Зарядка Ильича. Садовод из села Сетище не поливает виноград и клубнику
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Садово-огородный сезон Владимир Рябых закончил в ноябре обрезкой плодовых деревьев. Правда, в декабре выходил в сад: выдолбил в мёрзлой земле лунку, да и закатал в неё грецкий орех. Весной проклюнется росточек.
«Соседи в окно увидели, что зимой в земле копаюсь, да и покрутили, наверное, у виска», – смеётся Владимир Ильич.
Впрочем, в Сетище его все знают, называют попросту Ильичом. А вот за пределами родного села не раз, наверное, в сторону садовода крутили пальцем у виска. Ведь правда странно: разве можно в наше прагматичное время добро задаром раздавать? А Ильич раздаёт урожай и саженцы. Вернее – дарит.
Как у Михалыча
Переобувшись в хозяйские галоши, следую в сад за Владимиром Ильичом. Снег едва сошёл, оттаявшая земля комьями прилипает к обувке. И только успеваю вертеть головой среди голых пока деревьев и кустарников.
«Здесь у меня абрикос, яблоня, груша, айва, вишня, черешня, ежемалина, йошта – гибрид чёрной смородины и крыжовника», – перечисляет хозяин.
По‑настоящему садоводством Рябых увлёкся лет семь-восемь назад.
«В Новосолдатке посмотрел у Михалыча, он на 10 лет старше меня, – у него на участке всё красиво. А у меня что, руки не такие? И затравился (увлёкся. – Прим. авт.) я этим делом! – говорит Ильич и добавляет, лукаво прищурившись: – Земли, правда, у меня немного – 51 сотка».
На этом «небольшом» участке управляется пенсионер Рябых по большей части сам. Жена Татьяна Николаевна, учитель местной школы, помогает после работы – она главная по заготовкам урожая на зиму. Дочка-школьница Алина тоже старается помочь, и ей – первая сладкая ягода.
Главное правило
До всех премудростей доходил садовод своим умом – всё‑таки начинал когда‑то учиться на агронома. С такими же любителями, как и сам, советуется. А вообще, считает, садовую науку можно постигать всю жизнь. Вот, например, персик вымучил Ильича: из 20 саженцев прижились три, остальные вымерзли.
«Мне подсказали – надо районированные сорта брать, адаптированные к нашему климату», – делится он знаниями.
Или взять фундук: привезли Ильичу из Днепропетровска саженец в три почки, так он пять лет в земле просидел как тычка.
«Я уже решил: ещё год посмотрю и выкину, – вспоминает садовод. – То ли он испугался – за два сезона разросся, уже и пригоршню орехов с него собрал».
Но главное правило Владимир Рябых уяснил ещё с детства, которое прошло тут же, в Сетище:
«Любая культура любит уход. Идёшь, видишь веточку сухую – убери, пырей где‑то проклюнулся – сорви».
Виноград – как три коровы
Нынче он вышел в сад в середине февраля: обрезать деревья, которые не успел осенью. Но эти хлопоты – словно разминка. Вот проснётся виноград – пойдёт настоящая работа!
«За виноградом ухаживать – легче трёх коров держать», – смеётся Ильич.
Но вряд ли садовод пойдёт на такой обмен: хоть и говорит, что все культуры одинаково любимы (чтоб никакую не обидеть), а всё‑таки к винограду у него особые чувства. И если деревьям и кустарникам он счёт не ведёт, то здесь знает точно: 120 корней на 12 сотках. В прошлом сезоне собрал 350 кг спелых гроздьев (не меньше половины раздарил), в нынешнем мечтает выйти на 500 кг, если погода не подкачает. За себя он ручается.
«Осенью 12 дней в саду жил: каждую лозу аккуратно обрезал, сложил, верёвочкой закрутил, сверху укрывным материалом ещё раз укрутил, канавку перед этим вырыл, лозу уложил, канавку закопал, – посвящает Ильич в тонкости работы с виноградом. – И сказал: встретимся, живы будем, весной… Если не укрывать – земля прилипает к лозе, она начинает плесневеть».
Уже сегодня график работ у садовода расписан:
«Весной дождусь, когда по ночам установится плюсовая температура, открою виноград не спеша. Чуть подсохнет земля, привяжу к шпалере веточки. Тут оперативно надо успеть, дня за три. Почка проснётся – прорыхлю, прополю. Пойдут листочки – посмотрю, чтоб с одной почки не было две завязи. Побочную удаляю. Иначе получатся такие заросли! И урожай никакой, и мучнистая роса нападает. Летом буду пасынки удалять».
Зато поливать не надо. У винограда, поясняет Ильич, корни двухъярусные: он и у соседа, когда надо, влагу достанет. А если поливать – ягоды теряют сладость.
На здоровье!
Что‑то из саженцев покупал в питомнике, как, например, японский сорт «кёхо», с которого ждёт этим летом первую гроздь. А чаще их садоводу дарили, так и собралось 28 сортов: от «памяти Негруля» до «аксайского кишмиша». Теперь Ильич сам саженцами делится, не только с земляками, но и с садоводами из других областей. В прошлом году, говорит, 270 корней винограда подарил, уже выращенных, с которых нынче можно получить контрольную гроздь.
Как‑то по случаю привезли ему подарок из Италии – что‑то скрученное в пакете, похожее на фарш.
«Я закинул его в морозилку, – улыбается Ильич. – Потом думаю, дай посмотрю, оказалось – корни клубники! Стопроцентная всхожесть, и ягоды – одна к одной!»
Килограммов 150 клубники разошлось по соседям-знакомым прошлым летом. Зажмуриваюсь, представляю спелые ароматные ягоды и недоумеваю вслух:
— Почему вы дарите, если можно самим съесть?
— Её у меня пять соток, – смеётся садовод. – Мы и поели, и на зиму закрутили-заморозили, а остальное куда девать?
Клубнику Ильич тоже не поливает – ради сладости ягод.
«Засыхает корень – убираю, подсаживаю ещё, – поясняет он. – Осенью, понятно, усики обстригаю. Сейчас участок с клубникой перекопал, чеснок на её месте будет, а потом заново ягоду посажу».
Сколько хлопот! Но у Ильича свой взгляд:
«Для меня это физзарядка. Час поработал с утра, пошёл отдохнул – двор подмёл, навоз покидал, розы прополол. Когда труд разнообразный – человек отдыхает. Никто не хочет работать, вот в чём дело. Получается, я дарю саженцы, будто навязываю – пожалуйста, возьмите, ведь жалко красоту такую выбрасывать. Ну, отвечают, если бы ты ещё посадил…»
В этом году Владимир Ильич думает ещё штук 350 саженцев винограда подарить. Пусть народ к физзарядке приобщается. И урожаем угостит всех желающих. На здоровье!