе. Если сегодня Петя подрался с Сашей, а завтра Саша подрался с Серёжей, а послезавтра они все вместе играют в футбол, то это не травля. Так дети ищут и находят своё место в коллективе. В этом процессе все равны, а при травле чувствуется перевес силы и власти, когда все против одного или большинство против меньшинства.
Травля — это не агрессивный ребёнок в коллективе, который не может справиться с эмоциями и обижает всех, а другие дети это не одобряют и не присоединяются. Такому ребёнку нужна помощь, чтобы разобраться в собственном состоянии.
Кто страдает
Школьная травля — это проблема всего класса, а не одного ребёнка. С буллингом может столкнуться любой вне зависимости от внешнего вида и особенностей характера. Травле подвержены и взрослые, но они могут уволиться с работы, а школьнику некуда уйти. Травля влияет на всех, кто находится в коллективе, и не важно, кто ты —
агрессор, жертва или наблюдатель, который сохраняет нейтралитет, немного травит или немного жертва.
Последствия тоже касаются всех: депрессии, тревожные расстройства, психосоматические нарушения, трудности с учёбой. Дойти может до суицидальных попыток и сильной агрессии, когда ребёнок берётся за оружие и приходит с ним в школу. Проблемы с коммуникацией не проходят и после травли ещё долгое время. Подрывается доверие к человеку и социуму в целом, после пережитого опыта трудно общаться в других коллективах. Общее последствие — принятие культуры насилия. Общество соглашается с существованием насилия одних над другими, это становится нормой, к которой привыкают.
Кто агрессор
Исследования показывают, что чаще агрессорами становятся дети и подростки, которые сами испытывают насилие, например, в семье. Ощущая себя на месте главного обидчика, агрессор понимает, что в любой момент может оказаться с другой стороны. Когда в группе существует правило: «либо я, либо меня», ребёнок вынужден поддерживать статус. У него также ухудшается успеваемость, уровень агрессии растёт, возможны тревожные расстройства, отсутствие границ поведения сказывается на развитии личности, поэтому он не может остановиться, пока к нему так же не применят насилие.
Если это происходит в группе, то к агрессору присоединяется тот, кто понимает, что ему трудно противостоять и это единственный способ выжить в коллективе. Он следует правилам, которые уже установились. Когда затравленного малыша переводят в другую школу, оставшиеся родители спрашивают друг друга: «А кто же теперь?» Обязательно на его место встанет кто‑то другой, потому что такие правила этого коллектива. Не говорите малышу: «Ты разберись уже, научись общаться, найди общий язык. Почему они так тебя не любят?» Не почему. Дело не в том, какой ты человек, а в том, что это за коллектив.
Кто виноват
Когда происходит насилие, закрадывается мысль: «Наверно, он сам виноват, такой нескладный, не умеет общаться, не нашёл общий язык». В чём виноват малыш, которого бьют головой об шкафчик или окунают в унитаз? Родители думают, что просто так не обижают, но это не так.
Ещё на уровне семьи проявляется нетерпение к различиям: «Все люди как люди, а ты прыгаешь тут. Все играют, а ты что сидишь?» Ты отличаешься — ты плохой. Но мы все друг от друга отличаемся. Родители не хотят замечать проблему, они считают, что детей нужно растить самостоятельными, чтобы научились справляться с проблемами сами. Но когда это система и у малыша нет сил, чтобы противостоять в одиночку, его нельзя оставлять. Иногда проблему отрицают, потому что боятся, страшно, когда дети физически нападают, морально унижают других.
В учебных заведениях закрывают на это глаза, чтобы не портить репутацию. Учителя не знают, как бороться, поэтому им легче сделать вид, что ничего не было, перевести ответственность на родителей. Педагоги дают дополнительные поводы обижать, когда на уроках физкультуры проводят эстафету или зачитывают оценки за контрольную.
Школьники чаще попадают под травлю, потому что переходят из узкого круга семьи в группу сверстников. Они нуждаются в том, чтобы быть частью, признанным и значимым её членом. Иногда эта значимость заключается в том, чтобы вместе с другими бросить жёваную бумажку в Васю. «Я буду это делать, потому что это поможет мне войти в коллектив».
Как остановить
Как нет одного рецепта от всех болезней, так и нет точных правил, которые обязательно остановят травлю. Но первое, что вы можете сделать, — признайте проблему, дайте название и оценку.
Мало привести жертву и агрессора в кабинет директора и поругать. Донесите до всех учеников, их родителей, учителей, что в школе травят. Поскольку от этого страдают все, то и в разборе участвовать должны все. Посадите детей в круг и у каждого спросите: «Можно ли тебя бить?» Обсудите, почему так делать нельзя, расскажите, какие существуют правила, как поступать, если не совпадают интересы, какие существуют наказания для тех, кто правила не соблюдает.
Дайте однозначно негативную оценку насилию и сами не применяйте силу в наказание. Следуйте общепринятым нормам культуры и этики. Не поступайте, как родители из Приморья, которые решили самостоятельно наказать хулигана, опустив его головой в унитаз. «Будет знать, молодцы», — подумают многие. Но мальчик будет знать и то, что когда я сильнее, могу это делать, потому что так поступают взрос-лые. Это так же работает в ситуации, когда малыш ударяет родителя, а тот бьёт в ответ. Взрослый не говорит, что так нельзя и это больно, а показывает крохе, что найдётся сила больше его. Ребёнок вырастет с мыслью: «стану сильнее, я вас так же накажу». Поэтому действуйте по правилам и законам, самосуд вредит.
Что делать
- Спокойно реагируйте на проблемы. Это залог хороших отношений с ребёнком. Не кричите, когда малыш говорит, что упал и порвал новые штаны.
- Научитесь слушать детей, не спешите топить кого‑то в унитазе.
- Объясните, что так нельзя поступать с людьми, кем бы они ни были. Только когда вы даёте негативную оценку травле, ребёнок понимает, что не виноват. Если вы его не поддерживаете, то начинается с «мне нужно поменять себя» до «мне не нужно жить».
- Не подвергайте сомнению реакции ребёнка, выставляя их неадекватными. Когда кроха приходит и рассказывает: «Меня обозвали, и я стал плакать/драться/кричать», не говорите: «А чего ты разнылся?» Ребёнок же живой, и психика его реагирует наиболее подходящим образом. Если он подрался, когда его обидели, то это лучшее, что он мог сделать, чтобы не сойти с ума.
- Объясните, что с ним случилось. «Ты расстроен, разозлился, тебе обидно, страшно» — назовите всё словами, тогда ребёнок почувствует, что его понимают, доверится вам. Не говорите: «Ничего не произошло, иди играй». Ребёнок понимает, что там его мучают, а тут никто не слышит. Это может и на крышу привести, в конце концов.
- Покажите, что жаловаться и просить помощи — это нормально, не обязательно справляться самому. Обсудите с ребёнком, какие выходы он видит, чего бы хотел, что чувствует, чего хочет от вас. Оцените его состояние, обратитесь к классному руководителю.